Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Gankovskiy_Yu_V__red__-_Islam_v_stranakh_Blizhnego_i_Srednego_Vostoka_-_1984

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
10.33 Mб
Скачать

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

ИНСТИТУТ в о с т о к о в е д е н и я

ИСЛАМ

В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА

Сборник статей

и з д а т е л ь с т в о «н а у к а »

ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА 1982

29

1187

Редакционная коллегия

Ю. В. ГАНКОВСКИИ (ответственный редактор), И. М. СМИЛЯНСКАЯ, И. Л. ФАДЕЕВА

Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока.

И87 Сборник статей. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982.

238 с.

Статьи сборника посвящены проблемам ислама и религиозной си­ туации в странах Ближнего и Среднего Востока. Проблемы рассмат­ риваются в историческом и современном политико-идеологическом ас­ пектах. Ряд статей рассказывает о воздействии ислама на развитие экономики и демографические процессы в странах региона.

И

0400000000-119

29

КВ-32-1-82

 

013(02)-82

 

© Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982.

ПРЕДИСЛОВИЕ

70-е годы нашего века были временем углубления общего кризиса капитализма, его социальных, экономических и политических структур. Эти годы убедительно показали не­ состоятельность расчетов правящих кругов тех освобо­ дившихся стран Востока, которые выбрали несоциалистический путь развития и рассчитывали, что на этом пути им удастся в оптимальные исторические сроки преодолеть тяжелые последст­ вия колониального прошлого. Усилилась борьба (связанная с выбором пути развития) между прогрессивными, национально­ демократическими силами и внутренней реакцией за влияние на широкие народные массы.

Во многих развивающихся мусульманских государствах, включая страны Ближнего и Среднего Востока, в 50—70-е го­ ды наблюдался быстрый рост производительных сил в сфере ма­ териального производства. Одновременно шло формирование современной сферы услуг. Однако это развитие происходило на

антагонистической классовой основе, его ход и направленность определялись прежде всего эгоистическими интересами правя­ щих буржуазно-помещичьих кругов, и потому плодами его вос­ пользовалась лишь узкая верхушечная прослойка имущих клас­ сов 1.

Развитие капитализма, сопровождавшееся размыванием мно­ гочисленных групп городского и сельского населения, связан­ ных с докапиталистическими укладами хозяйства, породило на мусульманском Востоке ряд серьезнейших трудностей и проти­ воречий. Различные секторы экономики развивались крайне неравномерно. Конкуренция быстро растущей крупной промыш­ ленности способствовала пауперизации ремесленников. Народ­ ное хозяйство было не в состоянии обеспечить полную занятость трудоспособного населения. Росло число «лишних людей». Зна­ чительная часть трудящихся была вынуждена продавать свою рабочую силу ниже ее стоимости.

Несмотря на проведенные аграрные преобразования, в сель­ скохозяйственном производстве огромную роль продолжал иг­

рать мелкотоварный (а в ряде стран и натуральный) сектор с присущей ему весьма низкой производительностью труда. В ре­ зультате сельское хозяйство оказалось не в состоянии снабжать быстро растущее население продовольствием, а промышлен­ ность — сырьем, и платежеспособный спрос жителей городов все больше покрывался за счет импорта.

з

Вместе с тем политика всемерного стимулирования разви­ тия капитализма привела к быстрому росту крупной буржуазии, связанной с империалистическими монополиями, под фактиче­ ским контролем которой оказались важнейшие отрасли про­ мышленности, значительная часть внутренней и внешней тор­ говли, банки, страховые компании. Обострилось социальное неравенство; углубилась пропасть между богатством и бед­ ностью. Росло недовольство направленностью, ходом и резуль­ татами социально-экономической политики правящих кругов. Оно охватывало мелкую и среднюю национальную буржуазию, интеллигенцию и (что вызывало особую тревогу господствую­ щей верхушки имущих классов) широкие народные массы, стра­ давшие от безработицы, недоедания, болезней, инфляции, роста цен, политического и социального бесправия.

Трудности и противоречия развития по пути капитализма ве­ ли в мусульманских странах, включая государства Ближнего и Среднего Востока, к неуклонному нагнетанию социальной и политической напряженности, стимулировали рост демократиче­ ских и оппозиционных движений. В политически активных слоях общества росло понимание того непреложного факта, что раз­ витие по пути капитализма неспособно решить насущные про­ блемы миллионных народных масс. Если еще в середине 60-х го­ дов руководящие государственные деятели мусульманских госу­ дарств могли заявлять, что, «несмотря на ужасающую нищету и невыполненные обещания достичь изобилия, разочарование остается сдержанным»2, то спустя десятилетие разочарование вырвалось наружу. Одним из результатов этого явления стало резкое обострение антагонистических классовых конфликтов и борьбы за выбор пути развития.

Встранах мусульманского Востока в этих условиях вновь, как это неоднократно наблюдалось в прошлом, активизирова­ лись силы, выступающие под исламскими лозунгами. При этом, как писал еще в 1914 г. акад. В. В. Бартольд, исламские лозун­ ги используются «всегда в виде доктрины не столько религиоз­ ной, сколько политической, большей частью только как средство для достижения вполне определенных политических целей»3.

Взависимости от социальной и политической ориентации руководителей тех или иных общественных движений ислам­ ские лозунги в одних случаях служили и служат для выражения антиимпериалистических и антикапиталистических по своей сути

устремлений, в других случаях — противоположных им правых, а иногда реакционных призывов.

Лидеры прогрессивных партий и организаций, предлагая раз­ личные программы демократических социальных и экономиче­ ских реформ, стремились обеспечить массовую поддержку проводимому ими политическому курсу, используя глубоко уко­ ренившиеся в мусульманских странах традиционные представ­ ления о приоритете интересов мусульманской общины, государ­

4

ства, общества над интересами отдельных лиц или частных корпораций. Они опирались на присущие исламу эгалитарные черты, запрет ростовщической эксплуатации и кабалы, на тради­ ции антиколониальной борьбы, которая во многих мусульман­ ских странах шла под знаменем ислама. Их идеи находили глубокий отклик в среде городской мелкой буржуазии, ради­ кально настроенной учащейся молодежи, интеллигенции, полу­ пролетарских групп населения 4.

Что же касается правых сил, представлявших эгоистические интересы верхушки крупной местной торгово-промышленной буржуазии, богатых землевладельцев, верхушки улама5, то они в условиях растущей социальной напряженности проявляли все большую склонность отказаться от дальнейших социально-эко­ номических преобразований. Чтобы сохранить свои позиции, они шли на соглашения или даже на прямой союз с империа­ лизмом, не останавливаясь перед самыми крайними мерами в борьбе с демократическими и прогрессивными кругами об­ щества.

Вместе с тем усилились попытки правых сил, используя ре­ лигиозные чувства широких народных масс мусульманских стран, остановить распространение социалистических идей, дис­ кредитировать прогрессивные политические партии, выступаю­ щие за широкие национально-демократические преобразования и социалистический путь развития. Особенно активизировались эти попытки в последние годы.

Поскольку в политической борьбе, происходящей в странах Ближнего и Среднего Востока, немалую роль играет сословие улама, следует отметить его крайнюю социальную неоднород­ ность. Верхушка улама своими экономическими и политически­ ми интересами, образом жизни, вкусами тесно связана с бур­ жуазно-помещичьими верхушечными слоями общества; как пра­ вило, она занимает самые правые политические позиции. Основ­ ная масса улама, однако, своими воззрениями и образом жизни весьма близка к средним городским слоям, ремесленникам, крестьянам, знает и понимает их нужды и интересы, разделяет

.их взгляды и симпатии. Многие из них в недавнем прошлом были руководителями или активными участниками антиколо­ ниальных выступлений, возглавляли антифеодальные или анти­ монархические движения. Поэтому они пользуются большим уважением и авторитетом. Многие улама активно участвуют в антиимпериалистической борьбе наших дней, среди них немало друзей Советского Союза.

В социальной и политической борьбе, которой охвачены мно­ гие страны мусульманского Востока, ислам играет существен­

ную роль.

Как указывал на XXVI съезде партии Л. И. Брежнев, «глав­ ное в том, какие цели преследуют силы, провозглашающие те или иные лозунги. Под знаменем ислама может развертывать­

ся освободительная борьба. Об этом свидетельствует опыт ис­ тории, в том числе и самый недавний. Но он же говорит, что исламскими лозунгами оперирует и реакция, поднимающая контрреволюционные мятежи. Все дело, следовательно, в том, каково реальное содержание того или иного движения»6.

Предлагаемый вниманию читателей сборник посвящен про­ блемам ислама в странах Ближнего и Среднего Востока. Про­ блемы эти рассматриваются в историческом и современном со­ циальном и политико-идеологическом аспектах. В некоторых статьях исследуется влияние, которое исламские установки ока­ зывают на протекающие в этих странах экономические и де­ мографические процессы. Авторы и редколлегия выражают искреннюю признательность всем, кто принимал участие в об­ суждении и рецензировании сборника и помог своими критиче­ скими замечаниями устранить ряд недостатков.

При написании восточных терминов, имен собственных и гео­ графических названий авторы следовали разработанным акаде­ миком И. Ю. Крачковским и профессорами Н. В. Юшменовым и А. А. Ромаскевичем правилам, которые широко приняты в со­ ветской востоковедной литературе. В ряде случаев сохранено написание, ставшее традиционным.

Отдел Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения АН СССР.

1Подробнее см., например: Иран. Проблемы экономического и социально­ го развития в 60—70-е годы. М., 1980.

2«Третий пятилетний план Пакистана». Введение [написано Саед Ха­ саном, заместителем председателя Плановой комиссии Пакистана]. М., [б. г.],

с. 618.

В. Б а р т о л ь д .

Панисламизм.— Сочинения. Т. VI. М., 1966, с. 402.

а В.

4 Подробнее см., например: Пакистан. История

и экономика. М., 1980.

Б Сословие

мусульманских богословов — улама

(букв, «ученые», «ученые

мужи»,

мн. ч.

от араб,

«алим» — «ученый»)— возникло в средние века как

сословие законоведов, знатоков мусульманского права. В новое время оно состояло из знатоков права (факихов, муфтиев), судей (казиев), преподава­ телей учебных заведений, в ту эпоху только религиозных (мударрисов), блю­ стителей порядка и нравственности (мухтасибов, арифов), священнослужите­ лей при мечетях (имамов, мулл). С некоторыми оговорками улама можно назвать сохранившимся до наших дней сословием своеобразной традиционной средневековой интеллигенции.

* Материалы XXVI съезда КПСС. М.. 1981, с. 13.

Т. П. Милославская

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «БРАТЬЕВ-МУСУЛЬМАН»

ВСТРАНАХ ВОСТОКА

Впоследние годы название «Ассоциация Братьев-мусуль-

ман» (или просто «Братья-мусульмане») все чаще встречается на страницах печати. Нередко ее называют международной ор­ ганизацией, хотя единого организационного объединения факти­ чески не существует. Термин «Братья-мусульмане» представ­ ляет собой сейчас собирательное название, относящееся к различным группам этой некогда действительно единой орга­ низации, существующей ныне почти во всех странах распростра­ нения ислама достаточно автономно. Даже в рамках одной страны встречаются разные группы «Братьев-мусульман»: на­ пример, на Бахрейне — суннитская («Братья-мусульмане») и шиитская («Фатамеин»). Тем не менее употребление названия «международная организация Братьев-мусульман» в целом пра­ вомерно: оно соответствует современному развитию идей и опы­ та египетской «Ассоциации Братьев-мусульман» в различных странах. Вместе с тем, используя это название, следует помнить, что речь идет скорее о своеобразном исламском движении, не­ жели собственно об организации в наиболее употребительном значении этого слова. Западноевропейские и американские ав­ торы называют это движение «мусульманским интегризмом» или «ихванийа».

Реальные явления и процессы, подразумевающиеся под эти­ ми терминами, могут рассматриваться с различных точек зре­ ния: и как направление (течение) общественной мысли в.совре­ менном исламе, и как движение определенных социальных слоев в странах распространения ислама, основанное на идеях этого течения и персонифицированное в организациях «Братьев-му­ сульман», и, наконец, как совокупность ряда религиозных ор­ ганизаций, выступающих с позиций «мусульманского интегризма».

«Ассоциация Братьев-мусульман» («Гама’а аль-ихван аль-му- слимин») возникла в 1928 г. в Исмаилии (Египет) и первона­ чально представляла собой местную религиозно-просветитель­

7

скую благотворительную организацию. 10 лет ей потребовалось для того, чтобы превратиться в значительную политическую силу и выйти за пределы Египта К

Основатель «Ассоциации Братьев-мусульман» и первый ее идеолог — школьный учитель Хасан аль-Банна (1906—1949) разработал доктрину «Движения Братьев-мусульман». В даль­ нейшем его идеи получили развитие в произведениях Мухамма­ да Газали, Саида Котба, Мухаммада Котба, Абд аль-Кадира Оды, Саеда Рамадана.

Доктрина Ассоциации, не выходившая в целом за рамки ортодоксального ислама, базировалась на трех основных кон­ цепциях:

1)ислам является формой наднациональной общности всех мусульман;

2)ислам не только религия, но и «образ жизни», в нем можно найти решение социальных, экономических, политических

ипрочих светских вопросов;

3)ислам призывает к братству всех классов и народов. Иными словами, основой учения «Братьев-мусульман» были

панисламизм, «исламский путь развития» и «исламская демо­

кратия».

Панисламизм аль-Баниы основывался на идеях Джамаль адДина аль-Афгани, Мухаммада Абдо и Рашида Риды (хотя ни одна из этих идей не взята аль-Банной в чистом виде). Так, аль-Афгани считался «духовным отцом движения», некоторые же воззрения Абдо признавались неприемлемыми, в частности его «модернизм», в отношении которого аль-Банна заявлял, что такая «секуляризация угрожает традиционным исламским ин­ ститутам». Рашид Рида почитался как историк движения Салафии.

Сами «Братья-мусульмане» считали себя приверженцами ре­ форматорского движения в исламе, а мусульманских реформа­ торов прошлого — источником своих идей, как саму «Ассоциа­ цию Братьев-мусульман» — «практическим дополнением преды­ дущих движений»2.

Панисламские идеи Хасана аль-Банны наиболее ярко про­ явились в разработанной им «теории национализма ислама» («каумийа аль-ислами»), которая основана на неприятии за­ падноевропейских понятий «космополитизм» и «национализм». Для космополитизма аль-Банна употреблял арабский термин «алямийа» («всеобщность», «всемирность»), давая ему трактов­ ку, отличную от общепринятого понимания космополитизма. Тем же термином он обозначал и космополитизм в западном понимании. Ислам, по его мнению, призывает к алямийе го­ раздо успешнее, чем философы и политики, так как «каждый мусульманин обязан служить осуществлению принципов любви, братства, справедливости и равенства, вытекающих из Корана, не проявляя при этом шовинизма или какого-либо пристраст­

8

ного отношения к людям»3. Исходя из тезиса об универсально­ сти ислама, аль-Банна заявлял, что именно «ислам проложил дорогу к алямийе прежде всего единством веры, затем единст­ вом порядка и деятельности», поскольку у мусульман «один господь и один источник веры»4.

Вместе с тем аль-Банна отвергал западное понимание кос­ мополитизма как диаметрально противоположное восточному («западные нации» и «колониальные правительства», считал он, проповедуют космополитизм с целью ослабления сопротивления порабощенных народов, «с тем чтобы они представляли собой лакомый кусочек для них, и все это несмотря на имеющиеся у космополитизма гуманизм, мир и всеобщее благо»)

Аль-Банна утверждал, что алямийа ислама «выше и лучше» космополитизма в любом из евронейских определений. Вместе с тем алямийа противопоставлялась им и различным формам национализма: египетского, арабского, «восточного» («ар-раби- та-Ш-шаркийа»). В своих рассуждениях о национализме альБанна сравнивал его с патриотизмом, утверждая, что патрио­ тизм (ватанийа)— это преданность отечеству, а национализм (каумийа)—преданность народу. «Братья-мусульмане» не прием­ лют западного понятия национализма, так как, по словам альБанны, оно носит эмоциональный характер, а не является им­ манентным по отношению к тем или иным народам. Именно это понятие, утверждал он, породило «современное государство», а ислам отрицает такой «национализм», который определяется секуляристскими, материалистическими интересами, кроме того, «национализм без религии невообразим»6.

Такая точка зрения «Братьев-мусульман» логически выте­ кает из их определения «мусульманская нация». По словам Ха­ сана аль-Банны, «мусульманская нация с точки зрения ислама

составляет единую нацию, объединяющую

братьев по вере»7,

и, таким образом, «ислам — это родина

и гражданство, поэто­

му они („Братья мусульмане".— Г. М.)

не

признают географи­

ческих границ и различия в гражданстве, считают всех мусуль­ ман одной нацией, а исламское отечество — единым исламским отечеством»8.

«Национализм ислама» аль-Банны опирается на три принци­ па: 1) веру в бога, 2) гуманизм, 3) алямийу. По мнению альБанны, учение «Братьев-мусульман» вобрало в себя все лучшее из существующих альтруистических теорий. Аль-Банна говорил: «Если бы мы опирались в воспитании подрастающего поколения и формировании национального сознания на принцип, который можно определить как любовь ко всеобщему благу, миру, труду на благоденствие всех наций, а это включает в себя красоту космополитизма, и вместе с тем не забывали приверженность чести и защиту наших ценностей, наших отечеств и наших свя­ тынь, то есть все то полезное, что заключено в национализме, то мы могли бы получить огромную пользу...»9. Заканчивает эту

9

Соседние файлы в предмете Религиоведение