Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Материал к 1 теме для ИВТ / Введение для ИВТ.doc
Скачиваний:
69
Добавлен:
07.02.2015
Размер:
316.93 Кб
Скачать

Развитие философской культуры мышления

Все люди и особенно специалисты нуждаются в философии, относящейся к истинным знаниям и моральным ценностям как к факторам, развивающим культуру мышления. Именно такое пони­мание дает людям необходимые и достаточно точные знания для того, чтобы жить и действовать по объективным законам природы и общества. «Знание — сила», — заявлял Ф. Бэкон (1561—1626). Или: «Искусство — зеркало общественного строя» — провозглашал Р. Вагнер (1813—1883). Оба утверждения свидетельствуют о жиз­ненной пользе знаний. Более того, даже цели и задачи религии всем известны и понятны: учить подчинять себя (свою судьбу) бо­жьим законам справедливости и смирения: «Какой мерой мерите, такой и вам будут мерить» (библейское изречение).

Культура философского мышления состоит в том, что в нем живуче творческое начало, где господствует критическая мысль по отношению к устаревшим знаниям, где рождается стремление по­нять смысл и назначение человека, где уважение к философии ес­тественно. По Бердяеву, «философия всегда была прорывом из бес­смысленного, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла». Смысложизненная нацеленность философии в фундаментальных науках, духовной куль­туре вызывает заинтересованное отношение к ней специалистов, прежде всего «конструкторов искусственного интеллекта» (ИВТ), в целях критического осмысления бытия жизни, стиля интеллектуального познания и практического преоб­разования окружающего мира и человека в нем.

Каждый человек не только осмысливает знание о мире, но и оценивает сам характер познания. Это субъективное поле бытия мысли и является той интеллектуальной данностью, которая на­страивает мышление на критическое осознание всех уже имеющихся знаний и мнений, полученных наукой, искусством, медициной, религией. Философствовать — значит проницательно-критичным умом настраивать творческую мысль на ценностное осмысление и отношение к любому знанию. С философии, собственно, и начи­нается ценностный подход к интеллектуальной культуре, когда об­ласть познания естественного мира и творчества нового оказывает­ся поглощенной критическим осознанием. Мыслители, как правило, не довольствовались тем, что осваивали философские работы сво­их предшественников, а всегда предлагали и свое оценочное виде­ние мира, общества и роли человека в них. «Философия есть функция жизни, самосознание и просветление жизни, она совершает свое дело в жизни и для жизни и всегда зависела от того, что-совер­шалось в глубине жизни» (Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М, 1994. - С. 23).

Философский разум анализирует и синтезирует то, что познано наукой, но оценочно ею не осмыслено с позиции интересов и по­требностей человеческого бытия. В жизнедеятельности людей все­гда есть нечто такое, что побуждает философствовать не только философов-профессионалов и даже не только по-особому мысля­щих людей — ученых, инженеров, но практически каждого человека. А поэтому необходимо не только изучать философские учения про­шлого с целью свести их в общую мировоззренческую картину, но и самостоятельно осуществлять ценностное осмысление научных и иных достижений.

Специалистам в области ИВТ надо стремиться искать ответы на ключе­вые вопросы бытия, которые определяют содержание философии, обогащающей смыслом все науки, в том числе кибернетические.

Во-первых, что составляет ее главное «философское пространство», скажем, в инженерном творчестве и каково соотношение в нем общефилософского, технического, технологического и научного знания?

Во-вторых, надо ли создавать единую учебную дисциплину по фунда­ментальной философской системе, сравнимой, например, с кантовской, гегелевской, марксистской, или она настолько многозначна, плюралистична, что к таковой и не надо стремиться?

В-третьих, есть ли научные основания у философии, т.е. из каких начал она исходит, на что опирается в объяснении (экспликации) возникно­вения и эволюции знаний о Вселенной, о развитии общества и человеческого разума?

Это все коренные вопросы, нацеливающие людей на повыше­ние философской культуры. Поиск ответов на эти вопросы позво­лит им лучше понимать единство мира вещей и идей, критично определять их качественные признаки, опираясь на ценностные параметры философии. Кстати, ключ к разрешению первых двух вопросов — в ответе на третий, определяющий назначение филосо­фии в системе высшего образования. А поскольку этот вопрос яв­ляется метафизическим, т.е. не физическим (природным), а фунда­ментально-теоретическим, поиск ответа на него лежит в концепте философской культуры людей вообще и специалистов-инженеров в особенности. Назрела необходимость в концептуальном переосмыс­лении философской картины Вселенной на основе новых научных представлений о ней. Ее поставил и философски обосновал еще В.И. Вернадский, заявив, что наука, вскрывая новое, ломает ста­рые философские представления.

Философия, представляя собой интеллектуальную дисциплину, стремится переосмыслить все знания и на этой основе всеобъем­люще объяснить бытие. Этим она принципиально отличается от науки, искусства, медицины, религии. Поэтому «философия, — считает русский философ-филолог М.М. Бахтин (1895—1975), — начинается там, где кончается научность и начинается инонаучность. Ее можно определить как метаязык всех наук (у всех видов познания и сознания)» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986. — С. 384). А.Н. Бердяев убеждал, что «философия — первород-нее, исконнее науки, она ближе к Софии; она была уже, когда науки еще не было, она из себя выделила науку» (Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. — М., 1994. — С. 49). В.И. Вернадский оценивал философию не иначе как жиз-невоззрение, мирочувствование и мироощущение, связанные с рационалистическим осознанием целостного мира.

Сегодня очевидно, что философия — это особый способ оце­ночной самоориентации ученых, медиков, художников в проблем­ном поле познания мира. В своем генезисе и последующем разви­тии философская мысль выступала исходной (изначальной) формой теоретического мышления. Она, кстати, долгое время по существу сама была единственной системой теоретического познания и в качестве таковой в значительной мере выработала процедуры и способы, в которых добывалось и развивалось теоретическое зна­ние, и его разные формы, в которых оно откладывалось. Характер­ным для современного сциентистского этапа развития познания мира является процесс заимствования философией методов из сферы внефилософского познания (науки, медицины, религии, искусства и т.д.).

Наука, медицина, искусство, религия действительно открывают перед мыслящими специалистами невиданные горизонты позна­ния действительности. Правда, их не следует переоценивать, нельзя абсолютизировать познавательные возможности науки и искусст­ва, биологии и медицины (обстоятельный разговор об этом впере­ди). Сегодня ясно одно: при неверном истолковании результатов научного или художественного постижения мира, общества можно легко запутаться самому и запутать других, при правильном же — открыть путь к истине, прекрасному, добру и т.д. Философия, что бы о ней ни говорили, не будучи сама наукой, порой больше, чем наука. Это, можно сказать, метапознание, т.е. мудрствование. Ведь современная философия вплотную подошла к выработке парадиг­мы космического мировосприятия, мирооценки и человекоразмерности самого мира, что непосредственно связано с потребностями и интересами людей в новом «мыслящем мировоззрении» как стер­жне универсалий культуры.