Добавил:
gen7976@yandex.ru Почётный профессор Санкт-Петербургского международного криминологического клуба, член Союза журналистов России Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Преступление. как жизненный факт

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
04.09.2022
Размер:
913.46 Кб
Скачать

41

Противоправность преступления. Если общественную опасность в уголовном праве принято именовать материальным признаком (как объективное свойство преступления), с чем можно соглашаться или не соглашаться, то уголовную противоправность предлагается понимать как формальный признак46, т.е. всего лишь как дефиницию, или логическую формулировку понятия, в котором законодательно выражены существенные признаки преступления, в том числе и общественная опасность.

Но, поскольку общественная опасность рассматривается как материальный признак и, таким образом, находит выражение через понятие противоправности, противоправность не может оставаться формальным признаком. Например, от способа совершения преступления, объема причиненного имущественного вреда, возраста, психического состояния лица, совершившего деяние, зависит не только степень общественной опасности, но и юридическая оценка самого преступления. Оценка эта дается на основании закона, который закрепляет признаки, указывающие, например, на возможность или невозможность привлечения лица к уголовной ответственности.

В связи с этим нельзя не согласиться с высказываемым в юридической литературе мнением о том, что уголовная противоправность выражает не только формальное (юридическое), но и материальное основание уголовной ответственности, т. е. состав преступления. Именно благодаря признаку уголовной противоправности понятие преступления приобретает полноту47.

Виновность как признак преступления. Именно из противоправности вытекает признак виновности. Деяние (действие, бездействие) не совершается само по себе, оно является результатом сознательного выбора субъекта, который сделал это вопреки предписанию Уголовного кодекса. Его поступок направлен против права, и право, точнее закон предусматривает ответный акт со стороны государства, т. е. наступление уголовной ответственности.

46См.: Корнеева, А.В. Понятие преступления / А.В. Корнеева // Уголовное право. Общая часть. Учебник / Под ред. Б.В. Здравомыслова, Ю.А. Красикова, А.И. Рарога. – М.: Юрид. лит., 1994. – С. 70.

47См. Тер-Акопов, А.А. Преступление и проблемы нефизической причинности в уголовном праве / А.А. Тер-Акопов. – М.: «ЮРКНИГА». – С. 20.

42

Таким образом, виновность есть не что иное, как сознательное, волевое отношение лица к велению основного уголовного закона, совершаемому деянию и его последствиям. Уголовная противоправность возможна только при наличии виновно совершенного деяния как его результат, поэтому виновность следует рассматривать даже не как самостоятельный признак, а как необходимое свойство противоправности48.

Преступность и наказуемость деяния49. Итак, в противоправности мы находим выражение всей полноты признаков деяния. В связи с этим противоправность, как бы сохраняя юридическую форму (определение понятия), вместе с тем приобретает новое содержание, которое «не вмещается» в традиционную форму и требует ее модификации или нового способа своего существования и выражения. Представляется, что такая форма уже определена, точнее, названа в Основном уголовном законе, но пока остается не разработанной в теории уголовного права. Эту новую юридическую форму уголовной противоправности законодатель обозначил как преступность (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 10; гл. 10 УК РФ).

Термин «преступность» принято относить к обозначению известного социально-правового, общественно опасного, уголовно-противоправного явления, которое находит выражение в совокупности преступлений и лиц, их совершивших, в определенном месте и времени. Преступность определяется и как свойство общественной жизни, которое проявляется в тех самых актах поведения человека, которые в соответствии с Уголовным кодексом оцениваются как преступления. Следовательно, преступление есть не что иное, как частица этого свойства.

Эта частица имеет сложную сущность, в основе которой лежит общественная опасность, которую, на наш взгляд, не следует рассматривать как исключительно материальный признак преступления. В общественной опасности преступления материализуются личностные признаки субъекта, его со-

48См. Красиков, Ю.А. Указ. соч. – С. 60.

49Здесь и далее термин «деяние» употребляется как синоним «преступления» исключительно ввиду избегания тавтологического оборота «преступность преступления».

43

вершившего. Этот процесс, в частности, реализуется не только через мотив, но и целеполагание как процесс осознания и формулирования цели, или предполагаемого результата, скажем, незаконного завладения имущества.

При этом предполагается и использование соответствующего способа, например, обмана, т. е. умышленного искажения или сокрытия действительного положения вещей с целью ввести в заблуждение лицо, чтобы завладеть имуществом, которое находится в его ведении.

Следовательно, цель и метод ее достижения выступают и как составляющие преступности деяния. Впервые вопрос о преступности цели и средств деяния рассматривал проф. А. Чебышев-Дмитриев, который, в частности писал: «Преступность избранных средств к достижению правонарушения является таким же существенным условием для того, чтобы признать деятельность преступной, как и для того, чтобы установить преступность цели (выделено нами – авт.)»50. В ряде случаев законодатель прямо определяет некоторые способы и средства совершения преступления как общеопасные или с повышенной степенью общественной опасности, о чем упоминалось выше. Если учесть еще и аналогичную оценку некоторых мотивов (мотивы политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо мотивы ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы) как обстоятельство, отягчающее наказание, то становится очевидной невозможность уложить общественную опасность в прокрустово ложе материального признака.

Таким образом, преступность деяния можно определить как интегрированное свойство, в котором выражены юридические качества содеянного, благодаря которым оно влечет за собой наказуемость.

По существу, наказуемость не следует относить к признакам деяния, поскольку этот признак «поглощен» уголовной противоправностью, которая

50 Цит. по: Таганцев Н.С. Уголовное право (Общая часть). Часть 1. По изданию 1902 года // электронный ресурс Allpravo.ru. – 2003: http://www.allpravo.ru/library/doc101p0/instrum105/item892.html

44

имманентно предопределена быть наказанной, поскольку закон предусматривает угрозу наказания за содеянное в виде санкции.

В связи с этим важно заметить, что наказуемость деяния отнесена в Основном уголовном законе к уголовно-правовым последствиям. Частью первой ст. 3 Уголовный кодекс РФ предусматривает: «Преступность деяния, а также его наказуемость и иные (выделено нами – авт.) уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом»

Поскольку в главе 8 УК РФ отражены обстоятельства, исключающие преступность деяния, следовательно, закон предусматривает и такое деяние, в котором признак преступности отсутствует. В отличие от категории «преступность деяния», которая, как было сказано выше, еще ожидает своего исследователя, категории «непреступность деяния» уже оказано внимание в юридической литературе.

Так, проф. В.И. Ткаченко, анализируя обстоятельства, исключающие преступность деяния, рассматривает, в частности, «условия непреступности» необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, «непреступность действий» в состоянии крайней необходимости51.

Непреступность деяния вытекает из его малозначительности, положение о которой предусмотрено ч. 2 ст. 14 УК РФ: «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодекс, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности».

Совершенность деяния. Данный признак почему-то не пользуется вниманием исследователей. Между тем, как следует из законодательного определения преступления, таковым признается виновно совершенное общественно опасное деяние.

51 См.: Ткаченко, В.И. Обстоятельства, исключающие преступность деяния / В.И. Ткаченко // Уголовное право. Общая часть. Учебник / Под ред. Б.В. Здравомыслова, Ю.А. Красикова, А.И. Рарога. – М.: Юрид. лит., 1994. – С. 221 – 253.

45

Именно совершение (завершенность) деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом, является основанием уголовной ответственности (ст. 8 УК РФ).

Законодательное определение признака совершенности деяния в качестве основания уголовной ответственности было дано еще в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденными Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 года. Статья Основ предусматривала: «Уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, то есть умышленно или по неосторожности совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние».

Как видим, в советском и современном российском уголовном законодательстве совершенность деяния определяется как один из основных признаков преступления: ответственности и наказанию подлежит «лицо, винновое в совершении преступления»; «умышленно или по неосторожности совершившее… деяние»; наконец, современное предписание: «виновно совершенное общественно опасное деяние».

На приоритет признака совершенности деяния обращал внимание еще проф. А.А. Герцензон в ряду других правоведов, который признавал основанием уголовной ответственности факт совершения преступления52.

Слово «совершенность» (от слова «совершиться» – произойти, осуществиться) означает ограниченность протекания действия, его целостность; законченность действия, его начало или завершение, а также результативность53.

Все составы преступлений, предусмотренные в Особенной части УК РФ, представлены как оконченные (совершенные) деяния, в которых имеется полное осуществление его объективной и субъективной сторон. Без этого не-

52См.: Герцензон, А.А. Понятие преступления в советском уголовном праве. – М., 1955. – С 46 – 47.

53См.: Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – С. 740 – 741.

46

возможно обеспечить целостность нормы, представляющей собой систему уголовно-правовых критериев оценки, или своеобразную оценочную модель, благодаря которой конкретный акт поведения человека «переводится» в юридический факт.

Однако в реальной жизни акты поведения человека, связанные с иными жизненными обстоятельствами, которые могут быть квалифицированы как преступление, возникают, развиваются, прекращаются далеко не одинаково. В одном случае деяние может проистекать ровно столько времени, сколько понадобиться, например, на производство выстрела, удар ножом; в другом – на неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего или на организацию преступного сообщества (преступной организации) и др.

Вцелях предупредительного воздействия на развитие конкретного события, признаки которого указывают на его преступность, предупреждения конечного его результата, данное событие подвергается юридическому анализу и последующей квалификации его на определенных стадиях, в каждой из которых усматривается ограниченность протекания действия, или завершенность его на данной стадии, и законодательно устанавливается соответствующее ограничение.

Вгл. 6 УК РФ «Неоконченное преступление» предусмотрены три его

вида:

1) оконченное преступление (ч. 1 ст. 29);

2) неоконченное преступление, имеющее два подвида, или, как их называют, стадии: а) приготовление к преступлению и б) покушение на преступление (ч. 2 ст. 29, ст. 30);

3) добровольно прекращенное преступление (добровольный отказ от преступления (ст. 31).

Представляется, что во всех указанных в законе видах преступления имеется юридический признак совершенности деяния:

а) совершенность деяния в виде оконченного, целостного преступления, с конечным целевым результатом (убийство, оскорбление и др.);

47

б) совершенность деяния в виде ограниченности преступления: в одном случае в виде приготовления к преступлению (в случае, если оно носит тяжкий и особо тяжкий характер), в другом – в виде покушения на преступление;

в) совершенность деяния при добровольном отказе от преступления. При этом три вида преступления – оконченное преступление, приго-

товление к преступлению, покушение на преступление – имеют признак «преступность». Четвертый вид преступления – добровольный отказ от преступления – по сути, также представляет собой неоконченное преступление, хотя и по другой причине. Добровольный отказ определен законодателем как основание его декриминализации, можно сказать, своеобразной амнистии, стимулирующее превенцию уголовно-правовой нормы. И в данном случае можно говорить о таком признаке неоконченного деяния, как «непреступность действия».

Между тем, в отличие от Основного уголовного закона, в юридической литературе принято рассматривать не виды неоконченного преступления, а его стадии. В учебнике по уголовному праву прямо указывается: «Глава 6 УК РФ («Неоконченное преступление») посвящена стадиям совершения умышленного преступления»54. И далее: «Законодатель (ст. 29 УК) различает три стадии реализации умысла виновного на совершение преступления: а) приготовление к преступлению; б) покушение на преступление; в) оконченное преступление»55.

Хотя оконченное преступление трудно представить как его стадию. Оконченное преступление есть результат покушения, к которому стремился субъект; в нем выражена целевая (а в ряде случаев и сопутствующая) результативность преступления. Профессор Г.В. Назаренко, критикуя трактовку неоконченного преступления, полагает, что оконченное преступление не может рассматриваться как стадия, поскольку в нем выражена достигнутая

54Побегайло, Э.Ф. Стадии совершения умышленного преступления / Э.Ф. Побегайло // Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т. 1. Общая часть. Отв. ред. А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОР- МА-ИНФРА·М), 2000. – С. 205

55Там же.

48

цель56. И вообще нелогично часть преступления, т. е. его стадию, или ступень считать преступлением, хотя и неоконченным. Образно говоря, ступень как часть лестницы не может быть представлена как лестница целиком или большей ее частью. Но ступень имеет свое назначение (целеполагающую функцию) и значение (результат) в его сложной, материально-формальной сущности: как результат действия (приготовление) и в то же время как предполагаемый результат бездействия (конечное исполнение). Именно этот сложный признак и определяет деяние-приготовление и деяние-покушение как относительно самостоятельное, т. е. оконченное преступление, но на тот момент, который определяется целью-приготовлением или цельюпокушением.

Здесь необходимо сделать пояснение к употребленному термину «целеполагающая функция». Речь идет об одной из управленческих функций сознания, которая выступает «как совокупность действий человека для достижения необходимой подцели (выделено мной – авт.) в рамках более широкой целенаправленной деятельности»57.

Целеполагающая, или телеологическая (от гр. teleolos – цель и logos – понятие) функция может быть определена как интеллектуальный процесс вырабатывания человеком целей своей деятельности (см. рис. 5). Выработанная цель (как предполагаемый результат, например, выполнение работы по подготовке к преступлению) выступает в роли механизма интеграции различных действий в систему, которая ориентирована на достижение этой цели58.

По времени действия целеполагающая функция деяния может иметь: а) долгосрочный характер – процесс достижения конечной цели (совершение

56См. Назаренко, Г.В. Русское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. – М., 2000. – С. 117; ссылка из: Милюков, С. Определение понятия неоконченного преступления в современной уголовно-правовой литературе / С. Милюков, Т. Дронова // Уголовное право. – 2008. – № 2. – С. 43.

57Граждан, В.Д. Социология управления: учебник / В.Д. Граждан. – М.: КНОРУС, 2008. – С. 234.

58См.: Граждан, В.Д. Указ. соч. – С. 243.

49

убийства по найму); б) среднесрочный – процесс приготовления к убийству (предварительный сговор); в) краткосрочный, или оперативный (акт умышленного причинения смерти другому человеку). Как видим, убийство как преступление, предусмотренное ст. 105 УК РФ, может быть рассмотрено либо в виде поэтапного процесса, при завершении которого этапы (приготовления и покушения) «поглощаются» исполнением «основного» преступления и не имеют значения для квалификации, но представляют интерес в криминологическом отношении.

Целеполагающая (телеологическая) функция

Кратко-

Средне-

Долго-

срочная

срочная

срочная

цель

цель

цель

Преступление-

 

Преступление-

 

 

приготовление

 

покушение

 

Преступление

(ст.ст. 30, 66

 

(ст.ст. 30, 66

 

конечное

(67), 105

 

(67), 105

 

(ст. 105 УК РФ

УК РФ)

 

УК РФ)

 

– убийство)

 

 

 

 

 

Корреальные преступления

 

 

 

Неполное

Нападения на

самодостаточное

граждан,

преступление

организации

(ст. 209 УК РФ –

 

бандитизм)

 

Рис. 5. Юридическая оценка интеллектуального процесса – криминального целеполагания.

50

Вместе с тем, в соответствии с характером целеполагающей функции, деяние проявляют себя как относительно самостоятельное. При этом целеполагающая функция оперативного характера в одних случаях выступает как вытекающая функция из двух предшествующих функций, или как конечный процесс реализации преступления; в других случаях она реализуется как единственная и самостоятельная функция – оперативного характера (убийство, совершенное в состоянии аффекта – ст. 107 УК РФ, или совершенное при превышении пределов необходимой обороны – ст. 108 УК РФ).

Больше того, Основной уголовный закон предусматривает такого рода деяние, как оконченное, можно добавить самостоятельное преступление, хотя по сущности оно выступает как деяние-приготовление, для которого характерно наличие среднесрочной телеологической функции. Например, ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации)» предусматривает такие составы преступления, как создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.

Как видим, среднесрочная целеполагающая функции находит выражение в подготовительных действиях к организованному совершению тяжких или особо тяжких преступлений. Если подготовительные действия завершены, следовательно, цель достигнута в той мере, в какой она была определена как промежуточная цель, т. е. в соответствии со среднесрочной целеполагающей функцией.

В качестве оконченного самостоятельного преступленияприготовления можно определить создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации (ст. 209 УК РФ), организацию экстремистского сообщества (ст. 2821 УК РФ), угрозу убийством, причинением вреда здоровью (ст.ст. 119, 296 УК РФ) и др.