Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 700473.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
10.73 Mб
Скачать

С. А. Меганов, и. М. Бухтоярова роль и место учредительного собрания в революционных событиях начала хх века

Статья посвящена проблеме созыва Учредительного Собрания и его роли в политическом кризисе начала 1918 г. Отдельно рассмотрены партийные разногласия и причины разгона Учредительного Собрания

Ключевые слова: революция, Учредительное Собрание, многопартийность, демократия, большевики, меньшевики, эсеры

S. A. Meganov, I. M. Bukhtoyarova

THE ROLE AND PLACE OF THE CONSTITUENT ASSEMBLY IN THE REVOLUTIONARY EVENTS OF THE EARLY TWENTIETH CENTURY

The article is devoted to the problem of the Constituent Assembly and its role in the political crisis of early 1918 reviewed Separately by party differences and the reasons for the dissolution of the Constituent Assembly

Key words: revolution, Constituent Assembly, multiparty, democracy, Bolsheviks, Mensheviks, esers

Победа пролетарской революции в России в октябре 1917 года стала феноменальным явлением, которое потрясло весь мир. Со времени К. Маркса считалось, что такая революция – удел развитых государств. Почему же Россия – страна, явно отстававшая в социально-экономическом развитии от передовых капиталистических держав, – первой вступила на путь социалистического строительства? Какова роль политических партий в этом процессе? Эти и многие другие вопросы продолжают вызывать споры и сегодня. Вот почему, стремясь осмыслить окружающую нас действительность, мы вновь и вновь обращаемся к этим событиям. В настоящей статье будет предпринята попытка осветить роль и место Учредительного собрания в процессе формирования политической системы в 1918 г.

_______________

© Меганов С.А., Бухтоярова И.М., 2018

Идея Учредительного собрания была очень популярна среди народных масс из-за стремления оформить в России правовой строй. Учредительное собрание с передачей ему всей полноты власти было программным требованием меньшевиков, большевиков, эсеров.

Выборы в Учредительное собрание были назначены на 12 ноября 1917 г., а списки избирателей составлялись еще до Октябрьской революции. Выборы проводились по положению, утвержденному Временным правительством в конце октября 1917 г. Большинство избирателей проголосовало за меньшевиков и эсеров, которым предстояло играть в Учредительном собрании решающую роль. Это произошло по нескольким причинам. Во-первых, 12 ноября 1917 г. выборы прошли лишь в 39 округах из 79, а, во-вторых, большинству избирателей в деревне не были известны декреты Советской власти, что сказалось на численности.

По имеющимся данным, в 68 округах голосовало 44443 тысячи избирателей. На выборах, которые проходили в ноябре-декабре 1917 г. эсеры и меньшевики получили 22,6 млн. голосов, т.е. 62 %, большевики – 9 млн. голосов или 25 %, кадеты – 4,6 млн. голосов или 13 % [3,С.270 – 271]. Левые эсеры потерпели полное поражение.

20 декабря 1917 г. СНК утвердил окончательную дату созыва Учредительного собрания – 5января 1918 г.

В начале 1918 г. партии эсеров и меньшевиков делают ставку на Учредительное собрание. Съезды эсеров и меньшевиков в конце декабря 1917 г. прошли под лозунгами «Вся власть Учредительному собранию!».

В начале января 1918 г. отношения между большевиками и партиями эсеров, меньшевиков, кадетов достигли пика противоречий. Мелкобуржуазные партии выступили против большевиков с целью упразднения единовластия последних. Учредительное собрание, просуществовавшее три дня, могло стать единственным демократическим органом в стране, способным создать многопартийное правительство, открыть путь для мирного развития революции.

Однако январь 1918 г. стал временем острейшего конфликта между Советами и Учредительным собранием. Все решалось буквально в несколько дней. Быть или нет демократической России? Быть или нет многопартийному правительству? На эти вопросы требовалось ответить немедленно. Избранное впервые в истории России путем всеобщего и равного голосования, Учредительное собрание не вписывалось в механизм «диктатуры пролетариата», поскольку в силу малочисленности рабочего класса не могло обеспечить его приоритета, а тем более приоритета «пролетарской партии», каковой считали себя большевики [7,С.172].

Существовала ли тогда возможность комбинирования Учредительного собрания и Советов как российской модели демократии? Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев в своем письме «К текущему моменту» отвечали на этот вопрос положительно. Они считали, что большевики будут в Учредительном собрании сильной оппозицией, а Советы станут опорой революционной работы.

Первое заседание Учредительного собрания открылось 5 января 1918 г. в 16 часов (на 4 часа позже намеченного срока из-за крупной демонстрации в Петрограде). На заседании должны были присутствовать 715 избранных делегатов (из них 370 эсеров, 175 большевиков, 86 от национальных групп, 40 левых эсеров, 17 кадетов, 15 меньшевиков, 2 трудовика, 1 не назвал партийной принадлежности) [1,С.82]. Председателем был избран В. М. Чернов, лидер эсеровской партии. Из его воспоминаний: «День открытия Учредительного собрания должен был разрешить судьбу его. Вынести всю тяжесть на своих плечах предстояло нашей партии, за которую на выборах высказалось абсолютное большинство» [9,С.82].

Основные политические партии в начале января 1918 г. выступили в поддержку Учредительного собрания, стремясь сделать его главным демократическим органом управления. Так, в «Воззвании бюро фракции эсеров Учредительного собрания» 5 января 1918 г. прозвучал призыв защищать его, так как ... Учредительное собрание, избранное на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования – есть величайшее завоевание Русской революции: ни одна страна в мире не знает такого широкого избирательного права, какое дала нам наша революция» [5,С.3]. Такие же призывы прозвучали из ЦК РСДРП.

Собрание 5 января 1918 г. открыл старейший эсер С. П. Шве­цов. Но появившийся на трибуне председатель ВЦИКа Я. М. Свердлов, отстранив его, предложил Учредительному собранию одобрить декреты Советской власти. Предложение было отклонено. Большинство депутатов отказались признать советские декреты и зачитанную «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Председатель В. М. Чернов повел собрание по заранее разработанному плану.

В знак протеста против решения Учредительного собрания большевики зачитали написанную В.И. Лениным декларацию: «Не желая ни минуты прикрывать преступления врагов народа, мы заявляем, что покидаем Учредительное собрание с тем, чтобы передать Советской власти окончательное решение вопроса об отношении к контрреволюционной части Учредительного собрания» [4,С.228]. Большевики и левые эсеры покинули Учредительное собрание, подчеркнув, что оно выражает «вчерашний день революции», пытаясь, по мнению Н. И. Бухарина защищать «паршивенькую буржуазно-парламентскую республику» [2,С. 26-27].

События 6 января 1918 г. показали, что представители двух лагерей – большевиков и непролетарских партий, вступили в непримиримую борьбу не на жизнь, а на смерть. Один из участников Учредительного собрания, большевик И. И. Скворцов-Степанов отмечал: «Между нами все покончено. Граждане, сидящие направо, разрыв между нами уже давно совершился. Вы были по одну сторону баррикады с белогвардейцами, юнкерами, мы были по другую сторону баррикады – с солдатами, рабочими, крестьянами» [5,С.3]. После ухода большевиков и левых эсеров в зале осталось 200 депутатов [5,С.3].

В ночь на 7 января 1918 г. Учредительное собрание по декрету СНК было распущено. Идея многопартийного правительства в начале января 1918 г. вновь, в который раз, себя не оправдала и после 7 января 1918 г больше уже никогда и нигде о себе не заявляла. Демократическая альтернатива, в течение 8 месяцев 1917 г. успевшая трансформироваться из либерально-демократической в радикально-демократическую, не осуществилась.

Акция большевиков по разгону Учредительного собрания вызвала ожесточенное сопротивление большевикам других политических партий – меньшевиков, эсеров; отход от революции части демократически настроенной интеллигенции. Роспуск Учредительного собрания явился, как с горечью заметил Г. В. Плеханов за несколько месяцев до своей смерти, «новым и огромным шагом в области гибельного междоусобия…» [6,С.30]. События 7 января обострили очаги гражданской войны и настроили против большевиков кадетов, меньшевиков и эсеров.

В настоящее время историки, как того и требует их наука, спорят. Но не о том, насколько правомочны были действия большевиков. Здесь беззаконие очевидно. Вопрос вдругом: не было ли Учредительное Собрание изначально обречено на гибель? Ответ на него следует искать за стенами Таврического дворца. На память приходит довольно тонкое наблюдение В. Короленко за особенностями политической жизни страны. Он пишет о том, что партии «дышали сгущенной атмосферой политической борьбы», ожесточенно боролись друг с другом, а в это время огромная часть общества жила «вне прямых политических воздействий», политическая борьба «была оторвана от широкого общения с массами». Этот вывод сделан еще до октября 1917 г. когда все политические партии действовали, и суммарное количество их членов немногим превышало полмиллиона человек на страну с населением в 150 млн. В выборах в Учредительное Собрание приняли участие только 40 млн., менее половины всех имевших избирательные права. После разгона у него не нашлось активных защитников. До лета 1918 г., пока большевики не бросили в деревню продовольственные отряды, лозунги Учредительного Собрания не были слышны.

Идея Учредительного Собрания по-разному воспринималась в разных социальных и культурных слоях. Для средних слоев общества главным было создание правового государства мирным реформистским путем преодоления кризиса в России. Рабочих и крестьян Учредительное Собрание привлекало как средство решения непосредственных социальных нужд на основе уравнительного перераспределения жизненных благ. Поэтому митинговые резолюции типа «Вся власть Учредительному Собранию!», принимаемые единогласно, чаще звучали как заклинание, отражая религиозную подоснову массового сознания, наивную веру в возможность сразу решить все проблемы. Этот лозунг, ставший в 1917 году «идеей фикс» русского образованного общества, практически исключил поиск вариантов становления государственного строя. И именно это отсутствие выбора привело к тому, что государственная власть установилась без Учредительного Собрания.

Для партийных деятелей Учредительное Собрание было попыткой укрепления многопартийности в России, которая, к сожалению, не нашла поддержки среди широких слоев русского народа. Сложный политический кризис января 1918 г. привел в дальнейшем к кровопролитной, долгой и изнурительной гражданской войне. Сегодня эти события – один из уроков нашего прошлого, заставляющий вновь обратиться к анализу российской истории. Объективная оценка роли и места Учредительного собрания в революционных событиях 1917 года позволит укрепить демократическое государство и современное гражданское общество.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]