Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ilchenko_sn_politicheskie_igry_v_mediaprostranstve.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
28.07.2020
Размер:
4.56 Mб
Скачать

Гла в а 3 ТЕРАКТ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД (УБИЙСТВО С. М. КИРОВА)

Покушение — это когда ты оказываешься в самое подходящее время

всамом неподходящем месте.

Энди Уорхолл, американский художник

Гибель одного из руководителей большевистской партии 1 декабря 1934 г. и по сей день остается одним из самых неоднозначных и загадочных событий в истории нашей страны. О террористическом акте, совершенном Леонидом Николаевым в коридорах Смольного, существует немало догадок, версий, предположений. И кто бы что бы не рассказывал и не утверждал, ясно одно: это трагическое событие коренным образом изменило многоевсистемеполитическихкоординатсоветскогостроя.Более того, очевидно также, что произошедшее в Смольном убийство стало, с точки зрения массовой коммуникации, неплохим информационнымповодом для раскручивания спирали «большого террора» и сопровождающих его «чисток» в советском обществе на всех уровнях и социальных «этажах». Более того, стоит учитывать, что в 1934 г. возможности распространения информации были гораздо более ограниченными по сравнению с нынешним уровнем развития техники и технологии, а именно в распоряжении руководства страны и партии были: печатные СМИ (газеты и журналы), радио и кинематограф (выпуски кинохроники). Они использовались с максимальной отдачей. Результат с точки зрения создания необходимой общественнополитической обстановки в стране был достигнут едва ли не максимальный: испуг и жажда возмездия — вот, пожалуй, доминирующие чувства большинства советских людей, которыми они «откликнулись» на убийство видного партийного руководителя.

Сергей Миронович Киров (Костриков) в 1934 г. занимал место на вершине партийного Олимпа, будучи членом Политбюро ЦК

60

ВКП(б), членом Оргбюро ЦУК ВКП(б), секретарем ЦК. На посту первого секретаря Ленинградского обкома партии он находился с 1926 г., когда прибыл на берега Невы из Москвы, чтобы идейно и организационно разгромить зиновьевскую оппозицию, в чем и преуспел. Оружием Кирова в политической борьбе было его мастерство оратора, обаяние, демократичность, доступность для общения. Так, известно, что за первый год нахождения на посту фактического хозяина города — колыбели трех революций Киров выступал перед трудящимися более 180 раз.

Киров сумел сделать немало для развития города, его промышленности, науки, культуры, хотя наставшие на рубеже 1920– 1930-х гг. индустриализация и коллективизация требовали временами суровых и решительных мер. А ему еще приходилось фактически отвечать за весь Северо-Запад, так как он возглавлял еще и Северо-Западное бюро ВКП(б). Он пользовался в Ленинграде большой популярностью, о чем однажды сыграл одну из своих миниатюр много-много лет спустя Аркадий Райкин. Недаром и в городе, и в партийных кругах его называли по отчеству — «наш Мироныч».

Большинство авторов версий об убийстве Кирова как о заговоре, организованном Сталином, ссылаются на ходившие в начале 1930-х гг. слухи и легенды о том, что старая большевистская гвардия хотела сместить Сталина с поста Генсека и возвести на партийное царство более обаятельного, демократичного(к томуже еще ирусского!) Кирова.Особенноэти идеи будоражили большевистскую партийную элиту в дни ХVII съезда ВКП(б), который проходил в январе–феврале 1934 г. И был громконазван«съездомпобедителей»(имелсяввидутриумф идей индустриализации и коллективизации). Гораздо позже он получит печальное наименование «съезда расстрелянных», так как большинство его делегатов не по своей воле покинули наш бренный мир. А спусковым крючком к политике «большого террора», развязанной Сталиным в середине 1930-х гг., как раз и оказалась гибель Кирова. Последний оказался первым из списка делегатов съезда, кто ушел из жизни насильственным образом.

ИменнонаХVIIсъездепоитогамголосованияповыборамвЦК Киров обошел Сталина. Однако вождь приказал счетной комиссии уравнять количество голосов, поданных против его кандидатуры с соответствующими отрицательными голосами против Кирова.

61

Указание было выполнено, но осадок в душе вождя несомненно остался. Сталин был весьма злопамятным политиком, что и послужило основанием для зачисления его в разряд организаторов убийства Кирова. Однако в коридоре Смольного в «Мироныча» стрелял все же Леонид Николаев.

Именно его фигура и то, как интерпретировались его мотивы покушения, еще одно свидетельство управляемости информационными потоками со стороны руководства страны. Стоит приглядеться более внимательно к личности «официального» убийцы Кирова.

Уволенный из Института истории партии, Леонид Николаев пытался добиться перемены собственной участи. Но его жалобы в соответствующие партийные инстанции оставались без ответа. Фактически он жил на то жалование, которое получала его супруга, латышка Мильда Драуле. Она работала в аппарате Ленинградского обкома и, как считается, стала объектом любовных увлечений со стороны лидера питерских коммунистов. И это, мол, послужило, мотивом для убийства по мотивам ревности. Никто точно не знает о том, как узнал об этих слухах будущий убийца, но то, что он выслеживал более счастливого «соперника», доказывает один факт.

15 октября 1934 г. Николаев был задержан около дома, где находилась квартира Кирова, но был после допроса отпущен, что также кажется странным нынче, когда знаешь, что ревнивца задержали с оружием. Впрочем, у Николаева имелось разрешение на его ношение. Не менее странным выглядит и тот факт, что 1 декабря как будто случайно «террорист от ревности» оказался не просто в Смольном, а в том коридоре, куда вел спецподъезд, которым пользовались исключительно высшие руководители. Стоит напомнить и то, что сам Киров заехал в тот день (это была суббота) в Смольный совершенно случайно.

Наиболее обстоятельный и подробный рассказ о том, как проводилось следствие по делу об убийстве Кирова, изложен в книгеАлександраБастрыкина иОльгиГромцевой«Тени исчезают в Смольном: убийство Кирова», выпущенной в 2001 г. На сегодняшний день это — наиболее полное и солидное собрание свидетельств, документов, а заодно и вероятных версий трагедии 1 декабря 1934 г. Знаменитый тезис «Подвергай все сомнению!» здесь поставлен во главу угла. Авторы излагают версии

62

исключительно с документированными свидетельствами в руках. Например, факт того, что первый допрос схваченного на месте теракта в Смольном подозреваемого провел не кто иной… как Сталин, срочно прибывший для этого из Москвы. Не менее загадочен и тот факт, что все участники и свидетели этого допроса впоследствии были ликвидированы.

Скоропалительность следствия, суда и лихорадочная ликвидация любого человека, кто хотя бы как-то был причастен к ситуации с гибелью Кирова, наводит на печальные размышления о небезосновательности подозрений в адрес Сталина. Хотя иногда подозрения падают на органы ОГПУ-НКВД. Не случайно вместе с Николаевым судили, приговорили к смертной казни и расстреляли 29 декабря 1934 г. еще тринадцать человек. Позже расстреляли жену Николаева Мильду и репрессировали ее родных. Это было только начало. Трагическое продолжение, которому предшествовал «убийственный» пролог, последовало незамедлительно. Был дан старт «большому террору».

Буквально в день убийства Кирова Президиум ЦИК принял постановление «О внесении изменений в действующие уголовнопроцессуальныекодексысоюзныхреспублик»,вкотором прямо указывалось на то, что дела по террору должны расследоватьсявускоренномпорядке,асудебныеорганыникакне должны задерживать исполнение приговоров. Фактически это означало, что подобные дела можно рассматривать, не особо заботясь о соблюдении всех юридических норм и процедур. А всесильным органам развязывались руки при следствии.

Дело об убийстве Кирова стало первым в той горькой череде «ленинградских дел», которые захлестнут город кровавой волной террора во второй половине 1930-х гг. Только в первый, так называемый «кировский поток» к расстрелу приговорили 17 человек, к тюремному заключению — 76 человек, к ссылке — 30 человек. Было выслано около тысячи человек, а затем на волне борьбы с оппозицией выслали из Ленинграда еще около 12 тысяч «социально чуждых элементов». А дальше плуг «большого террора» «перепахивал» все ленинградское поле: в партийном и государственном аппарате, в органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Затронул он и выходцев из Ленинграда, которые успели передвинуться в другие регионы страны.

63

После войны возникнут новые «ленинградские дела», которые закончатся репрессиями и ликвидацией большой группы ленинградских партийных и государственных деятелей во главе с Н. А. Вознесенским и А. А. Кузнецовым. И долго, еще очень долго в подсознании жителей города на Неве будет звучать печальное эхо тех «дел». А образ «большого террора» навсегда сольется в сознании многих с конкретным историческим периодом — 1930-е гг. в Советском Союзе.

Сегодня, спустя более 80 лет, вопрос о реальной подоплеке совершенного преступления можно сформулировать в простой, давно известной формуле: кому это было выгодно? Обычно на подобный вопрос в Древнем Риме должен был дать ответ следователь, уполномоченный вести расследование преступления. В случае с убийством Кирова все имеющиеся на сегодня версии и их доказательства группируются в три варианта.

Первый — убийство из ревности. Эта версия практически была удобнавсемзаинтересованнымсторонамиучастникампечального события 1 декабря 1934 г. Она снимает ответственность и с работниковорганов, и с партийной элиты сталинской эпохи, будто бы «подставившей» Кирова под месть Сталина. Но она не объясняет те странности последующего расследования теракта, о которых говорил Н. С. Хрущев в своих докладах на ХХ и ХХII съездах КПСС.

Второй вариант — инициатива руководства органов в лице Генриха Ягоды и его помощников. Мотив — выслужиться перед «хозяином» и помочь ему ликвидировать зиновьевскокаменевскую оппозицию, «повесив» на нее заговор с целью убийства любимца партии и вождя С. М. Кирова. Эта версия объясняет многие странности в поведении Николаева и некоторые обстоятельства самого убийства. Быть может, Николаева просто аккуратно «вели» сотрудники органов, которые, как известно, умели прятать концы в воду.

Третий вариант — убийство было инициировано Сталиным. С точки зрения политической прагматикии логикиборьбы за власть, Киров погиб на удивление «вовремя», примерно так же, как случилось 11 сентября 2001 г. во время правления президента США Дж. Буша-младшего. И. В. Сталин сумел извлечь из случившегося максимальную политическую и организационную выгоду,запугаввозможнуюоппозицию,азатемипросто-напросто

64

расправившись с ней. Вождь лихо «закрутил гайки» государственного и партийного механизма, а заодно «ликвидировал» собственного друга, устранив возможного кандидата на свой пост лидера партии.

Тем не менее стоит заметить, что все версии были неоднократно проверены самыми компетентными органами, вплоть до Генеральной прокуратуры СССР. И ни в одном из случаев не было обнаружено прямых улик и доказательств в пользу той или иной версии.

Трагическая гибель С. М. Кирова вызвала большой резонанс в массовом сознании советских граждан, поистине став тем, что нынче принято называть «информационным поводом». Повсеместно началась волна присвоения имени «Мироныча» всему, чему можно было присвоить его имя. Только в Ленинграде имя Кирова получили: городской район, завод, мост, театр, проспект, два вуза, крейсер в составе Балтийского флота. По всей стране более 20 географических объектов стали носить имя Кирова, в том числе города в Ленинградской и Мурманской областях,наУкраине(Кировоград)ивАзербайджане(Кировабад). А Вятка до сих пор остается Кировым. И что любопытно: нигде особенно не спешат отнимать это имя. Количество же памятников уже и вовсе перевалило за сотню. Правда, на той жеУкраине в дни майдана предпочли от памятника Кирову избавиться.

Вскоре началась мифологизация образа погибшего партийного вождя. В 1939 г. на экраны страны выходит двухсерийный фильм режиссера Фридриха Эрмлера «Великий гражданин». В нем в партийце Шахове, сыгранным Николаем Боголюбовым, легко угадывались черты Кирова. Картина была удостоена Сталинской премии. А в ноябре 1941 г., в самый тяжелый период блокады Ленинграда, поэт Николай Тихонов пишет вдохновляющее стихотворение «Киров с нами», в котором по осажденному городу мысленную прогулку совершает обожаемый ленинградцами «Мироныч». Через десять лет на сцене московского театра имени Вахтангова была поставлена пьеса Ильи Кремлева «Крепость на Волге». В ней роль Кирова сыграл Михаил Ульянов.

В качестве персонажа Сергей Миронович появлялся время от времени в различных телесериалах о героях сталинской эпохи — Николае Вавилове, Сергее Есенине, самом Сталине. Однако непосредственно история гибели Кирова стала основой сюжета

65

лишь одной ленты — драмы Дмитрия Долинина «Миф о Леониде» (1991). Но в картине так и не был дан окончательный ответ на вопрос о причинах убийства руководителя ленинградских коммунистов.

К100-летию соднярожденияКирова в1986г.вленинградском театре имени Ленинского комсомола режиссер Геннадий Егоров поставил пьесу Геннадия Соловского «К вам с любовью и яростью». Приемка спектакля сопровождалась придирчивой критикой чиновников, что привело к тому, что его смогли сыграть только один раз, дабы выполнить план. Затем спектакль простонапросто закрыли. Однако даже в такой театральной «редакции» биографииКировапрактическиничегонеговорилосьоегогибели. Через несколько лет драматург сумел увидеть свою переделанную пьесу на сцене Ленинградского академического театра драмы имени Пушкина, где она шла под названием «Вожди».

На телекэкране свои версии гибели Кирова предлагали: журналист Алексей Пивоваров в фильме «Убийство Кирова», показанном в эфире канала НТВ, а также Лев Лурье и Татьяна Устинова в проекте Пятого канала «После смерти». Не смог обойти тему убийства Кирова в своем цикле «Исторические хроники» Николай

66

Сванидзе, который посвятил этому трагическому событию целую серию «1935 г.».

Однако, пожалуй, самое яркое художественное решение загадки убийства Кирова дал в своем романе «Дети Арбата» Анатолий Рыбаков. Начатый во времена хрущевской оттепели, текст был закончен и опубликован впервые в журнале «Дружба народов» в эпоху гласности и перестройки. Случилось это в 1987 г., а в 2004 г. телезрители увидели премьеру сериала, поставленного по роману Рыбакова. В нем были сохранены те более чем очевидные намеки на причастность Сталина к гибели Кирова,которыечитателироманамоглиузнатьещеприпервойего публикации. В основу этой версии писатель положил те факты и сюжеты, которые излагал на партийных съездах Хрущев, раскрывая суть преступлений Сталина.

Тайна одного из самых резонансных политических убийств отечественной истории так до сих пор и не раскрыта. А значит, у нас есть возможность поверить в любую из версий, в любую интерпретацию. Непреложным остается только один исторический факт: 1 декабря 1934 г. в Ленинграде в здании бывшего Смольного института был убит Сергей Миронович Киров. И после этого колесо нашей истории начало набирать трагические обороты, подминая под себя судьбы тысяч и тысяч людей.

Роль средств массовой информации в сохранении памяти о С. М. Кирове и его трагической гибели, как мы убедились, достаточно значительна. К сожалению, приходится констатировать,чтовсовременныхмедиаобстоятельствахэтатема не относится к числу приоритетных. И это несмотря на то, что Александр Бастрыкин выпустил новую книгу на данную тему. Название ее более чем выразительно — «Убийство С. М. Кирова. Новая версия старого преступления». В нее включены ранее не публиковавшиеся материалы из «дела Кирова», хранящиеся в особом архиве ФСБ России.

В одной из следующих глав нашей книги мы рассмотрим еще одно громкое дело, связанное с убийством политика, а именно Президента США Джона Ф. Кеннеди. И обнаружим некоторые схожие черты в том, какую роль сыграли в обоих случаях СМИ Советского Союза и Америки, а также о том, что, несмотря на все усилия специалистов, журналистов, следователей, достоверных и

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]