Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Малыгин А.Я. История ОВД. Основные этапы развития полоции - милиции России

.pdf
Скачиваний:
65
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
10.94 Mб
Скачать

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. …………………………………………………... С. 4 Глава 1. Борьба с преступностью и охрана общественного порядка на ранних этапах развития отечественной государственности (IX - XVII вв.). …………………………......................... С. 5 Глава 2. Полицейские органы и учреждения до образования Министерства внутренних дел Российской империи (1718-1802 гг.). ..………………………………………………………….. С. 13 Глава 3. Органы полиции МВД Российской империи в дореформенную эпоху (1802-1861 гг.). …………………............. С. 20 Глава 4. Органы полиции МВД России в пореформенный период (1861-1917 гг.). …………………………………………… С. 26 Глава 5. Образование и становление советской милиции (19171929 гг.). …………………….................................................. С. 33 Глава 6. Советские органы внутренних дел в эпоху тоталитарного политического режима (1930-1953 гг.). …………… С. 41 Глава 7. Органы внутренних дел СССР в период либерализации общественных отношений и замедления темпов общественного развития (1953-1991 гг.). ......................................................... С. 49 Глава 8. Становление и развитие российских органов внутренних дел в 1991-2009 гг. .......................................................... С. 58 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ………… С. 75 ПРИЛОЖЕНИЯ. …………………………………………….. С. 78 ИЛЛЮСТРАЦИИ. …………………………………………. С. 138

4

ВВЕДЕНИЕ

История органов внутренних дел является одной из важных учебных дисциплин в системе подготовки сотрудников органов внутренних дел. Ее изучение преследует цели выработки у обучаемых умений с научных позиций анализировать исторические события, творчески осмысливать накопленный органами внутренних дел опыт в сфере обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью и на этой основе правильно оценивать современное состояние органов внутренних дел и представлять перспективы их развития в будущем.

Вданном учебном пособии рассмотрены вопросы, связанные

систорией возникновения, развития и функционирования полицейских органов и учреждений в России, а также советских органов милиции и органов внутренних дел Российской Федерации.

5

Глава 1. Борьба с преступностью и охрана общественного порядка на ранних этапах развития отечественной государст-

венности (IX – XVII вв.).

Для указанного периода характерно то, что охранительные, полицейские функции не были отделены от других функций государства. В большей или меньшей степени они выполнялись всеми без исключения органами, а также самим населением. Каждый орган государства, выступая в качестве охранительного, совмещал функции полиции, суда, исправительно-трудового учреждения.

Однако уже в X-XІІ вв. появились должностные лица, на которых возлагались определенные полицейские функции: вирники – сборщики штрафов, мытники – сборщики налогов и пошлин. Охрана общественного порядка и борьба с преступностью возлагались в городах на посадников и тысяцких, непосредственно осуществлялась дружинниками и мечниками. В сельской местности полицейские функции выполняли тиуны – управляющие княжеских и боярских вотчин. Эти лица, как князья и бояре, обладали полномочиями по осуществлению не только следствия, но и суда, что нашло свое юридическое закрепление в «Русской Правде».

Борьба с преступностью и охрана общественного порядка и безопасности также возлагалась и на все податное население, поскольку, согласно «Русской Правде», розыск преступников осуществлялся, по сути, самими потерпевшими, их родственниками или нанимаемыми для этой цели лицами. Кроме того, «Русская Правда» закрепляла коллективную ответственность общины за совершенные преступления, что стимулировало вовлечение населения в борьбу с преступностью. С другой стороны, «Русская Правда» и последующие древнерусские нормативно-правовые акты ограничивали сферу применения самосуда, законодательно запрещая «полюбовные сделки» по разбоям, грабежам, кражам. Тем самым государство брало ответственность за восстановление справедливости на себя. А это, в свою очередь, требовало создания специальной службы, аппарата, новых органов государства.

С течением времени все явственней обозначается тенденция специализации по выполнению полицейско-судебных функций: письменные источники ХІV в. упоминают о практике вызова государственных чиновников в регионы для расследования и суда («езд на правду»); в «Псковской судной грамоте» говорится о том, что по

6

требованию потерпевшего князь или посадник должен был направлять специального пристава «обыскивати татьбы».

С возникновением централизованного Московского государства был принят новый общерусский уголовно-правовой и уголов- но-процессуальный акт – Судебник Ивана ІІІ 1497 г. В нем впервые была официально предусмотрена смертная казнь как вид наказания за совершение ряда преступлений. Такая крайняя мера наказания требовала проведения качественного и эффективного расследования, своевременного установления и розыска преступников, их обезвреживания. Поэтому в конце ХV - начале ХVІ вв. из Москвы в случае умножения в какой-либо местности разбоев и «татеб» направлялись «особые обыщики» - государственные чиновники, облеченные полномочиями проведения розыска, следствия и суда.

Совершенствовалась и система охраны общественного порядка, предупреждения преступлений: в 1504 г. Иван ІІІ ввел на выездах из Москвы заставы, а на улицах решетки, на которых выставлялись специальные наряды во главе с «решеточными сторожами» и «решеточными прикащиками». За хождение по городу в ночное время обывателя ждала тюрьма, в лучшем же случае – кнут. В скором времени опыт был перенесен в другие города.

На местах в это время основные обязанности по борьбе с преступностью были возложены на наместников и волостелей, которые посылались князем, как говорилось в соответствующих указах, «на корм». Чаще всего эти должностные лица наделялись правом «суда и расправы», а по сложившейся практике источником их существования были не только натуральные подношения, взимавшиеся с населения (корм как таковой) но и отчисления от судебных пошлин, штрафов. Поэтому система «кормлений» себя скомпрометировала, поскольку, как ясно, при подобной организации борьбы с преступностью, наместники и волостели были заинтересованы скорее в том, чтоб она процветала, нежели в ее искоренении. Более того, наделение их обширными правами и фактическая бесконтрольность со стороны центральной власти провоцировали массовые злоупотребления, фальсификации.

Подобное положение дел требовало решительной реформы системы государственного управления. Предложение реформировать систему «кормлений» раздавались все сильней. Иван Грозный провел реформу местного управления, в результате которой позиции кормленщиков в полицейско-судебной сфере были существен-

7

ным образом ослаблены. Ведущую роль в борьбе с преступностью, прежде всего с наиболее тяжкими видами, начинают играть выборные органы – губные избы. Это небольшой по составу орган, возглавлявшийся губным старостой, избиравшимся местным дворянством. К кандидатурам на должности губных старост государством предъявлялись определенные требования: кандидат должен быть «грамоте горазд, душою прям, животом прожиточен». В подчинении губных старост, как правило, находилось 2-3 выборных

«целовальника».

Губные избы подчинялись Разбойному приказу, впервые упоминавшемуся в летописях 1539 г. В 1682 г. Разбойный приказ был переименован в Разбойный сыскной приказ, в 1683 г. стал называться Сыскным приказом, в 1687 г. - приказом Сыскных дел, в 1701 г. был ликвидирован, а дела переданы по подсудности обвиняемых в другие приказы. Он осуществлял общее руководство губными избами, издавал нормативные акты, контролировал деятельность губных изб, выполнял функции апелляционной инстанции. Юрисдикция Разбойного приказа распространялась на всю территорию государства за исключением Москвы и Московского уезда. Поскольку Разбойный приказ выполнял функцию борьбы с наиболее тяжкими видами преступлений, государство стремилось повысить его авторитет. Например, после Смутного времени, когда требовались огромные усилия власти по преодолению его последствий в том числе и невероятно умножившейся преступности, с 1623 г. по 1636 г. Разбойный приказ возглавлял национальный герой князь Дмитрий Пожарский.

В границах Москвы и Московского уезда охрану порядка и борьбу с преступностью осуществлял Земский приказ, который обладал гораздо более широкой компетенций, чем Разбойный приказ, поскольку выполнял функции органа местного управления.

В ХVІ в. появляются такие должностные лица, как «объезжие головы». В столице они назначались, как правило, царскими указами, в других городах – воеводами. Так, в 1597 г. в Москве были назначены 9 «объезжих голов». Постепенно в их ведение переходили другие государственные служащие, выполнявшие полицейские функции. Согласно «Наказу о градском благочинии», изданному правительством Алексея Михайловича в 1649 г., в Москве двум «объезжим головам» придавались на постоянной основе 5 «решеточных приказчиков». Кроме того, каждые 10 дворов обыва-

8

телей обязывались выделять по одному сторожу для обеспечения общественного порядка в ночное время.

На Московских рынках в ХVІІ в. общественный порядок обеспечивали назначавшиеся Земским приказом «ярыжные» («земские ярыги»). Колоритную характеристику им дал известный русский историк Василий Татищев: «Земской ярыжка, назывались полицейские служители, которые имели в Москве красное и зеленое, а в других великих городах иного цвета платье, на груди нашиты были две буквы З и Я, чтоб по оному звание и должность их знали. Когда государю поход или ход со кресты, тогда несколько их с метлами и лопатами напереди всех шли, путь очищали, они же везде, где ссора или драка учинилась, могли взять и к суду отвести, в чем им никто противиться не мог».

Кроме Разбойного и Земского приказов, полицейскосудебные и карательные функции в Московской Руси осуществляли Разрядный, Поместный, Холопий, Стрелецкий и даже Посольский приказы.

Особую роль играл Стрелецкий приказ, так как стрельцы обязывались несением службы по охране общественного порядка в городах в дневных и ночных караулах, направлялись на «поимку татей, разбойников и грабителей», осуществляли конвойные функции.

Формирование и укрепление самодержавной монархической власти потребовало создания специального органа по борьбе с политической преступностью и обеспечению государственной безопасности. Еще при Иване Грозном один из трех членов так называемой «Удельной Думы» Борис Годунов руководил Постельным приказом, одной из основных задач которого было раскрытие и пресечение заговоров против царя. Но все же начало истории существования специальных органов политического сыска принято связывать с созданием Тайного приказа после принятия Соборного Уложения 1649 г. Соборное Уложение впервые в отечественном законодательстве выделило государственные преступления в особую категорию и посвятило им вторую главу. Для практической реализации норм, предусматривающих ответственность за совершение государственных преступлений и иную антиправительственную деятельность, и был создан специальный орган для борьбы с политической преступностью – Приказ тайных дел (с 1676 г. – Тайный приказ). Служащие данного приказа – «истцы государе-

9

вы», имели полномочия выявлять «крамолу» путем осуществления негласных сыскных мероприятий в общественных местах – на рыночных площадях, в кабаках, в церквах, в «торговых банях». В случае выявления лиц, «зло умышляющих на государя» или «поносящих имя государево», «истцы» кричали всем известное «Слово и Дело государево», что обязывало присутствующих оказывать им помощь в задержании преступников. В деле выявления политических преступлений Тайный приказ широко использовал доносы. Доносительство активно поощрялось: доносчик, в случае подтверждения доноса, получал часть «отписанного на государя» имущества осужденного.

Где преступление, там наказание, где полиция, там и тюрьма. Места лишения свободы появились с незапамятных времен. Уже в древней Руси имелись земляные темницы – ямы и порубы. К ХVІ в. тюремное заключение стало одним из распространенных видов наказания, Судебник 1550 г. закрепил его законодательно. Тюрьмы существовали при приказах и губных избах. Как следует из «Приговора о разбойных делах» от 18 января 1555 г., обязанность постройки тюрем возлагалась на детей боярских, их приказчиков и крестьян. Они же должны были обеспечивать тюрьмы охраной и палачами. Примечательно, что убытки, в случае побега преступников из тюрьмы, обязаны были возмещать виновные в неудовлетворительном состоянии тюрем. Отметив существенные недостатки ранее существовавшей системы охраны тюрем, «Приговор…» установил, что должности тюремных приставов должны впредь замещаться из среды выбранных «людей добрых, которые люди к тому делу пригожи», сроком на один год.

В «Грамоте о порядке содержания тюремных сидельцев», изданной в июле 1591 г., содержатся основные требования обеспечения режима и организации охраны, которые сохранились и по сей день. В частности, там говорилось о недопустимости совместного содержания лиц, совершивших тяжкие преступления и привлеченных за малозначительные деяния.

Соборное Уложение установило, что в Москве тюрьмы строятся Разбойным приказом за счет государственной казны. Службу в тюрьмах должны были нести избираемые по городским сотням целовальники и сторожа, которые содержались за счет сборов с городского населения. Палачи в Москве содержались за счет Разбойного приказа. В остальных городах постройка тюрем, выборы «це-

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]