Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Материал к 1 теме для ИВТ / Введение для ИВТ.doc
Скачиваний:
69
Добавлен:
07.02.2015
Размер:
316.93 Кб
Скачать

Разум: путь к осмыслению

Только философия способна зажечь искру творческого горения в сознании человека, активизировать его духовно-интеллектуаль­ные и морально-эстетические потенции. Философия выступала и выступает инициирующим фактором, определяющим стимулы к умственному саморазвитию человека, его нравственному совершен­ствованию.

В Европе проблему философского совершенствования разума осмысливали такие разные мыслители, как Г. Гегель и И..Фихте, Ф. Шеллинг и Л. Фейербах, А. Шопенгауэр и О. Конт, К. Маркс и К. Поппер, другие философы. Их с восторгом слушали и читали, их идеи понимали и, как правило, принимали. В соответствии со своими философскими парадигмами и учениями многие действо­вали в личной и общественной жизни.

В России абстрактные рассуждения знаменитых европейских мыслителей XIX столетия о роли философии в совершенствовании разума были доступны единицам. Массовое же сознание еще не было готово воспринять философские идеи умственного и нрав­ственно-этического саморазвития. Однако и в России влияние фи­лософии на умственное развитие народа несомненно. Здесь само­сознание народа и передовое мировоззрение формировали не философы-профессионалы, как на Западе, а философствующие писатели и ученые. Так, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лер­монтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и мно­гие другие сделали литературу фактором философского постиже­ния внутреннего мира человека. Они, не профессиональные философы, но гениальные писатели и ученые, стали носителями нового гуманитарного мышления и морально-этическими воспита­телями. Известные ученые и медики И.М. Сеченов, Д.И. Менде­леев, Н.И. Пирогов, Н.В. Склифосовский, Н.Г. Чернышевский, К.А. Тимирязев и др. явили обществу образец философского ми­ропонимания.

В XX—XXI рассудочных веках на основе естественно-научных данных, и прежде всего биомедицинских, философия получает ос­нование для глубинного мировоззренческого и аксиологического осмысления источников саморазвития мира. На поиск ответов на вопросы о сущности и существовании предметов и явлений приро­ды, о первопричине и смысле жизни людей направлена философс­кая мысль ученых и специалистов-медиков. Она нацелила их на осмысление природы бытия, критическую оценку действительности. Философская мысль как бы заново собирала все знания, вос­станавливая утраченный смысл бытия, наметила решение основ­ных экзистенциальных проблем. Философия К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, А.И. Опарина и других рус­ских ученых получила мировое признание как образец гуманитар­ного осмысления научных знаний о разумном возникновении и са­моразвитии мира, а также о зарождении жизни и появлении Homo sapiens — человека разумного на Земле.

Но не ради прояснения необычных фактов природы, а также отдельных общественных событий (это дело науки), а ради осмыс­ления «разума мироздания» — объективного закона природы, ко­торый как бы сам по себе упорядочивает действительность, рус­ские мыслители показали космический смысл разума. Еще Г. Гегель назвал разум принципом мира. А французский философ и ученый Тейяр де Шарден (1881-1955) разум считал «подлинным домом человека». Разум человека — это уникальная способность, позво­ляющая понимать и объяснять мир. Рожденная человеческим разу­мом и ставшая свободной волей и чистой совестью, философия постепенно восходит к своей зрелой форме — интеллектуальной квинтэссенции. На протяжении тысячелетней истории она доказа­ла, что имеет прямую интеллектуальную взаимосвязь с наукой, ис­кусством, медициной.

Каждым своим новым свершением философия показывает, что у нее есть свой курс в познании мира — интеллектуально-нрав­ственный. Вселенная, земная жизнь, разум человека составляют главный источник философствования и являются основной про­блемой познания. К. Поппер (1902-1994) отмечал, что «существу­ет по крайней мере одна философская проблема, которой интере­суется любой мыслящий человек. Это проблема космологии — проблема познания мира, включая нас самих (и наше знание) как часть этого мира. Вся наука... есть космология, и для меня значе­ние философии не в меньшей мере, чем науки, состоит исключи­тельно в том вкладе, который она вносит в ее разработку» (Вопро­сы философии. - № 10. — 1995).

Космология (греч. kosmos — порядок, гармония) преврати­лась в составную часть интеллектуальной культуры человече­ства, стала основным содержанием научной философии. Это ин­теллектуальное и моральное движение в философии и науке получило название космической идеологии. Особенно значитель­ный вклад в ее развитие внесли русские ученые и философы А.Н. Бекетов, В.И. Вернадский, И.А. Козырев, Н.А. Морозов,

И.А. Умов, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, Н.Г. Холодный, А.К. Манеев и многие другие. Разработка естественно-научных аспектов в космической идеологии опирается на крупные достиже­ния астрономии, астрофизики, астробиологии, астромедицины, приведшие к возникновению теоретической и практической кос­мической медицины.

Проникновение космических идей в различные сферы челове­ческого познания жизни свидетельствует о том, что «космизация» общественного сознания превращается в процесс сращивания ес­тественных и гуманитарных знаний. Философы и медики все боль­ше внимания стали уделять осмыслению зависимости здоровья людей (физического и психического) и даже радикального измене­ния социальных процессов на Земле от состояния Космоса и сол­нечной активности. А.Л. Чижевский (1897-1964) убеждал, что со всплесками солнечной активности меняется настроение людей и даже возрастают творческие потенции у художников и ученых.

Современное философское осмысление жизни Космоса сделало очевидным и тот факт, что весь так называемый видимый мир и фантастические события, происходящие в этом мире, представля­ют собой умственно превращенную форму реальности. Подлинная же реальность мира проявляется не сама по себе, а в связи с новы­ми видами и образом знания, прежде всего философского. Спра­шивается, почему же тогда все научные знания о мире постоянно подвергаются критическому философскому переосмыслению? От­вет очевиден: скорее всего потому, что само по себе философство­вание есть работа человека над собой и на себя, на свое духовно-интеллектуальное конструирование и изменение представления о мире и о себе. Отсюда особый интерес людей к постижению цен­ностных смыслов мира и жизни.

Не пора ли и медикам осознать роль и значение медицины как первой науки о человеке (так ее определял академик Н.Н. Блохин) частью «космического познания»? Н.Н. Блохин предлагал считать медицину не частной, утилитарной практикой лечения, а прежде всего человековедческой отраслью познания, притом фундаменталь­ной. С точки зрения современных естественно-научных знаний о Космосе и человеке, все же очень многое остается неясным: как человек чувствует, воображает, сочиняет, творит в моменты маг­нитных бурь? Медицину, как и философию, все это не может не волновать, ибо каждая из них стремится по-своему воздействовать на развитие разума и чувства человека. Это обусловливает слож­ность философии медицины, в которой, как в фокусе, сходятся закономерности физики, химии, биологии, физиологии, психоло­гии, социологии и т.д.

Многие ученые, медики называют философию учительницей жизни, другие считают ее синтезатором всех наличных знаний о человеке — научных или обыденных. Как бы там ни было, но толь­ко философия выполняет роль морально-интеллектуальной «настав­ницы» как отдельных личностей, так и целых народов во всех их творческих, созидательных делах и, конечно, в общественном по­ведении. Именно философия и только она одна способна прида­вать всем человеческим делам общекультурный смысл и истори­ческое назначение. Попробуем мысленно проникнуть в сущностный мир различных природных явлений и процессов, а также в самобыт­ный внутренний (духовный) человеческий мир. Первое, что «схватит» наш ум, — это конгломерат связей и отношений в происходящих со­бытиях, которые нельзя понять и оценить вне социально-критическо­го напряжения разума, без философского осмысления.

Философия способна как бы заглянуть в завтра, а это и значит заниматься мудростью, как утверждал знаменитый французский уче­ный и философ Р. Декарт. «Под мудростью, — писал он, — понима­ется не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может помочь человеку достойно жить: это есть знание, которое направляет нашу жизнь, служит сохранению здо­ровья, а также открытиям во всех искусствах» (Декарт Р. - М., 1989. -С. 301-302). Декарт называет совершенным знание, которое направ­ляет нашу жизнь и служит сохранению здоровья. Только философ­ское осмысление происходящего в жизни человека, полученных зна­ний о ней ведет к формированию мудрости. Чтобы верно судить о житейской мудрости, надо самому органично вжиться в философ­ское мышление. Русский философ И.А. Ильин (1882-1954) рассуж­дал: «Философ должен жить так, чтобы его предмет становился его собственным жизненным содержанием; он должен жить тем, что познает; так, чтобы его личная жизнь стала жизнью предмета в нем» (Ильин И.А. Философия и мировоззрение. - М., 1990. - С. 57).

И. Кант разграничил философию как предмет обучения фило­софской культуре и саму философию в подлинном ее смысле, т.е. как «науку о последних целях человеческого разума» или как «на­уку о высшей максиме потребления нашего разума». Захватываю­щие перспективы, по его мнению, открываются перед философией на этом творческом пути. Ее вселенский замысел можно выразить в следующих вопросах: 1) Что я могу знать? 2) Что мне надлежит делать? 3) На что я смею надеяться? 4) Что есть человек? Сам И. Кант на 1-й вопрос призывает ответить метафизику (филосо­фия), на 2-й — мораль (философская дисциплина), на 3-й — рели­гию и на 4-й, основной вопрос человеческой жизнедеятельности, — философскую антропологию или, говоря иначе, философскую на­уку о человеке. «В сущности, все это можно было бы свести к фи­лософской антропологии, ибо три первых вопроса относятся к пос­леднему» (Кант И. Трактаты и письма. - М., 1980. - С. 589).

Г. Гегель утверждал, что «столь же глупо думать, что какая-либо философия может выйти за пределы современного ей мира, сколь глупо думать, что отдельный индивидуум может перепрыгнуть через свою эпоху...» (Гегель Г. Соч., Т. VII. - 1934. - С. 16). К. Маркс (1818-1883), будучи еще «младогегельянцем», метафорически оп­ределял философию как духовную квинтэссенцию своего времени и называл ее живой душой культуры (Маркс К., Энгельс Ф. - Собр. соч. - Т. 1. - С. 105). Согласно Энгельсу (1820-1895), философия есть осмысление всеобщих законов развития природы, общества и человеческого мышления. Эти суждения говорят о том, что фило­софия, как любая другая свободно функционирующая духовно-твор­ческая деятельность множества оригинально мыслящих людей, стре­мится развивать свод собственных идей, принципов, позволяющий понять смысл бытия природы, общества людей, постигать силу че­ловеческого духа.

Среди компонентов, составляющих содержание философии как учебной дисциплины, определяющих ее «тематическое простран­ство» и характеризующих содержательный статус, — проблемы, позволяющие проникнуть в духовную культуру человечества. Пер­вой такой познавательной проблемой можно назвать человеческий разум, т.е. «самомышление о мышлении». Такое самомышление, знающее и сохраняющее себя в возвышении к подлинной разумно­сти, демонстрирует себя как непрерывно развивающаяся сама по себе мысль. Но снова возникает вопрос: так что все-таки следует считать философией? Философия — это поступательное движение мысли к самой себе или, согласно Гегелю, она там, «где мысль как таковая делается абсолютной основой и корнем всего остально­го...». «Мы определили понятие философии как мысль, — пишет Гегель, — которая в качестве всеобщего содержания есть все сущее» (Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга I. - 1934. -С. 65).

Философию можно считать творческим и одновременно крити­ческим состоянием мыследеятельности, когда личность стремится овладеть мудростью самостоятельной организации человеческого бытия и, постигая истину бытия, определять смысл собственного существования в мире природы и общества. Философия если и дает новое знание, то в виде критического абстрактно-синтетического комментария о предметах и явлениях мира, объясняя их смысловое значение для жизни человека, интегрируя и интерпретируя их для использования в других формах сознания. Философия как крити­ческое состояние человеческого разума, естественно, удалена от повседневной прозы жизни, но вместе с тем сама жизнь, особенно человеческая, несомненно, близка ей и всецело зависима от нее. Удаленность философии от жизни людей условна. Она выражает сущность сознания человека, его мыслей и идей, устремленных к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.