Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kudryavtsev_V_N_Dashkov_G_V_i_dr_Kurs_sovetskoy_kriminologii_Predm.rtf
Скачиваний:
50
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
6.91 Mб
Скачать

Всесоюзный институт

по изучению причин и разработке мер

предупреждения преступности

ПРЕДМЕТ. МЕТОДОЛОГИЯ.

ПРЕСТУПНОСТЬ И ЕЕ ПРИЧИНЫ. ПРЕСТУПНИК

Москва «Юридическая литература» 1985

67.99(2)8 K93

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

Раздел первый — Г. В. Дашков, доктор юридических наук; В. Н. Кудрявцев, академик АН СССР, доктор юридических наук; В. В. Панкратов, кандидат юридических наук; А. Б. Сахаров, доктор юридических наук; В. П. Шупилов, доктор юридических наук.

Раздел второй — И. И. Карпеи,, доктор юридических наук; В. Н. Кудрявцев, академик АН СССР, доктор юридических наук; А. Б. Сахаров, доктор юридических наук; И. Л. Шрага, доктор юридических наук; В. С. Минская, кандидат юридических наук.

Раздел третий — А. И. Долгова, доктор юридических наук; И. И. Кар-пеи,, доктор юридических наук; В. Н. Кудрявцев, академик АН СССР, доктор юридических наук; В. В. Панкратов, кандидат юридических наук.

Под редакцией:

академика АН СССР, профессора В. Н. Кудрявцева;

заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора И. И. Карпеца;

профессора Б. В. Коробейникова

Рецензенты:

П. И. Гришаев, доктор юридических наук; К. Е. Игошев, доктор юридических наук

Курс советской криминологии: Предмет. Методология. К93 Преступность и ее причины. Преступник.— М.: Юрид. лит.,

1985.— 416 с.

В книге рассматривается комплекс теоретических проблем изучения преступности — этого наиболее опасного антиобщественного явления. Авторы обобщают достижения советской криминологии, раскрывают предмет и методологию этой науки, рассказывают об ее возникновении и развитии. Подробно анализируются причины преступности в советском обществе, механизм преступного поведения, а также особенности социальных позиций и взглядов лиц, совершающих преступления.

Для ученых-юристов, аспирантов и студентов юридических вузов.

 

к

1203100000-036 ~~012(01)-85

45-85

67.99(2)8

Издательство «Юридическая литература», 1985

Раздел первый

ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ СОВЕТСКОЙ КРИМИНОЛОГИИ

Глава первая криминология как наука

§ 1. Понятие криминологии и ее предмет

1. В борьбе за преодоление преступности в социалистическом обществе решающее значение имеет предупреждение преступлений, устранение причин и условий преступности.

Как и всякая социальная деятельность, борьба с преступностью должна быть научно обоснованной. Юридическое направление этой деятельности — выявление и расследование совершенных преступлений, изобличение виновных, их осуждение и наказание — обеспечивается науками: уголовного права, уголовного процесса, исправительно-трудового права, криминалистикой. Такие же проблемы борьбы с преступностью, как анализ происхождения и природы этого явления, причин и условий его существования, определение путей и средств предупреждения преступлений, а также вопрос о личности людей, совершающих преступления (личности преступников), — разрабатываются криминологией.

Этимологически криминология означает учение о преступлении: от латинского «crime» (преступление) и греческого «logos» (учение). Однако с развитием она приобрела более широкое значение и понимается теперь как наука о преступности.

Определение криминологии нередко связывают с ее предметом и фактически сводят к перечислению его составных частей. Такой подход представляется недостаточным, ибо, при всей важности предмета, определение науки должно содержать в себе более полную ее характеристику, указывая, в частности, на место данной науки в общей системе научных знаний, на важнейшие методологические подходы к предмету исследования, на конечные цели и задачи исследовательских поисков.

В соответствии с этим советская криминология может быть определена как общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического ч исторического материализма сущность и формы проявления преступности, причины и закономерно-

cru ее возникновения, существования, изменения и отмирания, личность субъектов, совершающих преступления, а также закономерности и формы социального воздействия на причины и условия преступности в целях предупреждения и преодоления этого негативного явления'.

В данном определении подчеркнуто, что криминология, как всякая наука, выявляет закономерности исследуемых ею явлений и на этой основе решает вопросы желательного воздействия на них.

В процессе развития советской криминологии, которая, естественно, подходила к наиболее полному определению понятия и предмета науки, высказывались такие, например, точки зрения.

Первые коллективные учебники по криминологии и некоторые другие авторы в тот период времени3 определяли криминологию как науку о состоянии, динамике, причинах преступности, методах ее изучения, путях и средствах предупреждения.

П. И. Гришаев определил криминологию как науку, «исследующую область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества»4.

Говоря об определении П. И. Гришаева, следует отметить, что упоминание в нем об общественных отношениях правильно, но автором, на наш взгляд, допущена неточность: криминология изучает главным образом общественные отношения, не порождаемые, «возникающие в связи» с преступностью (исключение составляют лишь те общественные отношения, которые возникают при предупредительной деятельности), а порождающие, обусловливающие преступность.

Общественные правовые отношения, порожденные преступностью, изучаются уголовным правом, уголовным процессом, исправительно-трудовым правом и т. д.

Г. А. Аванесов полагает, что «криминология — относительно самостоятельная система знаний, являющаяся в то же время элементом системы науки вообще, и особая форма деятельности людей, объединяющая ученых и научные учреждения, предназначенные для изучения преступности как социально-правового явления, ее тенденций и закономерностей (характерных для прошлого, настоящего и будущего), причин преступности, личности преступника, для разработки мер предупреждения преступности и профилактики преступлений (с целью совершенствования теории и практики в борьбе с преступностью)» . Все, что сказано здесь о криминологии, правильно, но в качестве определения вряд ли приемлемо. Определение (дефиниция) конкретной науки должно содержать в себе указание лишь на те моменты, которые специфичны именно для данной науки. Поэтому излишне включать в определение понятия криминологии положения, общие для науки в целом (такие, например, что это относительно самостоятельная система знаний и в то же время элемент системы науки; что это особая форма деятель-

ности людей, объединяющая ученых и научные учреждения,

и т. п.).

2. В любой науке существенное значение имеет ее предмет, который не только характеризует основное содержание самой науки, но и определяет направление научного исследования, а также задачи последнего.

В литературе предмет криминологии определяется различно. В одних работах он определен более узко, в других — более широко . Подобное положение в известной мере связано с тем, что предмет любой науки — не застывшая категория: он изменяется по мере развития самой науки, уточняется, пополняется новыми элементами. «Научное определение любой науки, — пишет Т. И. Ойзер-ман, — конечно, не может быть исходным пунктом ее действительного исторического развития: оно становится возможным на сравнительно высокой ступени развития науки, являясь подытоживанием, обобщением пройденного пути и достигнутых результатов» . Сказанное особенно существенно для криминологии — науки, как известно, весьма молодой. В частности, подобная эволюция произошла с проблемой личности преступника8, выделившейся в самостоятельную часть предмета криминологии лишь на определенном этапе ее развития. То же на более поздних этапах произошло с так называемой «виктимологией» (от лат. victima — жертва), ветвью криминологии, изучающей особенности и характеристики лиц, пострадавших от преступлений, без чего понятия преступности и ее причин были в определенной степени неполными.

Но наряду с подобным «естественным» расхождением в определении предмета криминологии имеют место и разногласия, вызванные неоднозначным пониманием сущности предмета науки, отождествлением предмета с содержанием науки, ее задачами и т. п. Показательна в этом отношении точка зрения, согласно которой: «все, что изучает та или иная наука, входит в ее предмет» . В результате такого подхода предмет криминологии определяется весьма широко, так что основные фундаментальные теоретические проблемы науки оказываются в одном ряду с прикладными, вспомогательными вопросами.

Для более глубокого понимания предмета криминологии, правильного определения его содержания и границ, соотношения криминологии с другими науками целесообразно сопоставить и разграничить предмет криминологии с ее объектом. Разграничение указанных категорий, широко признанное в социологии, служит важным теоретико-познавательным принципом в методологии системных исследований, ибо «...все то, что познается, представляет собой объект исследования, поскольку оно еще не познано и противостоит знанию. Те же самые вещи, явления, процессы, их стороны и отношения, поскольку они уже известны, зафиксированы с определении стороны в той или иной форме знания, «даны» в ней, но подлежат дальнейшему исследованию, являются предметом... Предмет 'оусловлен объектом и является зафиксированной в определенной

форме его стороной. В таком объективированном виде он противостоит человеку и его знаниям» °.

С изложенных позиций объект криминологии образует специфическое объективное явление — преступность и особые формы социальной реакции на нее, состоящие в устранении причин и условий, детерминирующих преступность, рассматриваемые как составная часть более общих социальных мер и процессов человеческой деятельности, связанных с совершенствованием общественных отношений в целом. Предметом же криминологии являются конкретные стороны и проявления указанного объекта.

Из сказанного следует, что предмет криминологии охватывает ряд взаимосвязанных проблем, составляющих его элементы. При этом изучаемые криминологией проблемы, с точки зрения их значимости для данной науки и для практики, не равнозначны. Одни из них являются центральными, образуют собственно предмет криминологии или, во всяком случае, его «ядро». Другие же имеют прикладное, вспомогательное значение, служат условием или средством глубокого и всестороннего познания данного предмета. Рассмотрим самым предварительным образом эти элементы11.