Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_vse.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
456.95 Кб
Скачать

29. Содержание права на доступ к правосудию и справедливое судебное разбирательство и его реализация в российском гражданском судопроизводстве.

Статья 45 Конституции

 

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

 

Статья 46 Конституции

 

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

 

Статья 47 Конституции

 

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации право на судебную защиту относится к основным правам и свободам человека, не подлежит ограничению и предполагает наличие конкретных правовых гарантий, позволяющих реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего общеправовым требованиям справедливости и равенства.

Право на судебную защиту, равно как и право на справедливое судебное разбирательство, невозможно реализовать, не воспользовавшись правом на доступ к правосудию. Позиция Европейского суда по правам человека, касающаяся права на доступ к правосудию, императивна: в силу особой важности права на справедливое судебное разбирательство в демократическом обществе право на доступ к правосудию должно быть гарантировано применимым на практике и эффективным способом.

Согласно ст. 46 Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В содержании права на судебную защиту в российской процессуальной науке давно выделены две составляющие: процессуальная (право на обращение в суд) и материальная (право на удовлетворение заявленных требований). Первый из названных элементов получил развитие в европейской практике в качестве требования доступности правосудия для любого заинтересованного лица как неотъемлемой характеристики права на суд.

В соответствии с п.1. ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

Возбуждение судебного разбирательства в силу взаимосвязанных положений ст. ст. 2, 15, 17, 18, ч. 1 ст. 19, ст. ст. 45, 46, ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод <3>, п. 1 ст. 14 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. "О гражданских и политических правах" <4>, а также правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации <5> и Европейского суда по правам человека <6> является важной гарантией права на справедливое судебное разбирательство и следствием реализации права на доступ к правосудию.

Вместе с тем факт возбуждения судебного разбирательства сам по себе может и не оправдать ожидания заявителя в справедливом суде. Прежде всего это связано с возможным несоблюдением принципов правосудия, а также реализацией таких процессуальных правил, как прекращение производства по делу, оставление искового заявления без рассмотрения <7>. При этом важно, чтобы внутреннее убеждение судьи формировалось не под влиянием его симпатий (антипатий) к стороне по делу и не представляло собой его личного мнения относительно предмета рассмотрения дела, а было основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств при условии уяснения подлинного смысла нормы права, подлежащей применению в конкретном деле.

Право на доступ к правосудию является структурным элементом акта реализации права на справедливое судебное разбирательство, поскольку без возбуждения производства по делу заявитель лишен конституционной гарантии защиты основных прав и свобод. Итоговый судебный акт по делу, по мнению автора, должен отвечать требованиям правовой определенности, которые обязывают суд формулировать свое усмотрение с достаточной степенью точности и аргументации, позволяющей сторонам однозначно прогнозировать свое поведение. Только при наличии правовой определенности судебных актов, находящейся во взаимной связи с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации и правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, право на доступ к правосудию способно выступать конституционно-правовой гарантией справедливого суда.

По мнению автора, право на доступ к правосудию представляет собой правомочие лица на обращение в суд при обеспечении конституционно-правовой гарантии получения процессуально эффективной судебной защиты в соответствии с законодательно закрепленными критериями и принятия судебного акта, отвечающего требованиям правовой определенности.

Реализация названного права предполагает одновременное использование заявителем и гарантирование судом процессуальных прав в целях экономии применения средств судебной защиты. Ограничение права на доступ к правосудию в силу ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации недопустимо. Представляется, что в силу требований правовой определенности судам при принятии судебного акта необходимо исходить из следующего.

В случае отказа в принятии искового заявления (заявления) к производству суду необходимо указать, в каком именно порядке подлежит рассмотрению данное исковое заявление (заявление). Ссылка на то, что иск (заявление) не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства без конкретизации должного порядка, недопустима

При прекращении производства по делу суды обязаны проверять, исчерпаны ли у заявителя возможности защиты прав и законных интересов в суде общей юрисдикции или арбитражном суде

Наряду с этим суд, решая вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока, обязан убедиться в том, имеется ли у него возможность содействовать исправлению допущенных стороной процессуальных нарушений. Формальный отказ в восстановлении пропущенного процессуального срока нарушает право на доступ к правосудию. Суду необходимо установить отсутствие (наличие) недобросовестности лица, участвующего в деле, и злоупотреблений с его стороны процессуальными правами <10>. В зависимости от установления данных обстоятельств должен быть решен вопрос об удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока.

Важно учитывать, что лицо, обратившееся в суд, вправе рассчитывать на процессуально эффективную защиту своих прав и законных интересов. Это обязывает суд не совершать действия (бездействие), которые могли бы привести к волоките и нарушению прав лиц, участвующих в деле (например, нарушение судом первой инстанции срока направления апелляционной (кассационной) жалобы в суд вышестоящей инстанции). Подобные действия (бездействие) следует расценивать как нарушение права на доступ к правосудию, умаление авторитета судебной власти и подрыв доверия к правосудию <11>.

В системе конституционно-правовых гарантий право на доступ к правосудию представляет собой возможность получения реальной судебной защиты в форме восстановления нарушенных прав и свобод с соблюдением законодательно закрепленных критериев. Основным правовым последствием реализации права на доступ к правосудию является возбуждение процессуально эффективного судебного разбирательства. Процессуальная эффективность предполагает отсутствие волокиты, а судебное разбирательство должно оканчиваться принятием судебного акта, отвечающего требованиям правовой определенности.

В данном случае требования правовой определенности, помимо необходимости нормативно-интерпретационной аргументации усмотрения суда, должны включать: указание порядка рассмотрения искового заявления (заявления) (при отказе в принятии к производству), анализ возможности защиты прав и законных интересов заявителя в суде общей юрисдикции или арбитражном суде (при прекращении производства по делу), а также исследование на предмет отсутствия или наличия недобросовестности лица, участвующего в деле, и злоупотреблений с его стороны процессуальными правами (при решении вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока).

Реализация права на справедливое судебное разбирательство и обеспечение эффективного восстановления в правах немыслимы без реально действующего права на доступ к правосудию.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]