Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Грузины (Народы и культуры) - 2015.pdf
Скачиваний:
258
Добавлен:
05.12.2021
Размер:
39.64 Mб
Скачать

Знамя цеха златокузнецов

Тифлис, 1889 г. © ФЗЭНГ

родной почве грузинском искусстве, ведущем свое развитие от древнейших эпох. В этом развитии огромное значение приобретает вечно живая традиция национального искусства, своеобразно проявляющаяся на разных исторических этапах своего становления (Мачабели, 1983. С. 25).

ОБРАБОТКА МЕДИ4

Первыми металлами, с которыми познакомился человек, были золото и медь, содержащиеся в недрах земли в виде самородков. Интересный материал о металлургии Грузии эпохи ранней бронзы содержат памятники Сачхерского района (Западная Грузия – Начеркезеви, Царцис гора, с. Корети), свидетельствующие о том, что развитие металлургии здесь достигло довольно высокого уровня и что в верхнем течении р. Квирила имелся мощный очаг металлургического производства (Джапаридзе О., 1955. С. 96). Существование древнейшего металлургического центра в верховье р. Квирила подтверждают обнаруженные здесь бронзовые слитки. Одним из основных занятий населения Саирхе античной эпохи была металлургия (Надирадзе Дж., 1990. С. 139).

На территории исторической Колхиды в эпоху поздней бронзы было несколько ведущих центров металлургического производства: Чорохский бассейн, Абхазия, Лечхуми, Сачхере и др. (Иоселиани, 1973. С. 83).

4 © Ц. Какабадзе

363

Ареал распространения колхидской бронзовой культуры довольно обширен, и, кроме территории собственно Колхиды, эта культура через Аджарию прокладывает путь в Месхет-Джавахети (Земо Картли) (Джавахишвили И., 1965. С. 60–61) – это одно направление, а в другом направлении, через Сачхере и Рача, проникает в Шида Картли, доходя до берегов р. Арагви (Коридзе, 1965. С. 116). На основании археологических данных высказано соображение о том, что «на территории Аджарии существовало два локальных района, два основных очага металлургического производства: один – в верхнем течении Чорохисцкали и местах, находящихся к северу и северо-востоку от Батуми, другой – на Кобулетской низменности, в бассейне рек Кинтриши и Чаквисцкали и прилегающих к нему местностях» (Коридзе, 1965. С. 124). На территории Аджарии, в окрестностях Батуми, в селах Салибаури, Зенити и Цихисдзири было раскопано множество медных слитков округлой формы (Хоштария, 1962. С. 31). «Медные чеканы» обнаружены также в Сванети – в общине Кала (Чартолани М., 1964).

Чорохский бассейн, равно как и южные провинции Квемо Картли, были мощнейшими очагами добычи металлургического сырья и металлургического производства, которые дали начало двум крупнейшим направлениям одной культуры – колхидской (западногрузинской) и иберийской (восточногрузинской). К ним примыкали другие, не менее значительные очаги металлургии (саркине), расположенные на территории Грузии: в бассейнах рек Ингури, Хоби, Цхенисцкали, Риони, Квирила, Супса, Натанеби (Рехвиашвили Н., 1964. С. 19, 20).

Медь в Грузии была известна с эпохи энеолита, что подтверждается находками печей. Они имели преимущественно простую конструкцию, т.е. предназначались только для выплавки металла, хотя существовали и печи сложной конструкции, в которых производились и выплавка, и обжиг.

Печи, обнаруженные археологами в Квемо Картли (Поладаури, Богви и др.), работали на древесном угле при помощи мехов, на что указывают обломки глиняной трубы – штвири. «Грузинские печи» XII–XIII вв. и их сравнение с печами того же времени, обнаруженными в других странах, позволяют говорить о высоком уровне развития металлургии в Грузии. К этому времени медь выплавляли главным образом из руды.

Сохранению традиции выплавки меди (из медной руды и лома) на протяжении XVIII–XIX вв. способствовали наличие в Грузии месторождений меди,

атакже опыт и знания, накопленные грузинским народом в этой отрасли.

Озалежах меди в Квемо Картли Вахушти Багратиони пишет: «…западнее Чапала есть ущелье Саркинети. В Саркинети добывают руду железную и медную, здесь же добывается и немного лажварди» («медная лазурь» – минерал синего цвета, карбонат меди) (Багратиони Вахушти, 1973. С. 311). Сведения о медных рудах содержатся и в докладной записке Бурнашева, составленной в Тифлисе в 1786 г., где говорится, что «руд золота и серебра достаточно, но особенно много медных руд в нагорье между Грузией и Ереваном, которые обрабатывают приглашенные из Турции греки».

Место, где плавили медь, и работал мастер-медник, представляло собой специальное сооружение, а в городах – часть жилого дома. В Западной Грузии эта мастерская имеет несколько названий: сахелосно/дукани/самчедури/ самчедло (Имерети – Кутаиси, Чхари, Сачхере, Терджола); очкадре (Рача).

364

Мастерская лудильщика

Тифлис, конец XIX в.

© НМГ. ЭФ, Ермаковская коллекция № 15602

Самчедло-сахелосно (кузня-мастерская) – деревянное строение, фасадом которого являются ставни. Дукани – сооружение больших размеров, где, кроме рабочего места, есть специальная комната с полками, на которых стоят изделия, предназначенные для продажи. В дукани имелись также отдельные подсобные помещения: для хранения угля, склад и проч. Факт продажи указанной продукции из дукани подтверждается документами XVII в. Кархана, или мастерская, является частью жилого дома, одна сторона которой выходит на рынок, где продаются изготовленные здесь изделия. В дукани мог ночевать ученик мастера (шегирди). По окончании рабочего дня в дукани собирались мастера и вместе обедали. Здесь же происходил обряд посвящения ученика в мастера и т.д.

В центре самчедури, той же самчедло или дукани, прямо на земле без каменного фундамента была устроена печь (горн) с мехами. В центральной части печи имелось «гнездо», печная яма для плавки меди, или горнило. Горнило представляет собой маленькую ямку, имеющую форму округлого, углублен-

365

ного и срезанного в устье сосуда, оштукатуренного огнеупорной землей или золой. В тыльной кирпичной стене печи проложена железная или глиняная труба, один конец которой соединен с мехами, а другой вставлен в горнило печи для раздувания огня. Медники-котельщики использовали два типа печей: плавильную и сварочную.

Для осуществления операции плавки необходимо было создать в печи, а именно в медеплавильной яме, определенный температурный режим, что достигалось за счет регулирования работы мехов, установленных позади печи и соединенных с ней посредством трубы.

Медный лист-пластина производился из медного слитка, получаемого в результате отливки жидкой меди в литейной форме и ее охлаждения. Выковка пластины из слитка довольно трудоемкий процесс, традиционно выполняемый вручную. Для изготовления разных частей медной посуды требовались пластины разной толщины, поэтому листы, предназначенные, к примеру, для изготовления боковых сторон или доньев изделий, ковались по отдельности.

Топливом для плавки меди служил древесный уголь, поэтому в каждой кузнице или дукани для его хранения выделялось специальное помещение. Предпочтение отдавали углю из каштановой, дубовой или буковой древесины. Для разогрева печи применялся уголь из любой другой древесины. Зафиксированы два способа заготовки угля (Имерети, Самегрело, Сванети): выжигание в яме и на поверхности земли. Выжиганием угля, как правило, в летнее время были заняты подмастерья.

Факты переплавки железного вторсырья засвидетельствованы в Рача. Здесь оно называется анджари. Анджари – это износившаяся, вышедшая из употребления железная утварь, которая уже не может выполнять свою функцию. Вторсырье имело двоякое применение: оно использовалось либо в качестве сырьевого материала для нового металлургического производства, либо для обновления кувшинов (т.е. запайки поврежденных участков посуды).

Для ковки и чеканки медных изделий с древнейших времен использовались грдемли (наковальня), уро (молот) и марцухи (тиски, клещи). Наковальня представляла собой закрепленный на массивном пне отлитый из железа станок с гладкой, шлифованной рабочей поверхностью. Согласно толкованию С.-С. Орбелиани, «грдемли/гурдемли – устойчивый, прочный стол для ковки илекро (сплава золота, серебра, меди, свинца, олова и проч.)» (Орбелиани, 1966). Аналогичное пояснение дает и Н. Чубинашвили: «грдемли – железный пень для ковки металлов» (Чубинашвили Н., 1961). В. Беридзе называет наковальню дгвлеми-грдемли (Беридзе, 1912); в мегрельском языке она называется куламури, а в сванском – кумин (Нижарадзе И., 1910).

Неотъемлемыми инструментами мастера являлись также уро (молот) и квери (молоток). У медников в пользовании имелось около пяти разновидностей молота. Большой железный молот – диди уро (кувалда) – тяжелый инструмент, который держат двумя руками. Затем шли молоты меньших размеров – средний и маленький. Молоты различались и по функциональному признаку: большой молот для уплощения металлического листа (Сачхере); молот-кувалда для трудоемких работ (Самегрело); уро путианквер, или

366

путиани уро (Чхари); хошакер уро (меньший, чем путиани уро) и хосраквер уро чакучи (Сванети) и т.д.

Квери – молоток двух видов: с высокой и низкой головкой. Квери малых размеров идентичен молотку-чакучи. Наряду с железными, в арсенале медников имелись и деревянные молоты. Последние использовались для выравнивания поверхности медной кастрюли, котла или кувшина, для сглаживания шва в стыковых (припаянных) местах.

Зажатый в марцухи (клещи) металл куется кузнецом на наковальне при помощи молота и кувалды. Клещи использовали трех-четырех видов: большие и маленькие, с рукояткой и без рукоятки, для захвата и удержания медных слитков, для переворачивания и переноса проковки, для взятия литейной формы, клещи для сгиба кромки металлического листа, клещи для выполнения вспомогательных работ – для проделывания отверстий (хосра марцухи), клещи для мелких заготовок и т.д. Изобретение клещей в народе связывают с именем святого Солома/Соломона, верховного покровителя 363 ремесел и кузнечества (Самегрело).

Посуда из меди и латуни относится не к группе «дорогой» посуды из илекро (сплава драгоценных металлов), а к группе посуды умеджлишо, или уверцхло (без серебра), т.е. предназначенной не для пиршеств, а для «домашнего обихода» (Джавахишвили И., 1965. С. 48). Грузинская медная и латунная посуда ежедневного бытового назначения изготавливалась путем ковки, чеканки и прошивки. Коваными являются обнаруженные в Урбниси две медные тарелки и две медные кастрюли, датированные V–VI вв. (Чилашвили, 1964. С. 102).

Медную посуду кует медник-котельщик. Эта отрасль кустарного производства, усовершенствованная до высокого профессионального уровня, в Грузии всегда пользовалась большой популярностью. Любовь к этому делу прививалась в роду, в семье, передавалась от отца к сыну, от сына к внуку, из поколения в поколение, от мастера к ученику, однофамильцам и т.д. – словом, к тем, кто проявлял интерес к этому ремеслу, усердие в труде, кто бережно хранил, почитал и продолжал связанные с этим ремеслом традиции предков.

Медная посуда изготавливается путем соединения друг с другом ее составных частей (верха, устья, туловища, дна, поддона, ручки, колена и т.д.). Посуда как бы «сшивается» из медных пластин, или листов. В разных регионах Западной Грузии (Имерети, Самегрело, Сванети) зафиксировано несколько приемов соединения (сшивания) медных листов: 1) вставка зубьев; 2) вставка пластинок друг в друга и их припайка; 3) попарное группирование и отбортовка пластин; 4) скрепление медных пластин гвоздями (штырями); 5) пайка-сварка.

Грузинским традиционным методом можно считать соединение частей изделий из меди посредством гвоздиков, шишек, заклепок. Таким способом изготовлен сванский ритуальный котел лэлгени, состоящий из 52 больших медных листов, скрепленных друг с другом медными гвоздями, а также хранящийся в Местийском краеведческом музее другой медный котел лэлгени сравнительно малых размеров («пятиэтажный»). Изготовление посуды методом ковки имеет в Грузии многовековую традицию, что подтверждается и археологическими раскопками. В Рустави обнаружена кованая медная чашка, датированная XI–XIII вв. (Кикнадзе, 1974. С. 144).

367

Готовую кованую посуду мастер затем отделывает разными приемами. Повсеместно распространенными способами украшения являются: 1) прочеканивание (получение рельефного орнамента); 2) насечение-процарапы- вание; 3) вытравка разъедание орнамента раствором соляной кислоты; 4) инкрустация драгоценными металлами; 5) ажурная резьба; 6) роспись органическими красителями.

Для медной посуды характерно украшение каннелированным (выемчатым), процарапанным, нарезным, чеканным орнаментами. В быту сохранился выемчатый орнамент. С художественной точки зрения грузинская медная посуда (за редким исключением) отличается внешней простотой, неброскостью, что само по себе требовало от мастера совершенства форм и тщательной обработки поверхности посуды. Сюжеты орнаментов разнообразны: геометрические, цветочные (розетки), изображения птиц. Нанесение орнамента на металлических изделиях называется дачрелеба, а сам орнамент – чрели (Бардавелидзе, 1939. С. 26).

Медная посуда для воды в Грузии известна под различными названиями: сацкле, кутали, тулухи, чапи, кока, доки, сура, тунги, чаидани и т.д. В типе кувшина тунги выделяются подтипы по форме, величине и назначению: большие и маленькие, с крышкой и без крышки, для принесения, содержания, кипячения воды и т.д. Например, тунги с клювообразным (зауженным) устьем используется для питья воды, с ковшеобразным (широким закругленным) устьем – для наполнения и принесения воды. Кроме водоносной медной посуды больших размеров в быту активно применялись средние

ималенькие тунги. Все они имеют одно ушко. Кувшин, известный под названием цурцума или тунги-цурцума, представляет собой медный, луженый с обеих (внутренней и внешней) сторон сосуд для воды с поддоном, трубкообразным отводом и ручкой. Цурцума являлся традиционным для Грузии сосудом, что подтверждается и археологическими находками. Водоносной посудой является также сатли – круглый сосуд с выступающим дном, чуть вогнутой средней частью туловища и тремя желобчатыми выемками на круглом и широком устье; железная ручка закреплена на припаянных к краю устья ушках.

Для кипячения и заваривания чая использовали медный чайник (чаидани)

итунги, одно из названий которого – гигими (Джавахети).

Многочисленна и разнообразна медная посуда для вина: тунги, хеладатунги, джами (миска), таси (чаша, кубок), пиалa (чаша, пиала), гвинис сацхао, сагвине кочоби и т.д. Известно, что среди столовой посуды в обиходе наиболее распространенными были хелада и джами. Орхели была предназначена для вычерпывания винного осадка или воды из врытых в землю больших кувшинов (чури/квеври) после их промывки. Орхели отчеканена из одной цельной медной пластины. Это нелуженая посуда, имеющая форму глубокой миски-кастрюли с широким устьем, прямыми боками, несколько выпуклым широким днищем, в центре которого имеется отверстие. С виноделием связана посуда для черпания вина из чури оршимо, имеющая яйцеобразную форму и «сшитая» из двух-трех медных листов. Медные оршимо делали котельщики.

Инвентарь для перегонки водки также изготавливается из меди. Это довольно дорогостоящее приспособление, состоящее из большого медного котла,

368

Медные кастрюли

Имерети, XIX в.

© НМГ. ЭФ 14-2-17

зарпуши (крышка), геджа (лохани), трубки и железной треноги. Котел ковал и прошивал котельщик-медник.

Грузинские мерные сосуды из меди, употребляемые виноторговцами (сираджи), были лужеными снаружи и изнутри, с узким дном, резко приподнятым плечом, низким горлышком, закругленным устьем, одним ушком. Из-за слишком узкого основания этот сосуд можно ставить только вверх дном. Существовало три размера мерной посуды – маленькая, средняя и большая: маленькие емкости: чарека (четвертая часть литра), нахеварчарекиани (поллитровая); средние емкости: литровая – чарекиани (полуторалитровая); большие: тунгиани (вместимостью до 3–7 л), чапиани (от 8 до 12 и даже 20 л), нахеварчапиани (половина чапи), нахевартунгиани (половина тунги). Название мерной посуды определяется ее емкостью. Посуда считалась мерной после того, как посредством жидкости точно устанавливалась ее вместимость.

К категории кухонной посуды из меди относятся: кастрюли, котлы, подносы, тарелки, бадьи, миски-чаши, банки, сковородки, цедилки, шумовки, половники, ложки, черпалки, тазы и т.д.

В Сванети в церкви Ламариа, в ладбаши – месте, куда имеют право заходить женщины и молиться, хранится большой медный чан лгени. Его высота 104 см, диаметр устья – 102 см, диаметр дна – 102–103 см. Указанная посуда является праздничной, ритуальной (садгеобо) и предназначена для варки мяса жертвенного животного.

369

Лгени имеется также в с. Кала в церкви Св. Квирике и в Местийском краеведческом музее. Такие котлы были собственностью церквей и состоятельных семей и считались ценной вещью, сокровищем. Они обычно использовались, когда по тому или иному случаю собиралась вся община. По преданию местных жителей, эти котлы были выкованы в XVIII в.

От сванского лгени кардинально отличается жиниш кардал (Самегрело), т.е. котел, где варили мясо животного, принесенного в жертву божеству Жини. С функциональной точки зрения интересен также котел сациндари.

Вгрузинском быту употреблялись тарелки разных размеров – большие, средние и маленькие: сини, лангари, супра, лангарди, тепши-сини, табаки, хонча и др. Поверхность блюда, подноса (сини) бывает гладкой или орнаментированной. Узоры на блюдах выполнены техникой процарапывания или вырезывания. Сюжеты на посуде встречаются самые разнообразные: розетты, солярные знаки борджгали, круги, геометрические орнаменты, спицы, рыбы, пятнистые олени, голуби, симметрично расположенные нарезные точки, полуокружности, елочные орнаменты, крученые плетенки, высеченные мячи, когтеобразные орнаменты, фантастические существа и т.д. Изредка на блюдах делались надписи. Для грузинского сини характерно низкое, мелко насеченное ушко – карба. Эта посуда в основном предназначена для сухих продуктов: фруктов, хачапури, вареной курицы, тыквы, пеламуши, медовых сот и т.д.

Медные сковороды разных размеров, с одной или двумя ручками, использовались на открытом огне. Дно сковороды не луженое. Сковородажаровня пурнэ (пекарня) использовалась для жарки поросенка или барашка

впурнэ.

Вупотреблении были также медные ложки, половники, шумовки разных форм и размеров: целиком луженые, глубокие, круглые, с загнутым концом, с длинной ручкой. Ручки этих кухонных приборов всегда были украшены декоративными растительными или геометрическими орнаментами.

Повседневно и по праздникам использовали различные медные тарелки: глубокие, плоские, с поддоном, без поддона, с раскрытыми краями, с собранными краями, парплиани и упарпло, т.е. с выступами наподобие «крыльев» по краям и без них; кроме того, бадьи миски-чаши, баркаши (глубокая тарелка для супа), бадьи для сыпучих продуктов, для жидкой пищи.

Для молочных продуктов используются кастрюли сардзеве (для молока), саэрбове (для топленого масла), для кипячения молока (чалхана). Медное сито (тушпаланга ) употребляли для процеживания молока и отжимания сыра.

Медные изделия служили также церковной утварью: это бардзими (чаша, потир) – сосуд для вина на высоком поддоне, употребляемый в обряде причащения, санатлави (купель) и др.

Медными были и некоторые музыкальные инструменты: буки, тот же диди саквири, – металлический духовой инструмент для подачи сигнала, горн – в грузинских письменных источниках впервые упоминается в IX в. На буки играли по случаю торжественных мероприятий, на царских приемах и шествиях, придворных и культовых церемониалах, во время военных походов, чтобы предупредить народ о нападении неприятеля, о приближающейся опасности, начале войны, о сборе народа для решения насущных

370