Скачиваний:
3
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
182.27 Кб
Скачать

Соотношение института досудебного соглашения о сотрудничестве и американской разновидности сокращенной формы уголовного процесса рlea bargaining к.Ю.Н. Тисен о.Н.

Соотношение института досудебного соглашения о сотрудничестве и  американской разновидности сокращенной формы уголовного процесса рlea bargaining.

Вопрос о природе досудебного соглашения о сотрудничестве в настоящее время широко обсуждается в юридической литературе. При этом одни ученые полагают, что институт досудебного соглашения о сотрудничестве является разновидностью сделки о признании вины, получившей широкое распространение в Европе и США [1]. Другие авторы, напротив, проводят черту между анализируемыми уголовно-процессуальными институтами [2].

Тенденция к сокращению уголовно-процессуальных процедур в странах англо-саксонской системы права появилась задолго до официального закрепления сделки о признании вины. Еще в 19 веке в Америке практиковалось сокращенное судебное следствие, при котором в случае признания обвиняемым своей вины, доказательства не исследовались, а коллегия присяжных и вовсе распускалась за ненадобностью. При этом юристы того времени признавали, что прилюдно раскаявшийся подсудимый нередко осознавал, что отрицание вины лишь ухудшит его положение, поскольку признание гарантирует снисхождение и увеличивает шансы переквалификации прокурором его деяний на менее тяжкие [3, С. 284].

Так называемые сделки о признании вины нашли официальное закрепление в англо-саксонской системе права более 40 лет назад, когда в 1971 г. в решении Верховного Суда США по делу «Сантобелло против Нью-Йорка»  plea bargaining  были признаны «необходимостью правовой жизни» [4, P. 177].

Понятие «сделка с правосудием» в современном правовом понимании возникло в конце XIX в. в США. В настоящее время в мировой практике есть два типа подобных сделок, самой распространенный из которых является договор с прокуратурой. Его суть в том, что в обмен на признание вины прокуратура снимает с человека часть обвинений или переквалифицирует преступление на менее тяжкое. Другой формой сделки с правосудием является  «превращением в свидетеля обвинения». В обмен на показания против сообщников подозреваемый получает «прокурорский иммунитет» – полное или частичное освобождение от ответственности. Сделка также заключается между обвиняемым и прокурором и должна быть одобрена судьей. После заключения сделки исполнение ее условий становится обязательным для всех ее участников. При этом если у прокурора появляются новые улики, на основе которых он может добиться вынесения обвинительного приговора, сделка может быть расторгнута [5].

Соглашение о признании вины (англ. Plea bargaining) – это разрешенная законом письменная сделка обвиняемого и защитника с обвинителем, в которой зачастую в обмен на признание обвиняемым (подсудимым) своей вины в менее тяжком преступлении обвинитель отказывается от всестороннего исследования обстоятельств дела, которое прояснило бы истину, а также от поддержания обвинения в более тяжком преступлении [6, P. 5.].

Следует отметить, что российский особый порядок судебного разбирательства существенно отличается от американских сделок о признании вины  (plea bargaining). Прежде всего, американская процедура, в отличие от отечественной, предполагает необходимость признания обвиняемым своей вины, тогда как обязательным условием особого порядка судебного разбирательства является согласие с предъявленным обвинением. Принципиальная разница приведенных понятий состоит в том, что признание вины может и не предполагать согласие с позицией прокурора о квалификации действий обвиняемого. В свою очередь согласие с предъявленным обвинением означает отсутствие разногласий между мнением прокурора и обвиняемого относительно фабулы предъявленного обвинения и квалификации действий привлеченного к уголовной ответственности.  Таким образом, особый порядок судебного разбирательства может иметь место лишь в том случае, если обвиняемый  фактически заявляет о правильности изложения в обвинительном заключении (акте)  признаков совершенного им преступления и конкретных обстоятельств содеянного, а также юридической оценки его действий, изложенной в конкретной статье Уголовного закона.

Сделка о признании вины - это своего рода соглашение об обстоятельствах совершенного преступления и  юридической квалификации действий обвиняемого, которое считают приемлемым как сторона, обвинения, так и защиты. При этом  нередко по результатам соглашения в окончательном виде обвинение может быть далеко от истинны, что осознают все участники  plea bargaining. В свою очередь российский особый порядок судебного разбирательства не предполагает отказ от принципов уголовного судопроизводства, лишь ускоряя процедуру судебного процесса.

Задача зарубежных аналогов российского института досудебного соглашения о сотрудничестве – признание вины и достижение согласия в части квалификации и размеров наказания. Приведенная цель является основным мотивом правоохранительных органов при заключении «соглашения о признании вины» в  США, Канаде, Англии и Уэльсе, Индии, Италии, Франции, Израиле, ФРГ и ряда других стран.

Заключение сделки о признании вины в США  не гарантирует снижение  обвиняемому наказания, а лишь предполагает такую возможность, поскольку суд не связан какими-либо законодательными ограничениями в связи с подобным сотрудничеством обвиняемого со следствием [7]. В России при выполнении обвиняемым условий досудебного соглашения о сотрудничестве, подтвержденных прокурором, при назначении наказания суд ограничен предельно возможными размерами санкций. Так, согласно  ч. 2 ст.  62 УК РФ, в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве  срок или размер наказания не могут превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК. Если соответствующей статьей Особенной части УК предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, эти виды наказания не применяются. При этом срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания в виде лишения свободы, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

В процессуальной литературе институт досудебного соглашения о сотрудничестве нередко именуется сделкой с правосудием [8]. Однако распространенное среди процессуалистов название не соответствует сущности применяемой в России модели сотрудничества со следствием. Основанием для рассмотрения судом вопроса об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, является уголовное дело, поступившее в суд с представлением прокурора. Процедура заключения соглашения и исполнения его условий имеет место на этапе предварительного расследования уголовного дела, а в рамках судебного разбирательства прокурор, как представитель стороны обвинения реализует взятые на себя обязательства по  обращению к суду с ходатайством о назначении обвиняемому более мягкого наказания. Правосудием является деятельность, осуществляемая в рамках реализации судебной власти, а потому предусмотренная главой 40.1 УПК РФ процедура по своему смысловому значению скорее является сделкой со следствием. Тем не менее, несмотря на сходство досудебного соглашения о сотрудничестве с институтом деятельного раскаяния, полное их отождествление не корректно.

Соседние файлы в предмете Актуальные проблемы права в уголовном судопроизводстве