
Гражданская оборона и защита населения / Oltyan - Realizatsiya Sendaiskoy ramochnoy programy 2021
.pdf
1.3.Международная терминология
вобласти снижения риска бедствий
Под понятием «термин» традиционно понимается «слово или словосочетание специального (научного, технического и т. п.) языка, создаваемое (принимаемое, заимствуемое и т. п.) для точного выражения специальных понятий и обозначения специальных предметов» [25].
Единая международная терминология в области снижения риска бедствий является важным ключом к пониманию риска бедствий, она необходима для обмена информацией в данной области. Четкое определение важных терминов способствует лучшему пониманию международных документов и взаимопониманию специалистов, облегчению сотрудничества в осуществлении международных программ в области снижения риска бедствий.
МСУОБ ООН уделяет этому вопросу большое внимание. Первый терминологический глоссарий в области снижения риска бедствий был опубликован в 2004 году. Следующая версия, выпущенная в 2009 г., была переведена на русский язык представительством МСУОБ ООН вДушанбе исогласована со специалистами по снижению риска бедствий и МЧС России5. Эта версия доступна на русском идругих официальных языках ООН на официальном сайте МСУОБ ООН [2].
После принятия Сендайской рамочной программы Генеральная Ассамблея ООН приняла решение осозыве Межправительственной рабочей группы экспертов открытого состава по показателям итерминологии, касающимся снижения риска бедствий (далее— Межправительственная рабочая группа экспертов). Как видно из названия группы, перед ней ставились две взаимосвязанные задачи: выработать единое понимание терминологии и разработать систему индикаторов для оценки реализации целевых задач Сендайской рамочной программы.
Для участия в Межправительственной рабочей группе 138 стран (в том числе Российская Федерация) делегировали 336 экспертов, представлявших национальные министерства и ведомства в самых разных областях, таких как: гражданская оборона изащита вчрезвычайных ситуациях;охранаокружающей средыиприродныхресурсов;международное/
5 2009 UNISDR Терминологический глоссарий по снижению риска бедствий. https:// www.undrr.org/publication/2009-unisdr-terminology-disaster-risk-reduction
31

региональное сотрудничество; здравоохранение; образование и др. Кроме того, в рабочей группе были зарегистрированы участники от неправительственных организаций, частного сектора, научно-технических
иакадемических институтов.
Врезультате работы МСУОБ ООН совместно сагентствами, научными организациями, гражданским и частным секторами были уточнено, переопределено более 80 терминов в области снижения риска бедствий, а 34 термина были введены впервые. Предварительно анализировалось более 35 тысяч документов и Web-сайтов в данной области [26].
Обсуждение терминологии выявило немало существенных расхождений в понимании терминов в области снижения риска бедствий представителями разных стран. Некоторые проблемы вобласти терминологии связаны с особенностями перевода с английского языка, на котором составляется терминологический глоссарий, на национальные языки стран- участниц, участвующих вреализации Сендайской рамочной программы. Российские эксперты внесли ряд замечаний и предложений, большая часть из которых была учтена. Всессиях Межправительственной рабочей группы от Российской Федерации активно участвовала начальник научно- исследовательского центра «Управления рисками» ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) И. Ю. Олтян.
ВРоссийской Федерации основные термины в области защиты населения и снижения риска ЧС закреплены в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера», атакже в ряде основополагающих стандартов серии «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», в том числе:
• ГОСТ Р 22.0.02-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Термины и определения»;
•ГОСТ Р 22.0.03-2020 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения»;
•ГОСТ Р 22.0.04-2020 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины иопределения»;
•ГОСТ Р 22.0.05-2020 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения»;
•ГОСТ 22.0.09-97/ГОСТ Р 22.0.09-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации на акваториях. Термины
иопределения»;
32

•ГОСТ Р 22.0.11-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Предупреждение природных чрезвычайных ситуаций. Термины иопределения»;
•ГОСТ Р 55059-2012 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения».
Анализтерминологическогоглоссарияпоказал,чтобольшинствопредставленных терминов используется вРоссийской Федерации иимеет аналогичноезначение.Втожевремяотсутствуютоднозначныеанглоязычные эквивалентыдлярядабазовыхроссийскихтерминов,такихкак:«жизнеобеспечение населения вчрезвычайных ситуациях», «безопасность жизнедеятельности»идр.ВпроектеглоссарияМСУОБООН отсутствовал термин «чрезвычайная ситуация» (emergency situation), который является ключевымвРоссийскойФедерацииизакреплензаконодательно.Данныйтермин вошел в итоговый документ, подготовленный рабочей группой и одобренный Генеральной ассамблеей ООН 2 февраля 2017 года, — «Доклад межправительственной рабочей группы экспертов открытого состава по показателям и терминологии, касающимся снижения риска бедствий» (далее — Доклад). В приложении 2 учебного пособия представлен разделV«Рекомендации межправительственной рабочей группы экспертов открытого состава по терминологии, связанной со снижением риска бедствий» Доклада, содержащий термины и определения, связанные со снижением риска бедствий [27].
1.4. Показатели выполнения Сендайской рамочной программы на глобальном, национальном и местном уровнях
В соответствии с пунктом 18 Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015–2030 годы [7], для содействия оценке достижения результата ицели, предусмотренных рамочной программой, определено семь глобальных целевых задач, ход выполнения которых будет оцениваться на глобальном уровне (подробнее см. п. 1.1 настоящего учебного пособия).
Межправительственная рабочая группа экспертов подготовила доклад, содержащий рекомендации по глобальным показателям выполнения
33

глобальных целевых задач Сендайской рамочной программы и порядку их дальнейшей проработки и практического внедрения (приложение 3), и рекомендации по терминологии, связанной со снижением риска бедствий (приложение 2). Упомянутые выше рекомендации одобрены резолюцией, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 2февраля 2017 г. [28].
38 показателей, содержащихся в Докладе межправительственной рабочей группы экспертов, в настоящее время определены как глобальные показатели выполнения глобальных целевых задач Сендайской рамочной программы.
Результатом выполнения Сендайской рамочной программы к 2030 году должно быть достижение всех семи глобальных целевых задач, определенных п. 18 СРП и приведенных в приложении 3.
Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 2 февраля 2017 г. A/RES/71/276 [28] также определено, что, начиная с 2018 года, страны представляют двухгодичные оценки прогресса выполнения семи глобальных целевых задач Сендайской рамочной программы. «Дорожная карта» по мониторингу реализации СРП приведена на рис. 1.3 [29].
Мониторинг реализации Сендайской рамочной программы в соответствии с классификацией МСУОБ ООН осуществляется по двум направлениям:
• мониторинг достижения семи глобальных целей и мониторинг
тридцати восьми глобальных показателей.Такая организация монито-
ринга позволит оценить прогресс вобласти уменьшения опасности бедствий, достигнутый совместно всеми странами к2030 году. Информация о значениях глобальных показателей должна предоставляться странами в МСУОБ ООН один раз в два года;
• мониторинг достижения дополнительных (традиционных) це-
лей и мониторинг показателей, определяемых государствами-членами самостоятельно на национальном уровне, для оценки их прогресса в соответствии с четырьмя приоритетами СРП и национальным законодательством. Дополнительные (традиционные) цели и показатели должны быть отражены в национальных докладах по реализации СРП.
38 глобальных показателей выполнения Сендайской рамочной программы на глобальном уровне приведены в приложении 3.
В 2018 году МСУОБ ООН запущен online-сервис по измерению прогресса выполнения Сендайской рамочной программы, располо-
женный на сайте https://sendaimonitor.undrr.org/ [30], позволяющий
34

35
Рис. 1.3. «Дорожная карта» по мониторингу реализации Сендайской рамочной программы

получать результаты выполнения СРП в глобальном масштабе и через «национальные кабинеты» раз в два года вводить актуальные данные и данные по показателям за прошедшие годы, начиная с 2015 г. Правом ввода национальных данных обладают конкретные лица (так называемые «Focal Point»), уполномоченные на передачу национальных показателей реализации Сендайской рамочной программы правительствами стран.
Сайт мониторинга Сендайской рамочной программы также функционирует как методический аппарат, помогающий странам разрабатывать стратегии снижения риска бедствий, принимать политические решения
сучетом рисков и распределять ресурсы для предотвращения новых рисков бедствий. Мониторинг СРП может внести вклад в реализацию глобальной целевой задачи «Е», связанной с разработкой действенных национальных и местных стратегий уменьшения опасности бедствий к 2020 году.
На рис. 1.4 и 1.5 наглядно представлены результаты внесения национальных данных о выполнении целей СРП, по состоянию на 2019 год.
Кпоказателям выполнения Сендайской рамочной программы на на циональном уровне, в том числе вРоссийской Федерации, также должны быть отнесены все 38 показателей.
Стоит отметить, что Российской Федерацией накоплен значительный опыт по статистическому учету данных о ЧС и их последствиях, а также данных по оценке состояния защиты населения и территорий от ЧС
спомощью индикаторов и показателей. В частности, в настоящее время действует Государственная программа Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» [31] (далее— Государственная программа), цель которой— минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде от ведения и вследствие ведения военных действий, совершения террористических актов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах. Достижение плановых показателей Государственной программы осуществляется в рамках сложившейся в настоящее время системы планирования, регулируемой Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
36

37
Рис. 1.4. Карта мира, демонстрирующая степень полноты ввода национальных показателей реализации Сендайской рамочной программы странами-участницами за 2019 год [30]
Цветами выделены страны, которые: а) не представили данных за указанный в правом верхнем углу год (бежевая заливка); б) страны представившие полные данные за год (темно-синяя заливка); в) страны ввели данные, но не представили подтверждение их (синяя заливка); г) страны у которых данные введены не полностью (голубая заливка)

38
Рис. 1.5. Круговые диаграммы, показывающие аналитику процесса ввода значений показателей по 7 глобальным целевым задачам Сендайской рамочной программы странами-участницами за 2019 год [30]

Целевыми показателями (индикаторами) Государственной программы, которые коррелируют с глобальными показателями выполнения глобальных целевых задач Сендайской рамочной программы, являются:
• экономический ущерб от деструктивных событий;
• сокращение количества лиц, погибших вчрезвычайных ситуациях. Кроме того, показателями состояния национальной безопасности, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 684 «Об оценке игосударственном мониторинге состояния национальной безопасности Российской Федерации» [32], которые коррелируют с глобальными целевыми показателями выпол-
нения глобальных целевых задач СРП, являются:
• количество ЧС природного и техногенного характера, пожаров и погибших в них;
• уровень готовности систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, на момент составления данного учебного пособия к показателям выполнения Сендайской рамочной программы на национальном уровне можно отнести только:
• количество погибших в ЧС;
• экономический ущерб от деструктивных событий;
• уровень готовности систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.
Эти данные по Российской Федерации за 2015–2019 годы введены
вглобальную базу МСУОБ ООН на сайте мониторинга реализации Сендайской рамочной программы (рис. 1.6) [30].
Предстоит значительная работа по внесению показателей выполнения СРП в Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р.
На рис. 1.7 представлена взаимосвязь показателей (индикаторов) Государственной программы и показателей состояния национальной безопасности с глобальными показателями выполнения глобальных целевых задач Сендайской рамочной программы [29].
Кпоказателям выполнения СРП на местном уровне стоит отне-
сти только показатель Е 2 «Доля местных органов власти, принявших и проводящих в жизнь местные стратегии снижения риска бедствий
всоответствии с национальными стратегиями» (приложение 3).
39

40