Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Мэттьюз Р. Гладиаторы

.pdf
Скачиваний:
40
Добавлен:
23.11.2021
Размер:
6.57 Mб
Скачать

200

ЧАСТЬ II • ЗРЕЛИЩА

были привязаны горящие факелы. Лудий Плебеи про­ водился в ноябре в честь урожая вина и отличался чрезмерными возлияниями.

Возможно, самым необычным праздником был Лу­ дий Секулярис, отмечаемый раз в сто лет. Однако по­ сле праздника 17 года до н.э. календарь подвергся из­ менениям, и Лудий Секулярис стал проводиться более хаотично. Религиозная часть праздника происходила ночью: торжественная процессия выходила из города и направлялась на Марсово поле.

Там жрецы откапывали подземный алтарь под на­ званием Террентус, перерезали горло двум черным бы­ кам и обливали кровью алтарь бога подземного царст­ ва и мертвых. Затем все аккуратно закапывали, тща­ тельно выравнивали землю, и процессия возвращалась

вгород. После этого начинались развлечения.

Впериод империи организация общественных раз­ влечений по-прежнему находилась в руках эдилов, но только официально. Императоры ясно давали понять, что игры проводились исключительно благодаря им и их щедрости. Никто из императоров не хотел, чтобы какой-нибудь самонадеянный молодой человек завое­ вал расположение народа, а затем и власть с помощью голосов избирателей. Но общественное мнение не такто легко остановить. Если народ не может высказать свое мнение на выборах, он в скором времени найдет другой способ поведать о своих настроениях.

I V

мператор Домициан, правивший с 81 по 96 год н.э., был большим любителем скачек, но не большим любителем народа. Он прика-

зал возвести вокруг императорской ложи деревян­ ный экран, чтобы он мог наслаждаться играми, но при этом оставаться невидимым для толпы. У Доми­ циана имелись веские причины, чтобы так осторож­ ничать, поскольку его политика не пользовалась по­ пулярностью у народа, и уже было разоблачено не­ сколько заговоров против него. «Правитель крайне уязвим, — сказал он однажды, — если против него за­ тевается заговор, никто не верит ему до тех пор, пока его не убьют». Но народ не хотел, чтобы их импера­ тор прятался от них. Недовольство масс, высказан­ ное в Циркусе, подтолкнуло очередных заговорщи­ ков к действию, и они убили Домициана в спальне.

Следующий император, Нерва, не пользовался закрытой ложей Циркуса, и его двухлетнее правле­ ние закончилось естественной смертью. Его преем­ ник Траян приказал снести деревянные экраны. Когда в первый раз Траян взошел в императорскую ложу и сел на виду у всего народа, его приветствова­ ли громкими и продолжительными овациями. На­ конец-то император находился там, где его хотел видеть народ.

В то время как простой народ высказывал свое одо­ брение или недовольство политикой императора в

Белизарий, византийский полководец, посланный императором Юстинианом на защиту восточных границ империи, в смертель­ ной агонии. В 534 году до н.э. он одержал победу над персидскими захватчиками, отвоевал Рим, Неаполь и Равенну для Юстиниа­ на. Он же подавил народное восстание 532 года до н.э., получив­ шее название Ника.

ВЕЛИКИЕ ВОССТАНИЯ

203

Циркусе, фракции возничих действовали более утон­ ченно. Большая часть населения римлян принадлежа­ ла к одной из четырех фракций, а самые знатные и по­ читаемые люди были желанными гостями роскошных клубов, основанных разноцветными фракциями. Там, в стенах этих клубов, шло активное лоббирование ин­ тересов, направленное на то, чтобы закрепить высокие государственные посты или контракты за сторонника­ ми команд.

Самым известным примером подобного покрови­ тельства был случай с Авлом Вителлием, возничим Зе­ леных в период правления Калигулы.

Распутный император, которому победы Вителлия принесли уйму денег, сделал его фаворитом импера­ торского дома, хотя официально тот являлся всего лишь главным при конюшне. При Клавдии Вителлию удалось сохранить свою должность, но при Нероне он смог занять более высокий пост благодаря простей­ шей стратегии, а именно умасливанию нового импе­ ратора, которому он постоянно говорил о том, каким потрясающим музыкантом тот является. После того как Нерон, будучи сверженным, покончил жизнь са­ моубийством, Вителлию снова удалось «удержаться на плаву», так как командующий Гвардией претори­ анцев Тиберий Виний являлся почетным членом Клу­ ба Зеленых. По совету Виния новый император, Гальба назначил Вителлия наместником германских гра­ ниц. Вскоре после этого Гальба был убит и замещен Отоном. Вителлий, возглавив германские легионы, направил их на Рим и, убив Огона, занял император­ ский трон.

Фракционеры Циркуса вели свои политические ин­ триги по всей империи, в то время как народ продол­ жал призывать к активным действиям в Циркусе. По­ степенно Белые стали подчиненными Зеленых, а Красные — Синих. Приблизительно к 300 году н.э. в

204

ЧАСТЬ II • ЗРЕЛИЩА

Риме сформировались два баснословно богатых и вли­ ятельных спортивных клуба, или товарищества.

Вскоре соперничество между двумя клубами ста­ ло приобретать политический оттенок. Синие, боль­ шую часть которых составляли члены знатных семей Рима, получали поддержку, выступая за сохранение традиций и консервативной политики. Зеленые, на­ оборот, заручались финансовой помощью со сторо­ ны провинциалов и нуворишей. Они отдавали пред­ почтение более радикальным политическим про­ граммам. До тех пор пока императоры правили если не хорошо, то по крайней мере уверенно, фракциям не оставалось ничего другого, как увеличивать свои сферы влияния и выкрикивать проклятия. Как толь­ ко императоры начинали проявлять нерешитель­ ность, команды Циркуса занимали более угрожаю­ щую позицию.

Каждая из команд управлялась группой граждан, называемой домини фактионум квадригариа. Эти люди происходили из эквитов или всадников, привилегиро­ ванного сословия римского общества. Каждая фрак­ ция имела право решать, кто будет входить в ее состав, и заменять одного руководителя другим, когда те уми­ рали или отходили от дел. Вероятно, от новых руково­ дителей ожидали, что они будут тратить на команду не только время, но и деньги, так как содержать фракцию возничих было удовольствием не из дешевых. Сотни людей были заняты в этом бизнесе непосредственно, а еще тысячи задействованы опосредованно. В провин­ циальных городах между фракциями одного цвета су­ ществовали и поддерживались близкие взаимоотно­ шения. И хотя эти клубы были независимыми, они делились сотрудниками и оборудованием с главной фракцией своего цвета, базирующейся в Риме. Фрак­ ции были богатыми, независимыми организациями, имевшими связи по всей империи. Если бы они захо-

ВЕЛИКИЕ ВОССТАНИЯ

205

тели использовать свою силу и власть, то стали бы очень опасными.

В 445 году н.э. император Валентиниан III, правя­ щий западной частью Римской империи, приказал убить своего полководца Аэция, разгромившего неког­ да Аттилу, предводителя гуннов, но теперь заподозрен­ ного в излишней амбициозности. В итоге двое офице­ ров Аэция убили самого Валентиниана. Богатые рим­ ские сенаторы, поддерживаемые Синими, посадили на трон сенатора Петрония Максима. Зеленые, крайне недовольные этим назначением, подняли восстание. Максим попытался выскользнуть из города и призвать на помощь армию, чтобы та восстановила порядок, но, получив удар по голове брошенным в него из толпы камнем, потерял сознание и был убит. На протяжении последующих двадцати лет народ, фракции возничих и армия ссорились, бунтовали и сражались за право об­ ладания императорским троном, несмотря на то что могущество этого самого трона осталось далеко в про­ шлом.

После того как пост императора Рима практичес­ ки перестал существовать, фракции возничих сохра­ нили свою активность и власть в политике. Полити­ ческая ситуация стала безнадежно запутанной, когда уже варварские цари, папы и сенаторы начали со­ перничать друг с другом. В 509 году разноцветные фракции нанесли финальный удар. После смерти папы Анастасия II большинством голосов римского духовенства на пост нового папы был избран Симмах. Его избранию воспротивились сенаторы, попрежнему представляющие интересы богатых людей Центральной Италии. Они (сенаторы) убедили не­ которых представителей духовенства назначить на должность папы священника по имени Лоуренс. Теодорих, король остготов, крупнейшего варварского племени на территории Италии, выступил в под-

206 ЧАСТЬ II • ЗРЕЛИЩА

держку Симмаха, но сенат все равно отказался при­ нять его кандидатуру.

Наконец в 509 году Рим захлестнула волна крово­ пролитных стычек между аристократами Синими, поддерживающими Лоуренса, и плебеями Зелеными, поддерживающими Симмаха. Победу одержали Зеле­ ные, и Симмах был назначен папой римского государ­ ства.

Эти столкновения стали результатом взрывоопас­ ной смеси политики и амбициозности фракций Циркуса, а крайние меры, которые они могли пред­ принять, были продемонстрированы известным вос­ станием 532 года н.э., получившим название Ника. Восстание произошло в Константинополе и получи­ ло большую огласку благодаря тому, что было де­ тально описано современниками. Нет сомнений в том, что восстания, произошедшие в Риме, были столь же жестокими и фанатичными, но подробных сведений о них практически нет.

Первого января 532 года произошел митинг про­ тив новых налогов, введенных императором Юсти­ нианом. На подавление восстания были посланы войска, и двое лидеров пойманы и приговорены

ксмерти.

Кнесчастью для Юстиниана, один из этих людей

оказался популярным членом фракции Синих, а второй — столь же важным, но фракции Зеленых. Современники этого исторического события пи­ сали:

Представители двух фракции, договорившись между собой и заключив перемирие, захватили стражников, ворвались в тюрьму и освободили всех, кто там находился. Город пылал в огне, словно он пал от руки неприятеля. Император и его окружение, включая нескольких членов се-

ВЕЛИКИЕ ВОССТАНИЯ

207

ната, заперлись в стенах дворца. Лишь одно слово звучало в этот день на улицах города и передавалось из уст в уста — клич-пароль «Ни­ ка», что означало «Победа».

Вечером пятого дня восстания император Юс­ тиниан отдал приказ Ипатию и Помпею, пле­ мянникам покойного императора Анастасия, как можно быстрее отправляться домой. Ве­ роятно, он заподозрил их в вынашивании преда­ тельского плана, направленного против него. Но они, испугавшись того, что народ заставит их взойти на трон, сказали императору, что с их стороны будет неправильным уйти и оста­ вить своего государя одного в минуту крайней опасности. Когда император Юстиниан услы­ шал эти слова, он еще больше укрепился в своем подозрении и велел им немедленно покинуть дворец.

На закате следующего дня народу стало изве­ стно, что мужчины покинули дворец, в кото­ ром укрывались все это время. Тогда все насе­ ление города пошло к ним и, объявив Ипатия императором, приготовилось вести его на главную площадь города, чтобы тот принял власть. Однако жена Ипатия, Мария, женщи­ на честная и благоразумная, схватила мужа и встала у него на пути. Громка плача и обраща­ ясь с мольбами ко всем своим родственникам, она говорила, что народ ведет его на верную смерть. Когда толпа оттеснила ее, она нео­ хотно отпустила мужа, и он, сам того не же­ лая, пошел на Форум Константина, где народ возвел его на трон.

Когда Ипатий прибыл на ипподром, он сразу направился к тому месту, где должен был си­ деть император, и воссел на императорский

208

ЧАСТЬ II • ЗРЕЛИЩА

трон, откуда подобало наблюдать за конными и атлетическими состязаниями.

Тем временем император и его двор решали, как им лучше поступить: остаться в городе или сбе­ жать на кораблях. Вдруг императрица Теодора произнесла следующую речь: «Я считаю, что дан­ ный момент самый неподходящий для бегства, даже несмотря на то что оно принесет нам сво­ боду и безопасность. Для того, кто был импера­ тором, не к лицу быть беглецом. Пусть лучше я умру на императорском троне, но я не хочу до­ жить до того дня, когда люди, встречающие ме­ ня, не будут обращаться со мной, как с госпо­ жой. Я согласна с одной древней поговоркой, что императорская мантия является самым лучшим погребальным саваном». Когда императрица про­ изнесла эти слова, все присутствующие преис­ полнились храбростью и, склонившись в пользу сопротивления, начали решать, как им защи­ тить себя. Все надежды императора были связа­ ны с Мундом и Белизарием, который недавно вер­ нулся из военного похода в Персию и привел с со­ бой армию, многочисленную и могущественную.

Белизарий, проложив не без труда себе путь по городу, покрытому развалинами и полусгорев­ шими домами, подошел к стадиону. Предполо­ жив, что ему придется сражаться против про­ стого народа, занявшего оборону на ипподроме

— огромного скопища людей, толкающих друг друга, — он достал из ножен меч и, скомандо­ вав другим сделать то же самое, с криком бро­ сился на толпу. Народ, стоящий хаотично, а не четким строем, увидев вооруженных солдат, о храбрости и военном мастерстве которых хо­ дили легенды, бегущих на них с оголенным ору­ жием, мгновенно отступил.

ВЕЛИКИЕ ВОССТАНИЯ

209

Мунд вошел внутрь ипподрома через ворота, которые они называли Вратами Смерти. Так с двух флангов мятежная армия Ипатия была атакована и разбита. В тот день погибло более тридцати тысяч мятежников. На следующее утро солдаты убили Ипатия и Помпея и броси­ ли их тела в море. Так закончилось народное восстание в Византии.