Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
речь прокурора.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
14.09.2021
Размер:
514.56 Кб
Скачать

Уважаемые присяжные заседатели!

Перед тем как я перейду к изложению своей позиции, анализу и оценке доказательств, мне хотелось бы выразить вам свою благодарность за то, что, несмотря на проблемы и заботы, вы нашли время и изъявили желание принять участие в осуществлении такой важнейшей государственной функции, как отправление правосудия.

А теперь, с вашего позволения, я изложу свое видение разыгравшейся трагедии. Андрей и Юлия Капустины зарегистрировали свой брак в 1996 г. По началу отношения были хорошие, была любовь и радужные надежды на будущее. Первый «тревожный звонок» прозвучал для Андрея в мае 1997 г., когда он застал свою супругу в их квартире в объятьях друга детства. Но он стерпел, простил. Потом было рождение ребенка, и жизнь снова стала налаживаться. Однако так думал только Андрей, а Юлию их личная жизнь никак не устраивала. Поэтому в жизни Юлии в октябре 1997 года появляется еще один мужчина – Ромах Дмитрий. Между ними сразу складываются близкие, интимные отношения. Капустину заворожила и привлекла личность Ромаха – ранее он неоднократно судим, не понаслышке знаком с преступным миром, умеет себя преподнести. Капустину, муж которой является сотрудником милиции, заинтересовала блатная романтика, а также рестораны и разгульная жизнь, которую она стала вести в тайне от мужа. И все же до 1999 г. отношения между супругами были хорошие. Однако Капустина стала конфликтовать со своей свекровью. Дело в том, что мать Андрея –человек крайне педантичный и требовательный в быту, а Юлия воспринимала любые указания свекрови «в штыки» и мириться с ними не хотела. В ноябре 1999 г. «семейная лодка» вновь дала трещину. Андрей обнаружил в сумке жены презервативы, которыми он не пользовался, а в записной книжке – телефоны брачных агентств. Произошел скандал, и супруги разъехались, при этом Андрей с матерью стали жить в квартире, принадлежащей Андрею, а Юлия – в квартире свекрови. Сразу замечу, что своего жилья Капустина не имела. Я не случайно обращаю ваше внимание на этот факт.

Желание избавиться от мужа возникает у Капустиной в том же 1999 г., так как, оказывается, он ей уже надоел и «без него было бы спокойнее». Об этом она рассказывает Ромаху, но тот не воспринимает ее слова серьезно. После этого разговора Капустина и Ромах не видятся в течение года. Я не исключаю, что в этот период она пыталась найти другого исполнителя своего «страшного» замысла. Не найдя никого, 11 декабря 2000 г. Капустина вновь приезжает на работу к Ромаху. Однако теперь ее уже не интересуют личные встречи, разговор она начинает с предложения совершить убийство своего мужа и свекрови, которая страдает эпилепсией, либо найти исполнителя данного преступления, при этом она называет сумму «вознаграждения» – 3 тыс. долларов США за убийство обоих. На вопрос Ромаха: «Зачем ей это надо?», Капустина дает страшный ответ: «Причина в деньгах, квартире и семейном имуществе».

Позвольте мне, уважаемые присяжные заседатели, напомнить вам выдержку из показаний свидетеля Ромаха, которые он давал в судебном заседании: «Я понял, что ее решение окончательно и она от своей идеи не откажется. Это было видно по тому, что она была готова представить мне любую информацию о тех, кого надо убить. И еще она сказала, что во время подготовки операции по осуществлению задуманного она готова выполнять любые мои приказы и поступать так, как я скажу. Я понимал, что при любом моем ответе судьба ее мужа и свекрови предрешена».

После некоторых размышлений Ромах дает согласие на предложение Капустиной. У вас, уважаемые присяжные заседатели, может возникнуть резонный вопрос: «Почему Ромах согласился с предложением Капустиной?». На это у свидетеля абсолютно понятный ответ: «Я опасался того, что после моего отказа участвовать в преступлении Юля нашла бы другого исполнителя и после убийства ее родственников я бы оказался следующим, так как знал все ее планы и являлся потенциальным свидетелем. Я сказал, что согласен на предложение Юли, хотя уже тогда твердо знал, что выполнять ее задание не буду, но в тот момент еще не представлял, как мне выйти из этой ситуации».

Далее Капустина с целью достижения преступного результата действует все более активно. В середине декабря 2000 г. при очередной встрече с Ромахом она передает ему 600 долларов США для приобретения пистолета с глушителем, фотографии своего мужа и свекрови, собственноручно нарисованную схему движения Андрея Капустина от железнодорожной станции, куда он приезжал с работы, до своего дома, также сообщает ему перечень лекарств, употребляемых свекровью, так как согласно разработанному плану ее наметили отравить. На эту встречу Ромах взял диктофон, и ему удалось записать разговор с Капустиной (вспомните, пожалуйста, распечатку расшифровки их разговора, которую я вам оглашал). После этой встречи у Ромаха уже не осталось никаких сомнений в твердых намерениях Капустиной совершить убийство двух лиц. И он лихорадочно начинает искать пути выхода из этой сложной ситуации, так как деньги он уже взял и тем самым, с точки зрения Капустиной, согласился исполнить заказ. Понимая, что к своим знакомым из криминальной среды он обратиться не может, поскольку согласно действующим в этой среде «понятиям» будет считаться неправым, у него не остается ничего другого, как обратиться к своему родственнику, являющемуся сотрудником одного из отделений милиции Москвы. Родственник дает ему телефон доверия на Петровке 38, откуда его направляют в ГУВД Московской области.

Прошу вас, уважаемые присяжные заседатели, обратить внимание на один знаменательный факт. Из 600 долларов США, полученных Ромахом от Капустиной, он потратил всего 100 долларов. И знаете на что? Он приобрел себе бронежилет, в котором приехал в ГУВД МО. Дальше события развивались, как в детективе. Оперативным подразделением была спланирована операция под кодовым названием «Стерва», и все последующие встречи и переговоры Ромаха с Капустиной фиксировались с помощью аудио- и видеозаписи (их распечатку я вам тоже оглашал, а видеоматериалы были вами просмотрены). Капустина продолжает торопить Ромаха, звонит ему по телефону и выясняет, когда же будет решена ее «проблема».

28 декабря 2000 г. в ходе очередной встречи на станции «Люберцы-1» Капустина излагает Ромаху намеченный ею план убийства мужа, согласно которому Ромах должен проследить за Капустиным, когда тот будет возвращаться с работы, и убить его по дороге домой. При этом Капустина выбрала подходящий момент: 30 или 31 декабря, когда повсеместно начинается встреча Нового года. Для осуществления плана она передала Ромаху записку с указанием места расположения НИИ ГИБДД МВД России, сотрудником которого является Капустин, а также часть денег за совершение убийства – 1500 долларов США.

Обратите, пожалуйста, внимание на следующий факт, характеризующий степень моральной деградации личности Капустиной. Прося Ромаха о скорейшем выполнении ее просьбы, она приводит следующий аргумент: «Я хочу сделать себе новогодний подарок и новое тысячелетие встретить свободной!». Об этом говорит в своих показаниях свидетель Ромах. На этой же встрече Капустина потребовала представить ей в качестве подтверждения совершенного убийства фотографию трупа мужа и ключи, после получения которых обещала передать еще часть оговоренной суммы. Окончательный расчет она планировала произвести после убийства своей свекрови.

Страшный замысел Капустиной не был осуществлен только потому, что Ромах отказался совершать убийство, а задуманное Капустиной было предотвращено сотрудниками милиции на стадии его подготовки.

Уважаемые присяжные заседатели !

Я не буду подробно останавливаться на той позиции, которую заняла подсудимая в судебном заседании, ее показания мы слышали. Лишь скажу вкратце, что вину свою она не признала и указала на Ромаха как на организатора данного преступления. Она утверждала, что именно он вовлек ее в подготовку данного преступления, получил от нее деньги, потратил их, а теперь еще намерен посадить ее в тюрьму. В судебном заседании подсудимая пытается представить себя в роли жертвы, обманутой «криминальным авторитетом» Ромахом. Ее показания, данные со слезами на глазах, возможно у кого-то и вызвали жалость, однако прошу вас при принятии решения не руководствоваться этим чувством. На самом деле за слезами скрываются ледяное сердце и трезвый расчет.

Давайте проследим линию ее поведения в ходе следствия. Согласно разработанной оперативной комбинации Капустин не должен был вернуться с работы, а Ромаху предлагалось сообщить Капустиной, что заказ исполнен. На следующий день после исчезновения Капустина Андрея к Капустиной Юлии приехали коллеги мужа по работе Ясников и Перепелкин (их показания мы с вами слышали) и, сообщив об исчезновении мужа, предложили проехать в отдел милиции для написания заявления о безвестном исчезновении. Вы помните, что сказала им Капустина? Она заявила, что сейчас занята, а ее муж в пьяном виде где-то спит. Только после неоднократных уговоров она согласилась поехать в отдел и написать заявление об исчезновении мужа. Далее ее допрашивает следователь (протокол допроса я вам оглашал), которому она хладнокровно заявляет, что муж ее «забулдыга и пьяница» и скорее всего отсыпается в квартире кого-то из своих друзей. И только после того, как в кабинет заходит Ромах и следователь проводит между ними очную ставку, Капустина понимает, что «влипла» и начинает неохотно давать показания, в которых тем не менее всячески преуменьшает свою роль (эти показания вы также слышали).

У вас, уважаемые присяжные заседатели, могут возникнуть два обоснованных вопроса: «Откуда у Капустиной столь крупная сумма денег, которую она выплатила Ромаху, и каков мотив ее действий?». Ответы на эти вопросы мы находим в показаниях ее мужа – Андрея Капустина, которые вы слышали. Дело в том, что в декабре 2000 г. он продал свою дачу и выручил за нее чуть более 5,5 тысячи долларов США. Данная сумма хранилась в их квартире. В самом начале января 2000 г. он не обнаружил денег в месте хранения. Андрей попытался выяснить у жены, куда делись деньги, но в ответ услышал, что они «в надежном месте». Кроме того, в ходе следствия на основании собранных документов удалось установить, что в случае смерти мужа их трехкомнатная квартира фактически должна была перейти в распоряжение Капустиной, поскольку в ней был прописан ребенок супругов, а завещания в пользу кого-то Капустин (которому чуть более 30 лет), естественно, не делал. После смерти Андрея ей достались бы также его гараж, автомобиль и оставшиеся после продажи дачи деньги. После же смерти свекрови подсудимая могла бы получить права и на ее квартиру, так как сын Капустиной был единственным наследником после смерти бабушки, других родственников у Капустиных не было. Я хотел бы заострить ваше внимание еще вот на чем. Андрею Капустину и его матери защитник задавал вопрос: «Верят ли они, что подсудимая была способна на совершение этого преступления?». И оба они ответили, что верят. Согласно показаниям Андрея, в последнее время его отношения с женой были как отношения соседей, а Капустина (мать) сказала, что подсудимая всегда испытывала к ней неприязнь.

Конечно же, основным свидетелем по делу является Ромах. Я не буду подробно останавливаться на его показаниях, вы их слышали, а часть из них я уже приводил в своей речи. Думаю, вы согласитесь со мною: именно он предотвратил трагедию. Можно по-разному относиться к этому человеку, но я прошу вас не забывать то, о чем говорил свидетель в суде: «Если бы я отказался от заказа, она нашла бы другого исполнителя». Кроме того, своим поведением Ромах опровергает показания подсудимой, согласно которым он ее «подбил» на организацию убийств, заработал на ней деньги, а теперь намерен посадить. Если бы это действительно было так, то ничто не мешало Ромаху потратить полученные деньги, а уже потом обратиться в милицию. Вместо этого свидетель тратит лишь 100 долларов США на покупку бронежилета. Хотел бы отметить, что позиция подсудимой не согласуется и с распечатками аудиозаписей переговоров между Капустиной и Ромахом (я вам их зачитывал), на которых не свидетель, а именно подсудимая настаивает на скорейшем выполнении заказа.

В данном судебном заседании вы слышали показания свидетеля Грачева – сотрудника ГУВД Московской области, который осуществлял оперативные мероприятия по документированию преступной деятельности Капустиной, при этом он и его коллеги с помощью аудио- и видеозаписи фиксировали все встречи подсудимой и Ромаха. Обратите внимание на одну интересную деталь в его показаниях. Дело в том, что когда Ромах пришел в оперативное подразделение ГУВД МО и заявил, что ему заказали двойное убийство, то ему не поверили. Но тем не менее очередную встречу решили записать. Каково же было удивление оперативников, когда они увидели и услышали, как Капустина спокойно и по-деловому обсуждает с Ромахом план убийства мужа и свекрови, отпуская в ходе разговора в их адрес весьма неприличные реплики. После этого были предприняты необходимые меры и по результатам проведенного оперативного эксперимента Капустина была задержана.

В процессе следствия у Ромаха были изъяты 2 тыс. долларов США, переданные ему Капустиной в качестве аванса за совершение заказанных убийств, две фотографии (Капустина Андрея и его матери), тетрадный лист с записью названий лекарств, употребляемых свекровью (а как я вам уже говорил, согласно коварному замыслу подсудимой планировалось отравить свекровь с помощью передозировки лекарства), тетрадный лист со схемой маршрута движения Капустина от железнодорожной станции до дома, а также записка с описанием места расположения его работы – НИИ ГИБДД МВД России (все указанные документы представлялись вам для обозрения).

По результатам почерковедческой экспертизы сделано заключение, что записи на изъятых у Ромаха тетрадных листах и все записки исполнены рукой Капустиной.

Согласно выводам судебно-психиатрической экспертизы, каких-либо отклонений в психическом состоянии подсудимой не обнаружено, в отношении содеянного она была признана вменяемой.

Уважаемые присяжные заседатели!

Да, действительно, по данному уголовному делу никто не пострадал, ни на кого даже не покушались, речь идет лишь о приготовлении к преступлению. Я уже говорил, что подсудимая пытается вызвать вашу жалость, представляя себя жертвой, попавшей под влияние Ромаха. Но абсолютно очевидно, она не жертва. Капустина – это «двуликий янус». Еще раз прошу вас вспомнить видеоматериалы оперативного наблюдения, на которых отчетливо видно, что она обсуждает с Ромахом варианты подтверждения смерти своего мужа, варьирующиеся от фотографии со следами контрольного выстрела до представления ей части его гениталий, а также высказывает свое желание встретить Новый год вдовой.

В заключение я как раз и хотел бы напомнить вам отрывок из записанного разговора подсудимой с Ромахом.

Ромах: «Может быть, под тебя будут копать, поэтому надо, чтобы не было никаких эксцессов».

Капустина: «Да, я поняла».

Ромах: «Потому, что это, зайка, дело серьезное, это «выпиской» грозит».

Капустина: «Я поняла».

Ромах: «Значит, самый дорогой для тебя новогодний подарок?»

Капустина: «Да». (Смеется.)

Ромах: «Как же ты будешь строить из себя вдову?»

Капустина: «Ну, это уж мои проблемы». (Смеется.)

К счастью, вдову из себя подсудимой «строить» не пришлось, а вот проблемы с законом у нее возникли действительно очень серьезные.

На основании изложенного я прошу вас признать Капустину Юлию Владимировну виновной в совершении тех действий, в которых она обвиняется. Вопрос о том, заслуживает ли Капустина снисхождения, оставляю на ваше усмотрение, так как это право предоставлено вам законом.

Спасибо за внимание, и я надеюсь, что вы объективно подойдете к делу и вынесете справедливый вердикт.

Речь государственного обвинителя

Федорова П.С., старшего прокурора отдела государственных обвинителей

прокуратуры Ульяновской области,

юриста 2 класса