Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

_files_materials_5053_prog.ntr

.pdf
Скачиваний:
9
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
4.69 Mб
Скачать

231

догоняющего сценария), а об обеспечении прорывного развития биотехнологической индустрии на основе достижений передовых направлений, таких, как системная биология. При этом, стартовые позиции Российской Федерации, обусловленные уровнем ее научных достижений и уровнем науки в этой области в целом, возможно оценить как высокие.

3 Внутренние условия и рамки долгосрочного научно-технологического прогноза

3.1. Исчерпание возможностей быстрого развития в рамках экспортносырьевой модели экономики

В настоящее время происходит исчерпание возможностей быстрого развития в рамках сложившейся в России экспортно-сырьевой модели экономики.

О параметрах сложившейся модели экономического роста Существующая модель экономического роста выглядит следующим

образом:

в основе экономического роста лежит интенсивное расширение внутреннего спроса, вызванное притоком в страну доходов, связанных с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой цен на энергоносители и металлы (рост потребительского спроса также подогревается ростом потребительского кредитования);

основной эффект от расширения внутреннего спроса «улавливается» импортом, динамика которого существенно опережает рост внутреннего рынка; экспорт имеет ярко выраженную сырьевую направленность (в 2007 г. доля экспорта нефти и газа составила 48% от суммарных объемов экспорта), что подразумевает высокую зависимость российской экономики от

внешнеэкономической конъюнктуры.

232

основная часть доходов концентрируется в экспортных секторах и в секторе торговли.

Проблема состоит в том, что предпосылки экономического роста в рамках существующей модели перестанут действовать уже в ближайшие годы.

Это связано как с действием ограничений разного рода (в первую очередь, ресурсных и социально-демографических), так и с исчерпанием потенциала самой сложившейся экспортно-ориентированной модели воспроизводства.

Стабилизация предложения энергоресурсов Без реализации ряда капиталоемких и сложных в технологическом и

организационном отношении проектов в области добычи и транспортировки нефти, уровень ее добычи к 2015 г. стабилизируется в пределах 530-540 млн. т в год, добычи газа – медленно повышаться. Кроме того, ожидается рост капиталоёмкости добычи полезных ископаемых (нефти и газа), который вызовет снижение рентабельности и инвестиционной привлекательности проектов. Так, переход к новым районам и площадям добычи энергоносителей (нефти в Восточной Сибири, газа на арктическом шельфе и др.) означает существенный рост её капиталоёмкости.

Аналогичная ситуация (рост капиталоемкости, связанный с исчерпанием старых и необходимостью разработки новых месторождений) будет присуща и добыче других видов полезных ископаемых (руд металлов, сырья для производства стройматериалов).

Таким образом, темпы роста добывающей промышленности существенно замедлятся и не смогут обеспечивать в дальнейшем высокие темпы экономического роста.

Действие социально-демографических ограничений Несмотря на предпринимаемые меры в области социальной политики и

устойчивый рост реальных доходов населения, сохраняется ряд негативных тенденций, ведущих к ухудшению человеческого капитала как в

233

количественном (из-за демографических проблем), так и в качественном отношении. Последнее связано с возникновением «застойной бедности», в итоге выводящей крупные социальные группы из сферы воспроизводства качественного человеческого капитала.

Несмотря на действия, направленные на повышение рождаемости и снижение смертности, в ближайшие 15 лет можно ожидать дальнейшего развития негативных демографических тенденций, включая сокращение численности трудоспособного населения и рост напряженности пенсионной системы.

Ожидается также, что в ближайшей перспективе в России проявятся также ограничения, обусловленные сокращением трудовых ресурсов в связи со снижением численности трудоспособного населения. Дефицит трудовых ресурсов, возможно, будет усиливаться из-за роста эмиграционной активности среднего класса в связи с ожидаемой нехваткой квалифицированной рабочей силы в странах ЕС.

Обрабатывающие производства: воспроизводство низкой конкурентоспособности

В настоящий момент важнейшим фактором, ограничивающим повышение конкурентоспособности и, соответственно, рост в обрабатывающей промышленности, является нехватка современного оборудования, позволяющего нормализовать параметры эффективности и качества производимой продукции.

Для полномасштабного обновления производственно-технологического аппарата необходим переход от модели инвестиционного процесса, основанного на собственных средствах компаний к модели инвестиций, опирающейся на привлечение банковских кредитов и средств финансового рынка. Однако российский финансовый рынок не может обеспечить обрабатывающую промышленность «длинными деньгами» ввиду ее недостаточной привлекательности с инвестиционной точки зрения.

234

Таким образом, в инвестиционном процессе в обрабатывающем секторе экономики возникает своего рода «замкнутый круг»: использование устаревшего, технологически отсталого производственного оборудования ведет к выпуску продукции, теряющей как ценовую, так и, особенно, неценовую конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках; это, в свою очередь, ведет к снижению инвестиционной привлекательности и затрудняет привлечение заемных инвестиционных кредитов. Это, в свою очередь, дополнительно замедляет обновление производственного аппарата.

Усиление конкуренции на внешних и внутренних рынках – действие технологического фактора

Как следует из анализа глобальных вызовов, тенденций на внешних рынках и технологических изменений в мире (раздел II) возникает дополнительный фактор, осложняющий условия конкуренции российской продукции как на внешнем, так и на внутренних рынках. Этим фактором этого может стать начало нового технологического рывка в развитых странах, совмещённого с переносом современных высоких технологий в страны, проходящие индустриализацию.

Этот процесс будет разворачиваться следующим образом. Сначала в странах – технологических лидерах произойдёт переход к новым технологическим стандартам и стандартам качества, сопряженный с ликвидацией либо радикальной трансформацией ряда продуктовых рынков технически сложной продукции110.

По мере реализации этих стандартов предыдущее поколение технологий перейдет к менее развитым странам. Производственные технологии последних 15-20 лет, которые не были освоены в России, будут распространяться в развивающиеся страны – Китай, другие страны АТР, Латинскую Америку. Производители этих стран, опираясь на дешевые природные ресурсы и труд,

110 производственного оборудования, медицинской техники – в результате рывка в развитии нанотехнологий и инфокоммуникационных технологий, интегрированных с традиционными производственными технологиями)

235

низкую социальную и пенсионную нагрузку на бизнес, будут существенно опережать российских по уровню конкурентоспособности

Структурные параметры и механизм торможения роста в экспортноориентированной модели

Внынешних условиях, когда основу экспорта товаров составляет вывоз сырья, динамика физических объемов экспорта весьма ограничена – вследствие ограничений со стороны добычи, транспортной инфраструктуры, масштабов спроса и других факторов. В итоге, рост экспорта товаров в последние годы устойчиво отстает от общей динамики ВВП.

Вто же время, импорт, стимулируемый расширением внутренних рынков, интенсивно растет – с темпом, примерно вдвое превышающим динамику расширения внутренних рынков. Соответственно, в прошлом году опережающий рост импорта стал одним из важнейших факторов, сдерживавших экономический рост. Из-за него было «потеряно» около 3 проц. пунктов экономического роста

Уже в среднесрочной перспективе, при сохранении сложившейся экспортно-ориентированной модели экономики, временная (на период 20082012 гг.) стабилизация мировых цен на сырьё и замедления динамики экспорта энергоносителей приведут к стабилизации притока доходов, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Кроме того, к концу текущего десятилетия будет исчерпан запас ценовых конкурентных преимуществ значительной части перерабатывающих производств, ориентированных на внутренний рынок.

Это означает, что вклад факторов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, в перспективе снизится до 1 процентного пункта прироста ВВП или даже меньше (сегодня – 2-3 проц. пункта). Соответственно, главная альтернатива уже ближайшего этапа развития выглядит следующим образом: либо на базе расширения инвестиций в основной капитал и сопутствующего роста инновационной активности существенно повысится конкурентоспособность продукции обрабатывающей промышленности (что

236

скомпенсирует падение вклада внешнеэкономического фактора) – либо существенное падение темпов развития станет неизбежным.

3.2Ресурсный вызов

Втечение последних лет сырьевой сектор служил основным источником роста российской экономики, обеспечивая значительную долю производства ВВП, и генерируя большую часть доходов федерального бюджета, экспортной выручки и валютных поступлений.

Однако в ближайшей перспективе сырьевой сектор не сможет продолжать играть роль основного двигателя экономики. Поддержание высоких темпов роста экономики в рамках экспортно-сырьевой модели потребует значительных инвестиций и технологических инноваций при снижающейся капиталоотдаче и эффективности вложений. То есть, продолжая оставаться основным источником экономического роста, сырьевой сектор перетянет на себя значительную долю инвестиционного и научно-технического потенциала, существующих в российской экономике.

Невозможность дальнейшего развития в рамках сырьевой экономики связана с рядом сложившихся к настоящему времени ресурсных ограничений:

большая часть начальных суммарных ресурсов нефти и газа в России представлена слабо изученными прогнозными и перспективными ресурсами, требующими проведения масштабных геологоразведочных работ для их промышленного освоения.

потенциал нефтегазоносных провинций, являющихся основными регионами добычи нефти, в значительной степени разведан. Прирост запасов в данных регионах возможен только за счет добычи нефти более низкого качества и высокой капиталоемкости добычи.

истощение крупнейших традиционных районов нефтедобычи приведет в ближайшем будущем к значительному замедлению темпов роста добычи нефти

истабилизации объемов добычи на уровне 500 – 545 млн. т в год.

237

увеличение объемов добычи нефти и газа может быть достигнуто за счет регионов с высокими прогнозными ресурсами и низкой степенью разведанности (Восточная Сибирь, шельфы арктических и дальневосточных морей), но их освоение будет проходить в крайне сложных горногеологических и суровых климатических условиях. Дополнительным ограничивающим фактором служит слабо развитая транспортная и трубопроводная инфраструктура. Дорогостоящие технологии, необходимые для разработки данных месторождений значительно увеличат себестоимость добычи.

3.3 Демографический вызов

Демографическое развитие России характеризуется следующим тенденциями:

С 1992 г. число умерших устойчиво превышает число рождений: убыль составила более 12,5 млн. человек и была только на 5,9 млн. компенсирована миграционным приростом.

Рождаемость в России уже 40 лет не обеспечивает простого воспроизводства населения.

Смертность мужчин в трудоспособном возрасте высока, как и сто лет назад, сокращение смертности в последние годы идет, но крайне неустойчиво и неравномерно.

Возрастная и половая структура населения сильно деформированы, что сказывается и будет сказываться далее на воспроизводстве населения.

Результатом прошлых демографических тенденций (низкая рождаемость) будет неизбежное сокращение численности трудоспособных – до 1 млн. в год, что станет серьезным фактором торможения экономического роста.

Продолжается старение населения, показатель иждивенческой нагрузки (рассчитанный по сегодняшним границам пенсионного возраста) вырастет с

580 до 670-750 к 2020-25 гг., а к 2050 г. до 900-1000. В связи с этим, по мнению

238

экспертов, уже в ближайшее время встанет вопрос о необходимости повышения пенсионного возраста.

Сохранение нынешних тенденций воспроизводства населения (низкая рождаемость и высокая смертность) может привести к тому, что численность населения России к началу 2025 г. может сократиться до 130-135 млн. человек, к 2050 г. – до 110 млн. человек.

Показатель продолжительности жизни в 70 лет, которого мы в нашей истории дважды достигали (во второй половине 60-х и в 1986-87 гг., в годы борьбы с алкоголизмом), сегодня нам кажется достойной целью для 2015 г., в то время как два десятка развитых стран уже либо превзошли рубеж в 80 лет (Япония, Исландия, Швеция, Испания, Франция, Италия и др.), вот-вот достигнут и перешагнут этот рубеж, свидетельствующий о высоком качестве жизни в данных странах.

Демографическое развитие в России имеет много общего с общеевропейскими тенденциями (низкая рождаемость, изменение структуры семьи, высокая доля рождений вне брака, старение населения и т.д.). В то же время, ускоренное нарастание кризисных явлений определялось особыми условиями и трудностями переходного периода (падение реальных доходов, нарастание масштабов бедности, рост неравенства, высокий уровень безработицы, сокращение объема социальных гарантий, бесплатных услуг в здравоохранении и образовании и т.п.).

Трансформация экономики от плановой к рыночной и модернизация социальной политики резко изменили условия жизнедеятельности семьи, поставили значительную часть семей на грань выживания, что повлекло за собой изменения в брачном, репродуктивном и самосохранительном поведении, в социальной и территориальной мобильности.

Сложившаяся демографическая ситуация во многом порождена недостаточным учетом демографических факторов в среднесрочной и долгосрочной стратегии, отсутствием комплексной долгосрочной программы выхода России из демографического кризиса, отсутствием органов управления,

239

ответственных за демографическое развитие России, остаточным принципом финансирования социальной политики.

Данные за 2006-07 гг. говорят о росте числа родившихся и сокращении смертности, но принципиальная оценка ситуации не меняется: благоприятная динамика может сохраняться еще 5-6 лет, а затем по всем вариантам прогнозов, сделанных в последние годы разными экспертами, убыль начнет расти.

В ближайшие годы нас ожидает сокращение численности трудоспособных – до 1 млн. в год, и соответственно рост показателя иждивенческой нагрузки до 670-750 к 2020-25 гг., а в перспективе и до 9001000 к 2050 г., что неблагоприятно скажется на формировании рынка труда и темпах экономического роста.

Демографические ограничения становятся в значительной степени определяющими для средне- и долгосрочных перспектив развития российского рынка труда.

На российском рынке труда сложились следующие основные тенденции: спрос на рабочую силу в условиях экономического роста растет; численность населения в трудоспособном возрасте сокращается; существуют значительные перекосы в распределении занятого населения

по сферам занятости; невысокий средний уровень оплаты труда тормозит полноценное

воспроизводство рабочей силы; высокая дифференциация в оплате труда увеличивает социальную

напряженность; ухудшаются качественные характеристики рабочей силы (качество

образования не всегда отвечает современным стандартам, происходит старение трудоспособной части населения,

низки показатели здоровья занятого населения и высоки потери от преждевременной смертности.

240

Количественные оценки перспективной величины дефицита рабочей силы показывают, что до 2010 г. прогнозируемая потребность в рабочей силе ниже ограничения по объему предложения труда. Однако уже в 2012–2014 гг. проявится дефицит труда, увеличивающийся со временем. В зависимости от сценария развития, дефицит может составить до 20% от прогнозируемой потребности в рабочей силе. Дефицит рабочей силы ожидается прежде всего в Центральном, Уральском, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах, в промышленности, строительстве, транспорте и связи. В экономике не хватает квалифицированных рабочих кадров. Весьма проблематичны перспективы омоложения кадрового состава на предприятиях высокотехнологической промышленности, в том числе предприятий обороннопромышленного комплекса.

Отдельной проблемой является возможное повышение пенсионного возраста, а также привлечение на рынок труда дополнительных контингентов населения старше трудоспособного возраста. Значительная часть пенсионеров уже вовлечена в сферу занятости, поэтому такая мера, как повышение пенсионного возраста (например, для женщин до 60 лет), не позволит существенно смягчить проблему нехватки рабочей силы. Влияние постарения населения на динамику рынка труда и объемов финансирования социальных программ еще предстоит оценить.

Основные возможности преодоления возникающего дефицита рабочей силы связаны с осуществлением комплекса взаимосвязанных мер государственной социально-экономической политики, направленных на повышение экономической активности населения, рост производительности труда, смягчение структурных проблем рынка труда, в том числе связанных со сложившимся распределением занятого населения по сферам занятости, упорядочение внутренней и внешней трудовой миграции.

На структурные проблемы российского рынка труда указывает качественное (структурное) несоответствие спроса на труд и его предложения в региональном, отраслевом, профессионально-квалификационном,