Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовые работы / НАУКА И РЕЛИГИЯ.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
27.06.2014
Размер:
147.46 Кб
Скачать

НАУКА И РЕЛИГИЯ

Глава I. Отношение современного христианства к науке.

1. О конфликтах христианства и науки.

Особенности XX столетия явились причиной модернизации традиционного христианского вероучения в самых разных направлениях. Христианская церковь осуществляет сегодня разнообразные преобразования во всем религиозном комплексе. В XX в. "вера потеряла очевидность и убедительность". Христианские богословы понимают, что решить эту задачу очень непросто. Признавая, что наследие схоластики безнадежно устарело во многих своих аспектах и не может эффективно "работать" в современных условиях, они пытаются найти ему достойную замену. Некоторые идеологи христианства склоняются к признанию того, что "в ближайшее будущее остается допустить внутри церкви существование многих теологий друг подле друга, которые будут идти методически и содержательно различными путями".

Каким же образом сказалась модернизация христианства на его отношение к науке?

В условиях научно-технического прогресса христианская церковь пересматривает свое отношение к ней. Христианские теологи сейчас проявляют к науке огромный интерес. Большое внимание уделяется ими истолкованию сущности науки, ее роли в современном обществе, ее значению для развития культуры. Они широко обсуждают проблемы взаимоотношений религии и науки, как в прошлом, так и в настоящем. В их работах поднимается вопрос о необходимости осуществления диалога религии и науки, детально обсуждаются вопросы о том, что дают и могут давать они друг другу. В трудах современных христианских мыслителей довольно часто встречаются попытки максимально возможного сближения религии и науки.

Современные христианские теологи признают положительную роль науки в целом, которую она играет в развитии человечества. Так, например, Патриарх Московский и всея Руси Пимен считал, что "нужно только приветствовать великие открытия человечества в таких областях, как физика, химия, биология и в других, поскольку они обогатили, обогащают, и будут развивать и расширять человеческое знание, поскольку они идут на благо и процветание жизни ни Земле". Г.Байор указывает на то, что "не только взрывоподобное расширение промышленного и сельскохозяйственного производства является: духовное "научное производство". При этом он особенно подчеркивает, что "научное производство" полезно не только в индустриальном, но и в мировоззренческом плане, ибо с его помощью у людей формируется представление о действительности, создается картина мира.

Наука рассматривается в современном христианстве как одно из величайших достижений человечества. Христианские богословы вынуждены согласиться с тем, что многие проблемы современности должны решаться на основе научного знания.

Многие христианские богословы полагают, что в условиях современного общества одной из важнейших задач является установление союза религии и науки. Они считают осуществление его вполне реальным, утверждая, что он отвечает самой природе этих областей человеческой духовной деятельности, ибо в отрыве друг от друга их успешное развитие невозможно.

Вместе с тем они отмечают, что, к сожалению, исторически взаимоотношения науки и религии складывались далеко не лучшим образом. Особенно обострились они около трех сотен лет назад, когда многие научные открытия вступили в противоречие с традиционными христианскими догматами. История взаимоотношений их - считают многие теологи - это история войны между ними.

Таким образом, признавая, что христианская религия на протяжении всей своей истории вступала в конфликты с наукой, современные идеологи христианства пытаются выяснить причины и определить сущность и характер таких столкновений.

Некоторые теологи считают, что занятие наукой было предписано человеку самой Библией.

Своеобразную трактовку конфликта религии и науки в прошлом дает американский теолог Ч.Д.Барретт. Он признает наличие религиозных учений, сторонники которых являются ярыми противниками науки. Однако христианство исключается им из такого рода учений. Барретт подчеркивает, что христианство в целом никогда не противостояло науке, а, напротив, было и остается пронаучной идеологией. Он утверждает, что христианство всегда стремилось осмыслить достижения науки и приводить их в соответствии со своими представлениями. Однако, как считает Барретт, это не всегда удавалось сделать вовремя. В такой ситуации и возникал конфликт. Но, с его точки зрения, это был конфликт не между наукой и религией, а между новой, еще не ассимилированной наукой и теми религиозными представлениями, которые включали в себя старые научные достижения. Барретт трактует различные столкновения между ними как борьбу "старой науки против новой", но никоим образом не как враждебность религии по отношении к науке в целом.

В истолковании конфликтов религии и науки в истории христианства существует и другая, значительно более распространенная тенденция, согласно которой виновниками в столкновениях объявляются обе стороны. Среди приверженцев данной точки зрения можно назвать таких известных теологов, как Э.Фер, О.Шпюльбек, Н.Янг и др. По их мнению, причины конфликта между ними заключаются прежде всего в том, что обе стороны перешли границы своих областей компетенции. Они признают, например, что Галилей был несправедливо осужден несведущей в астрономии церковью. В то же время, как они утверждают, и сами ученые позволяли себе вторгаться в проблемы, о которых они не могли иметь достаточно компетентное суждение. В качестве примеров приводятся высказывания Лапласа о том, что, создавая свою " Небесную механику", ученый не нуждался в гипотезе Бога; известного хирурга Р.Вирхова, который говорил, что он "вспорол животы стольким людям, но негде не нашел души".

Как считает А.Хайярд, по той же причине столкновения между религией и наукой продолжают происходить и в наши дни, но характер их во многом изменился. Сегодня, замечает он, вмешательство в чужую сферу со стороны религиозных деятелей сопровождается не запретами тех или иных теорий, а, наоборот, стремлением к чересчур уж сильной их ассимиляции, в результате чего искажается и религиозное, и научное учение. Подобное происходит, например, с теорией эволюции. "Либералы модифицировали Дарвина столь же бесцеремонно, сколь они переоценили библейских авторов. Их версию теории эволюции можно было бы назвать "христианский дарвинистицизм".

Многочисленные столкновения религии и науки, имевшие место в истории, хотя и принимали весьма разнообразные формы, были в конечном итоге обусловлены коренными различиями между ними и ни в коей мере не могут трактоваться как случайные. Конечно, христианство всегда стремилось построить определенную картину мира. Однако каким образом, и с какой целью создавалась такая картина мира? Ответ на этот вопрос как раз и поясняет существенную противоположность науки и религии. Построения религии предназначались для широких масс верующих и по сути своей всегда основывались на обыденных представлениях, соединенных c "фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними и в их повседневной жизни". Эти построения осуществлялись в соответствии со статусом религиозной идеологии, как укрепления веры. Недостаток аргументов, как правило, восполнялся догматизмом, а также церковной властью, которая убеждала сомневающихся прямым принуждением, а то и средствами инквизиции. Поэтому по самой своей природе религиозное мировоззрение не могло не противостоять картине мира, формирующейся на базе научных исследований. Уже с самого возникновения христианская картина мира создавалась как альтернатива представлениям о действительности античной науки, которые трактовались теологами как нечто элитарное и уж, конечно, неверное. Противостояние христианства науке продолжало проявляться на протяжении всей его истории.

Христианские богословы в настоящее время ссылаются, на то, что религия рано или поздно все-таки признавала достижения науки. Однако это происходило только тогда, когда она не могла поступить иначе, чтобы не уронить свой авторитет.