Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 700473.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
10.73 Mб
Скачать

Библиографический список

1. Надточий И.О. Нравственная доминанта национального сознания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. филос. наук. – Воронеж, 2005. – 20 с., Надточий И.О. Особенности становления русского национального самосознания (социально-философский анализ). Воронежский государственный университет, 2003. – 112 с., Надточий И.О. Феномен русского национального самосознания: этико-воспитательная функция. – Воронеж: РИО ВГЛТА, 2009. –147 с.

2. Гусейнов А.А. Об этическом образовании // Вестник РФО, 2(26), 2003.

3. Валицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель. – Санкт-Петербург: изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

4. Белозерцев Е. П. Образование: историко-культурный феномен. – СПб., 2004.

5. Фетисов В.В. Философия морали. – Воронеж, 1995.

УДК 316.74

Воронежский государственный

технический университет

доктор философских наук, профессор кафедры философии, социологии и истории

О.А. Радугина

Россия, г. Воронеж, тел. (473) 271-50-04;

е-mail: radugina@yandex.ru

Voronezh State Technical

University

Doctor of Philosophy, Professor of Philosophy, Sociology and History Chair

O. A. Radugina

Russia, Voronezh, tel. (473) 271-50-04;

е-mail: radugina@yandex.ru

О. А. Радугина феномен габитуса как уникальная интеграция социального и культурного опыта индивида

Габитус следует рассматривать как объективно-субъективной феномен социальности, производный конструкт социальных отношений и общественного сознания. По своей сущности, габитус – это опредмечивание, инкорпорация в материально-телесной форме социального и культурного опыта индивида. Становление габитуса как ментального основания культуры личности представляет собой многоэтапный процесс, в ходе которого на основе конкретных процессов происходят разноуровневые субъективации и объективации социальных форм и их взаимопереход друг в друга. Габитус реализует уникальную интеграцию социального и культурного опыта индивида, получаемого им на основе социальных траекторий. Он выполняет роль «посредника» между «социальными отношениями» и субъектами этих отношений. Эту важную социальную функцию габитус способен выполнять благодаря материально-телесной форме своего бытия.

Ключевые слова: габитус, социальные установки, феномен социальности, инкорпорация, интериоризация, идеальные социальные формы, экстериоризация, опредмечивание, распредмечивание.

O. A. Radugina

THE PHENOMENON OF HABITUS AS A UNIQUE INTEGRATION OF SOCIAL AND CULTURAL EXPERIENCE OF THE INDIVIDUAL

The habitus should be seen as an objective-subjective phenomenon of sociality derived construct social relations and social consciousness. In essence, habitus is the objectification, the incorporation in the material and bodily form of social and cultural experience of the individual. The formation of the habitus as the mental Foundation of the culture is a multistep process, during which on the basis of specific processes result in different levels of subjectivation and objectification of social forms and their transitions into each other. Habitus implements a unique integration of social and cultural experience of the individual, derived on the basis of social trajectories. He performs the role of "mediator" between the "social relations" and subjects of these relations. This important social function of habitus is able to perform due to material bodily form of existence.

Key words: habitus, social attitudes, the phenomenon of sociality, incorporation, interiorization, the ideal social form, exteriorization, objectification, de-objectivation.

Как известно, в философской традиции  термин «габитус» обозначал цельное осаждение опыта конкретного человека  в «глубине» телесного сознания, выражающееся в системе индивидуальных телесных навыков – походке, жестикуляции, манере поведения и т.п.

_______________

© Радугина О.А., 2018

Французский антрополог, ученик и племянник Э. Дюркгейма М. Мосс, придал этому термину более широкое содержание, связав его с глубинными социально-психологическими процессами, ментальностью [1.С.383.].

П. Бурдьё, принимает такую трактовку габитуса и активно использует ее в своей концепции, но не ограничивается такой трактовкой. По Бурдьё, габитус – это система прочных приобретенных предрасположенностей (dispositions), структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве структурирующих структур, то есть в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, и которые объективно приспособлены для достижения определенных результатов, но не предполагают сознательной нацеленности на эти результаты и не требуют особого мастерства [2.С.42]. П. Бурдьё трактует термин «диспозиция» в близком значению понятию «установка» и таким образом вписывается в традицию социальной психологии, разрабатывающую концепцию установки.

В отечественной социальной психологии проблему корреляции между установками и поведением наиболее целостно и продуктивно решил В.А. Ядов в своей «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности» [3.С.176.]. Основная идея, лежащая в основе концепции В.А. Ядова, заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. В этой концепции диспозиции личности представляют собой зафиксированные в социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность индивида и действия других, а также предуготовленность вести себя в определенных условиях соответствующим образом.

Принимая наиболее важные идеи теории социальной установки, П. Бурдьё не сводил содержание габитуса только к диспозициям индивида. Диспозиции индивида, социальные установки формируются на основе социального бытия индивида и являются отражением социального статуса и тех социальных ролей, которые играет индивид в своем сообществе. Социальный статус индивида определяется его местом в социальном пространстве, а также местом и охватом социальных полей. Габитус, по Бурдьё, – это совокупность инкорпорированных социальных статусов индивида, инкорпорированное положение в социальном пространстве, которое индивид несет в себе относительно независимо от объективированного положения в данный момент времени. Например, разорившийся аристократ – все равно это аристократ. С точки зрения П. Бурдьё, характер габитуса того или иного человека определяется социальной траекторией его движения в обществе [2.С. 44.]. Бесконечное множество комбинаций социальных детерминаций траектории индивида, несводимость временной серии позиций в социальных отношениях к другим и т. д. обеспечивает единичность его габитуса. Структуры габитуса, произведенные прошлым опытом индивида, постоянно структурирует его новый опыт; в свою очередь, новый опыт трансформирует его исходные структуры. Таким образом, габитус реализует уникальную интеграцию социального опыта индивида, получаемого на основе социальных траекторий. С точки зрения П. Бурдьё, в понятии «габитуса» принципиально важно то, что он инкорпорация – воплощение социальных отношений в теле агента в виде его устойчивых предрасположенностей определенным образом говорить, ходить, чувствовать, держать спину и т. п. [2.С.47.].

По нашему мнению, габитус следует рассматривать как объективно-субъективной феномен социальности, производный конструкт социальных отношений и общественного сознания. Феноменологической стороной объективного бытия габитуса является форма тела: осанка, манера держать спину, говорить, ходить, жестикулировать и т. п. С содержательной стороны объективной основой габитуса является социальный статус и социальные роли индивида. Социальный статус индивида определяется его местом в социальном пространстве, а также местом и охватом социальных полей. Таким образом, габитус является одновременно чувственно-воспринимаемым объектом и идеальным образом. Это, выражаясь словами А.Ф. Лосева «есть общее представление как материально чувственная единичность» [4.С.429.]. С позиций философии габитус следует трактовать как «объективированную социальную идеальную форму». Идеальные социальные формы в социальном взаимодействии и отношениях функционируют на различных уровнях. Для того, чтобы уяснить специфику их функционирования целесообразно провести разграничение двух уровней социального отражения: первого, непосредственного и второго опосредованного и в связи с этим выделить два типа идеальных социальных форм. Отличие непосредственного отражения от опосредованного состоит в том, что первый тип отражения связан с прямым отношением отражаемого и отражающего, в то время как второй тип совершается через ряд промежуточных звеньев, которые также отражаются друг в друге. Образования общественного сознания первичного уровня отражения – образы, копии, снимки самой материальной действительности, или идеальная форма материального бытия, объективированная в определенном общественном отношении. Идеальные социальные формы второго уровня отражают социальные отношения не непосредственно, а опосредовано, т.е. в той форме, в какой они объективировались в каких-то социальных формах и включились в систему общественных отношений, т. е. в той форме, какую он приобрели в процессе функционирования. Следовательно, идеальные социальные формы второго уровня отражения является отражением отраженного. Это также образы, копии, снимки самой материальной действительности, но уже не с оригинала, а с уже имеющегося идеального снимка, те есть копии копий. Эти идеальные социальные формы второго уровня, объективируясь в определенных формах, приобретают в социальном взаимодействии и отношениях функцию знаково-практических систем.

По нашему мнению, с культурологической точки зрения габитус, прежде всего, можно рассматривать как разновидность социально-практических знаковых систем. Семиотическая форма функционирования габитуса является важным элементом его функционирования в социальном взаимодействии. Поэтому содержательный анализ габитуса как социальной идеальной формы должен быть дополнен анализом его формальной стороны – семиотического аспекта. В качестве важнейшего свойства габитуса следует назвать его знаково-символический характер. Роль габитуса в социальном взаимодействии состоит не в достижении какого-то материального вещественного результата, а в формировании у субъектов социального взаимодействия определенных мыслительных образов, чувств и настроений. Иными словами, габитус – это символ, воплощающий в себе те или иные социальные идеи, представления, образы и вызывающие их чувства.

Однако простое отождествление габитуса с символом еще не раскрывает специфики этого социального феномена. Остается невыясненным, в чем состоит особенность габитуса как символа, в чем специфика символической формы бытия габитуса. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо более детально проанализировать понятие «символ» и показать её специфическое отличие от других знаковых систем. С этой целью необходимо рассмотреть, каково соотношение понятий «знак» и «символ».

Как определенную разновидность символически социально-практических знаковых систем, на наш взгляд, следует рассматривать и габитус. С этой точки зрения габитус можно охарактеризовать как подсистему более сложной системы – общественно-исторической деятельности и отношений на конкретном этапе развития, представляющую собой совокупность знаков-символов и выполняющую опосредствующую роль в системе целостной общественно-исторической деятельности и отношений. Содержание габитуса как символа заключаются не в непосредственной физической форме, материально-вещественных обличии человека, а в том идеальном содержании, которое стоит за этим обличие, что оно эксплицирует. Следовательно, габитус – это знаково-символическая система, в котором все её компоненты наполнены определенным значением (т.е. выступают как денотаты) и являются выражением, репрезентацией социальных идей, представлений, ценностей, норм, обычаев, традиций и других разновидностей идеального содержания (т. е. выступают как десигнаты).

В габитусе осанка, манера держать спину, любое движение, жест, слово, все вещественные объекты являются носителями (денотатами) определенного значения (десигната) и вне этой взаимосвязи, т.е. за пределами знаково-символической ситуации, перестают носить символический характер. Поэтому социальный смыл, значение и функцию габитуса можно будет определить лишь в том случае, когда будет расшифровано, переведено из знаково-символической в содержательную форму его значение, выявлены результаты социального отражения – образы, которые он в себя включает. Такая характеристика даст нам полное основание рассматривать габитус как вторичное явление, социальную идеальную форму, или объективированную мыслительную форму, материальное воплощение, закрепление уже отражательного момента – образа как результата социального отражения. Манера держаться, те или иные действия индивида приобретают социально-символический характер в том случае, если они заключают в себе определенное твердо установленное, социально-фиксированное идейное содержание, выступающее в качестве знаков-символов для выражения коллективных чувств, представлений, идей, ценностей, норм, традиций и т.п.

Закрепленность значения формы габитуса с формальной точки зрения может быть объяснена общими закономерностями формирования и функционирования знаковых систем в системе общественно-исторической деятельности и отношений раскрытие этого вопроса должно осуществляться через анализ закономерностей формирования и функционирования знаковой ситуации. С содержательной же точки зрения закрепленность социального значения габитуса требует анализа процесса формирования его как социальной идеальной формы вторичного, превращенного типа.

По Бурдьё, габитус необходимая инстанция, опосредующая включение агента в социальные отношения и порождающая практики, на основе двуединого процесса интериоризации – экстериоризации. Следовательно, второй этап становления габитуса как символа и превращенной формы осуществляется в процессе формирования субъективности индивидов на основе двуединого процесса интериоризации – экстериоризации [5.С.175.]. В психологии интериоризацией (от лат. interior – внутренний) – англ. interiorization называется процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом выработанных в обществе (социальных группах, общностях) норм, ценностей, верований, установок, представлений и т. д. Иными словами, интериоризация представляет собой процесс освоения и внутреннего психологически-духовного закрепления в сознании индивидов объективированных в ходе опредмечивания форм культуры. На основе интериоризации осуществляется переход от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию. Благодаря интериоризации, психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно, «в уме», перемещается в прошлое и будущее, во времени и в пространстве. Важным орудием этого перехода служат знаковые системы. Знаковые системы выделяют и закрепляют в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества.

Итак, габитус – это опредмечивание в материально-телесной форме социального опыта индивида, его инкорпорация. Он выполняет роль «посредника» между «социальными отношениями» и субъектами этих отношений. Эту важную социальную функцию габитус способен выполнять благодаря материально телесной форме своего бытия. Становление габитуса как ментального основания культуры личности представляет собой многоэтапный объективно-субъективный процесс, в ходе которого на основе конкретных процессов происходят разноуровневые субъективации и объективации социальных форм и взаимопереход процессов субъективации и объективации. Опредмечивание как инкорпорация – это более фундаментальный процесс, чем экстериоризация. Он происходит в результате первичного общекультурного распредмечивания, вторичного внутрисоциумного распредмечивания, серии интериоризаций и экстериоризаций. Его значение состоит в том, что он фиксирует в телесной предметности те культурные формы, которые появились в социальном опыте индивида в результате всех этих процессов. После закрепления в теле этой предметности происходит трансляция этой предметности на основе механизмов социального и биологического наследования.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]