Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Tom_II_Chast_1_Ictopia_Blizhnego_Vostoka_i_Egeyckogo_pegiona_Ok_1800-1380_gg_do_n_e

.pdf
Скачиваний:
17
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
48.08 Mб
Скачать

П. Условные обозначения и ллетки

611

ма, содержание и в отдельных случаях происхождение свидетельствуют об иностранных связях, прежде всего с Сирией и Месопотамией5. Прокатанные по глине, они могли дать последовательное повторение ри­ сунка несколько раз, что создавало лучшее впечатление, чем многократ­ ный оттиск одной плоской печати. Цилиндрическая печать могла также показать обширную сцену с несколькими разными фигурами, сравнимую с изображением на самой большой плоской печати. В этом направлении развитие шло скорее в сторону изображения, чем письма.

Серии печатей и печаток появились в PM I еще в ограниченном, но уже многообещающем виде — известны они во все минойские периоды, до конца ПМ Ш. В эту историю включается и развитие письменности: в CM I это был вариант «пиктографический» (т. е. рисуночный); в конце концов пиктографические символы превратились в пиктографическое письмо (термин «иероглифика», часто используемый в этом случае, менее точен и имеет некорректный оттенок). Пиктографическое письмо исполь­ зовалось или же, по крайней мере, сохранилось главным образом на печа­ тях. Тем не менее, в начале СМ Ш пиктографика замещается линейным письмом А, быть может, и служит ему прототипом. Линейное письмо А явно не подходило для поверхности резных камней, которая требовала картинки или иной формы рисунка. Но об этом ниже, первым делом не­ обходимо сказать кое-что о печатях, на которых нет пиктографического письма, но содержится исключительно рисунок.

Различить их трудно. Для каждой индивидуальной печати (или печат­ ки), изображены ли на ней «двойные серпы» или собака, гонящая горного козла, существенно не изображение само по себе —серпов или козла, —но обозначение владельца. Это его метка, она его символизирует, говорит за него (или же за нее, ведь женщины тоже использовали печати). Если пе­ чать не была просто декоративной или же не имела характер талисмана, амулета и т. п., она обычно имела точное содержание в зависимости от обстоятельств. То есть она могла обозначать: «Некто этим владеет» или «Сохранность содержимого определяется тем, что опечатан данный пред­ мет под надзором такого-то» или «Качество содержимого гарантируется тем-то». Позже, когда уже использовалось линейное письмо Б, к вырезан­ ной надписи следовало добавить детерминатив для уточнения смысла или дополнительной детали. Стилистика изображения менялась от одно­ го периода к другому настолько серьезно, что можно предположить сле­ дующее: на протяжении длительного времени конкретные рисунки не имели собственного содержания, которое делало бы их более подходящи­ ми для владельцев. Тем более, что в ранние периоды, из столетия в столе­ тие, большинство печатей действительно были маленькими и совсем скромными: просто два или три концентрических кружка с центральной точкой или что-то в этом роде. Такие значки недалеко ушли от «подписи» неграмотного человека. Ясно, что пользовались печатями многие люди ограниченного достатка.

5 G 5, том I: 197 сл.; том П: 265 сл.; том IV: 497 сл.

Ш. Виды письменности

613

III. Виды ПИСЬМЕННОСТИ

Пиктографическое письмо

Переломный момент наступил, когда пиктограммы, прекратив быть изо­ бражением объектов (обычно условным), начали обозначать эти объекты и превратились в символы, соответствующие звукам речи, то есть приоб­ рели фонетическую значимость. Набор таких символов прямо можно на­ звать «письмом»;6 они использовались уже не как нарисованные, а как «написанные» знаки, и способность писать и читать их развилась в конце концов в «письменность».

Пиктографическое письмо, то есть запись звуков, впервые появилось

впериод CM I. На территориях распространения минойской и микенской культур грамота постепенно становилась принципиальной и характерной чертой дворцовой жизни. Возможно, хотя более серьезные доказатель­ ства тому отсутствуют, сам факт возникновения письменности и дворцов

водно время не является случайным совпадением. Развитие письма осу­ ществлялось в эпоху расцвета периодов CM I и СМ П и дошло до созда­ ния четырехсторонних предметов, похожих на печати. Они были неболь­ шими, но оставляли место для надписи, что может служить доказатель­ ством обретения письменности. Это был последний шаг к нанесению пиктографического письма на материал краткосрочного пользования — глиняные таблички (рис. 14). Хотя для аргументации мы располагаем их небольшим количеством, тем не менее ясно, что именно тогда, когда это произошло, письменность бронзового века достигла цели — она обрела подходящую форму как в виде знаков, так и материала, на который они наносились. Далее оставалось ее только усовершенствовать.

Печати сделаны из прочного материала, а в наше время даже случай­ ные находки становятся известны (их стараются продать), поэтому введе­ ние в научный оборот огромного количества таких артефактов ничуть не удивляет. Но вот найти объект, на который ставили оттиск печати, гораз­ до труднее: сохраняются только единичные отпечатки известных печатей. Потеря практически всего недолговечного материала, в котором могли бы отразиться разные стадии развития письменности, также затрудняет понимание степени распространенности пиктографического письма. Опять-таки, имея в качестве основы такое малое количество пиктографи­ ческих текстов и недостаточно детальное исследование знаков, просле­ дить развитие невозможно. Как и в более позднем линейном письме А —

ив резком контрасте с линейным письмом Б на Крите —в этом раннем виде письменности проявлялись локальные различия.

Прояснились только некоторые основные факты. Пиктографическое письмо развивалось на протяжении более трех сотен лет, то есть на про­ тяжении такого же срока, как использовались линейное письмо А и ли­ нейное письмо Б, если не дольше. Сохранилось весьма ограниченное ко-

6 G 3: 163 сл.

Ш. Виды письменности

615

худой конец, примитивным началом письма. Отличаясь большей сложно­ стью от подсчета на пальцах и от выкладывания рядов камешков, она позволяла фиксировать всё необходимое. К тому же такой записью мож­ но было воспользоваться позже, причем, если каждая особь, будь то ба­ ран, овца или ягненок, отмечалась одинаково, хватало и одного символа. Его значение могло быть неизвестно тому, кто захотел бы прочитать за­ пись через некоторое время — этот человек способен был только понять, что подсчитано некое количество п единиц. Из записи такого типа нельзя было уразуметь, о чем собственно идет речь и кому это принадлежит.

Это один тип примитивного письма. У нас нет достаточного количе­ ства таких записей, но подсчеты велись на протяжении длительного вре­ мени и в результате оформились минойские пиктографические числовые обозначения:

) = і

• = іо

\ = іоо

0=І)ООО

и дроби

I =

? 1/2 tj =

? 1/4 t — •

И это всё, чем мы располагаем. Подобно индоевропейцам и другим на­ родам, минойцы применяли десятеричную систему счета в противопо­ ложность, к примеру, двенадцатиричной, в которой второй порядок со­ ставлял бы не 10, а 12, а третий — не 100, а 144, и т. д. Элементы такой системы известны в Месопотамии, и у нас используются в измерении вре­ мени. Целесообразно было бы ввести специальный значок для цифры 5, чтобы избежать повторения единицы от пяти до девяти раз. Но, если, на­ пример, греки и римляне позже придумали специальный значок для пя­ терки, что позволяло сэкономить время ее написания более, чем в четыре раза, то жители Крита к этому так и не подошли — ни в пиктографиче­ ском письме, ни в линейном А и Б; это касается также чисел 50, 500 или 5000. В данном обстоятельстве можно видеть определенную инертность минойцев на пути к письменности, но также в этом проявилась и исклю­ чительная простота их принципов письма.

Линейное письмо А

Линейное письмо А развивалось из пиктографического. Где-то треть зна­ ков полностью совпадает по форме, часто проявляется и менее близкое сходство. Числовые обозначения в линейном письме А тесно связаны с предшествующим письмом и демонстрируют усовершенствование:

1 = 1 - = ІО 0 = 1 0 0

ч>* = 1 ,0 0 0

и возможность комбинировать группы из дробных чисел:

И Л f Т + * 2 ! I!

Ш. Виды письменности

617

нилами; прямые концы знака, используемого для обозначения 1000, легко выполнить прямым резцом, а вот вырезание маленького кружка пробле­ матично для любого резца, чего не скажешь о нанесении этого знака чер­ нилами. В целом, пиктографическое письмо имеет характер глиптики, а значки линейного письма А — характер графики. Если импульсом к со­ зданию линейного письма А явилась не только разработка более подходя­ щего средства для выражения языка, но и изобретение форм, лучше при­ способленных к написанию краской, мы должны констатировать, что до­ стичь удалось немногого. Использование подавляющего количества зна­ ков линейного письма А всякий раз предполагает необходимость нанесе­ ния дюжины элементов, а это в любом случае требует сосредоточенно­ сти — и при нанесении резцом или «пером», и при выдавливании в мягкой глине. Изначальные пиктограммы следовало бы оставить далеко позади.

В явном соответствии с графической сущностью линейного письма А находится тот факт, что в СМ Ш печати уже не содержат знаков пикто­ графики, поскольку линейное письмо А ее вытеснило. И это при том, что на печатях надписи письма А никогда не размещаются.

Даже допуская медленное введение линейного письма А, точное вре­ мя его возникновения остается неопределенным. Какие-то надписи могут относиться к значительно более раннему периоду, но, за исключением большой группы текстов, обнаруженных на ста шестидесяти восьми таб­ личках из Айа Триады (см. рис. 16) периода ПМ Іа, датируются эти над­ писи преимущественно временем СМ ШЬ. Конечная дата тоже остается неизвестной, но понятно, что использовалось линейное письмо А не менее двухсот лет. Его распространение было широким, но довольно ограничен­ ным: линейное письмо А найдено уже на двух десятках поселений на Кри­ те, а вне его в настоящее время известна только одна табличка (остров Кеос, Кикладский архипелаг) плюс несколько индивидуальных знаков на других предметах. Последние представляют собой метки гончаров и чтото в таком роде, следовательно, они необязательно должны быть знаками письма А. С каждого критского поселения происходит всего лишь по од­ ной находке надписи, реже — две или в лучшем случае —несколько. Об­ наружено не менее шести столов для возлияний с надписями линейным письмом А. Одним или несколькими экземплярами представлены над­ писи на ковшеобразных ступках, на дверном косяке (это единственная надпись на постройке), на золотом кольце, на миниатюрном золотом то­ порике, на бронзовой табличке. Заметное количество медных слитков по­ мечено значками письма А. Это всё короткие надписи, но таким образом открывался путь к широкому использованию письменности. Продолжая применять пиктографическое письмо для счетов, обитатели дворцов ста­ ли пользоваться и линейным письмом А. Единственной сохранившейся группой —достаточно большой, чтобы именоваться «архивом», — являет­ ся находка из Айа Триады. Можно, вероятно, предположить, что найден­ ные в меньшем количестве материалы из Маллии и Като Закро, а также несколько находок из Кносса — то, чему посчастливилось уцелеть, — явля­ ются слабым отражением огромного массива записей, сделанных с помо-

Ш. Виды письменности

619

щью линейного письма А на протяжении длительного времени. Несомнен­ но, в сравнении с малой частью дошедших до нас письменных источников (это касается как надписей линейного письма А, так и пиктографических) потери были огромны.

Даже принимая во внимание продолжительность использования пись­ ма и большое количество предметов, которые могли быть надписаны, приходится усомниться в том, что письменность была чем-то намного большим, чем простое дополнение, поскольку она не стала существенной частью повседневной жизни (сравнение с классическим миром усилит это впечатление). Путь был открыт, но минойский мир не проявил большой заинтересованности в письме. Таблички с письменами обнаружены в Айа Триаде вместе с фрагментами фресок — изящнейших фресок, созданных минойской культурой, но сами таблички лишены творческого духа и не­ брежно выполнены. И снова обратим внимание на то, что, хотя наверня­ ка какая-то часть надписей была выполнена чернилами и не сохранилась, их не могло быть много. Сам факт, что чернила и писчие материалы бы­ ли известны и использовались, может служить еще одним свидетель­ ством отсутствия потребности в том, чтобы много писать. Ведь если бы много писали чернилами на недолговечном материале, то должно было быть гораздо больше надписей на хорошо сохраняющихся предметах.

Язык линейного письма А принципиально отличен от языка линейно­ го письма Б, следовательно, не является греческим. Попытки прочитать линейное письмо А, несмотря на имеющиеся непреодолимые препят­ ствия, всё же дали интересные переводы отдельных слов, в частности греческих, но также и других. История может внести один вклад в эту проблему. Линейное письмо А расцветает в период минойской талассократии. Это было грубо организованное, едва ли не пиратское, сопровождав­ шееся сбором дани господство Кносса над другими прибрежными терри­ ториями вне острова и отдаленными частями Крита. Оно создавало ши­ рокие возможности для заимствования слов отовсюду: из Греции, Малой Азии, Леванта. Как раз те слова, что можно правильно перевести, вероят­ но, и были такими заимствованиями. С другой стороны, в линейном пись­ ме А вряд ли можно видеть административное орудие, обслуживавшее именно талассократию, поскольку та не могла быть высокоорганизован­ ным институтом.

Фестский диск7

Пример не просто письма, но некоего приближения к тиражированию, артефакт больших нереализованных возможностей, «фрик», уникальная аномалия —этот предмет увидел свет в 1908 г. Л. Пернье обнаружил во дворце в Фесте круглый глиняный диск, с обеих сторон покрытый знака­ ми, оттиснутыми штампом. Диск был найден в северо-западном крыле дворца, где выявлены заглубленные каменные хранилища («кисты»), по­

7 См.: Том иллю ст раций к т . I и IT. табл. 123.

620 Глава 13а. Письменность в минойской и микенской культурах

хожие на кносские; по меньшей мере часть этого крыла использовалась для хранения ценностей. Диск вместе с квадратной табличкой с надписью, начертанной линейным письмом А, был найден именно в одной из этих кист, но автор раскопок считал, что предметы упали с верхнего этажа. Обстоятельства находки дают основание считать, что диск был не рядо­ вым изделием, а ценным объектом, но следует учитывать мнение архео­ лога. Кроме того, он был высушен в процессе изготовления, поскольку предполагалось, что он должен долго храниться; и действительно, он до­ шел до нас в прекрасном состоянии: фактически все знаки и детали четко видны. Поскольку диск найден вместе с материалами периода СМ ШЬ, он может датироваться около 1600 г. до н. э.

Хотя диск не имеет правильной круглой формы (диаметр его состав­ ляет в среднем 17 см) и не вполне выровнен по высоте, но это изделие очень высокого качества. Он сделан из отличной глины желтоватого от­ тенка — по мнению экспертов, ни сама глина, ни тип обжига не имеют аналогов на Крите. Это импортное изделие и надпись, возможно, сделана на чужом языке, следовательно, немногие могли ее понять. Тем не менее, само существование такого изделия означало, что диск как образец для отпечатка хранился во дворце Феста, а потому вполне возможно, что принцип его применения мог быть понят и найти последователей.

Оттиски штампа столь отчетливы, будто матрицы были отлиты из металла. Все признаки указывают на то, что обе стороны диска были за­ полнены сразу одним человеком. Для каждого отдельного знака он имел один штамп и постоянно пользовался им, когда этого требовала надпись. На каждой стороне текст идет спиралью. Мастер явно начинал писать от края, что естественно, и завершал надпись в центре (хотя это вполне убе­ дительно, тем не менее, продолжает существовать и другая точка зрения). Чтобы при чтении было проще следить за текстом, прочерчена непрерыв­ ная линия, повторяющая завитки спирали. На каждой стороне отмечено начало надписи; конец ее в центре также виден безошибочно.

Знаки объединены в группы, каждая из которых отделена от соседней посредством вертикальной линии, соединяющейся с линией спирали. Та­ ким образом, каждая группа знаков оказывается в своей ячейке.

Пока все знаки не были оттиснуты, глину требовалось сохранять мяг­ кой, по-видимому, ее оборачивали влажной тканью. В надписи заметно лишь маленькое исправление: только один знак втиснут как будто позже, чем следовало; обе поверхности аккуратно заполнены. Для этого требова­ лось не просто планировать, но иметь точный образец. Действительно, разметка самого образца должна была быть настолько обусловлена ис­ пользуемым пространством, что возникает предположение о необходимо­ сти специального подбора слов для его заполнения. Или же текст состав­ лялся таким образом, что, будучи достаточно длинным, мог быть сокра­ щен или как-то откорректирован в случае, если пространства не хватало.

Группы, каждая из которых размещалась в отдельной ячейке, состав­ ляют от двух до семи знаков, преимущественно три, четыре или пять. Таким образом, если каждый знак обозначает слог, они соответствуют