Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Bilety_po_ZARUBE.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.35 Mб
Скачать

Субъективная сторона преступления

При рассмотрении конкретных преступлений дхармашастры пытались различать формы вины - умысел и неосторожность. Например, учёт вины проявлялся в следующем случае: хозяин не отвечал за прелюбодеяние, если в его доме находилась чужая женщина, а он не знал об этом или если она находилась там вопреки его воле (Артхашастра, III, 4 (8)). Закон различал умышленное и неосторожное убийство. За умышленное убийство назначалась смертная казнь, а за неосторожное убийство - религиозное наказание, которым искупается это преступление. «Брахману, убившему неумышленно кшатрия, полагается дать для своего очищения тысячу коров и одного быка» (ЗМ, XI, 128).

Законы знали коллективную ответственность общины за преступления (например, хищения), совершённые на её территории, если преступник не был обнаружен.

Необходимая оборона

Дхармашастры не знали кровной мести. Об этом особенно свидетельствовало причинение вреда в состоянии необходимой обороны. Само понятие необходимой обороны в Законах отсутствует. Однако мы можем выделить этот институт, руководствуясь представлением о нём, заключённом в современном праве. В Законе же упоминается типичный случай необходимой обороны. Убийство, совершённое при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Преступления против государства

Праву древней Индии были известны государственные преступления, преступления против личности, собственности, семьи. Законы не содержали полного перечня государственных преступлений. Законы Ману отмечали, что царь своим «блеском превосходит все живые существа»; «даже (если) царь - ребёнок, он не должен быть презираем (думающими, что он только) человек, так как он - великое божество с телом человека» (ЗМ, VII, 5, 8). Поэтому государственные преступления карались весьма строго, обычно смертной казнью.

Среди государственных преступлений назывались служба врагам царя, составление ложных указов, подкуп советников царя, которые карались смертной казнью (ЗМ, IX, 232). Сожжением заживо, по Артхашастре, наказывались государственная измена (посягательство на власть царя), подстрекательство врагов к нападению на царя, организация мятежа, проникновение во дворец государя. За поломку городской стены и городских ворот, которые ослабляли обороноспособность, предусматривалось изгнание (ЗМ, IX, 289). Тяжким государственным преступлением признавалось нанесение телесного повреждения царю, которое наказывалось квалифицированной смертной казнью - сожжением заживо. За оскорбление царя, за выдачу государственной тайны предусматривалось отрезание языка. «Злодея, который ударит царя, даже совершившего грех, следует изжарить на вертеле, ибо он хуже убийцы сотни брахманов» (Нарада, XV-XVI, 30).

Преступления против личности и против собственности

К преступлениям против личности относились убийство, телесные повреждения, оскорбление чести словом или действием. Умышленное убийство наказывалось смертной казнью, хотя Законы Ману в силу очевидности об этом прямо не говорили.

Телесные повреждения рассматривались как оскорбление действием, к числу которых Артхашастра относила прикосновение, замахивание и удар. Прикосновение к нижней части тела руками, хватание за ногу, одежду, руки, волосы наказывались штрафами. Большие штрафы предусматривались за замахивание рукой, ногой, поленом, камнем, оружием.

Под оскорблением словом понимались слова, сказанные с целью обидеть, содержащие поношение родных мест человека, его учёности, имени, касты, семьи, родителей, указание на его физический недостаток - кривой, хромой, даже если бы это соответствовало действительности, обвинение в тяжком проступке, грубые слова, угрозы побоями (Нарада, XV-XVI; Вишну, V).

Оскорбление словом или действием равного себе по сословному положению или представителя низшей варны наказывалось, как правило, штрафом. однако шудра за оскорбление словом представителей трёх высших варн подвергался отрезанию языка. Шудра за оскорбление чести действием представителя низшей варны подвергался по принципу талиона членовредительскому наказанию - отрезанию руки, ноги, губ и др.

).

Среди преступлений против собственности Законы Ману различали кражу и грабеж. Грабеж понимался как насильственное присвоение вещи в присутствии собственника, а кража как присвоение вещи в отсутствии собственника (ЗМ, VIII, 332). Грабеж как открытое и насильственное присвоение вещи считался более опасным преступлением и карался большим штрафом. При назначении наказания за кражу учитывалась стоимость похищенного и ценность вещи. Кража ценных вещей (например, зерна, скота) определённой стоимости (до 50 пан) влекла за собой для вора уплату денежного взыскания в размере одиннадцатикратной стоимости похищенного, а если украдено свыше 50 пан, то отсечение рук (ЗМ, VIII, 322; Вишну-смрити,V, 81, 82).

Законы различали квалифицированные (отягчённые) кражи, предполагающие бόльшую злую волю преступника и поэтому наказываемые строже обыкновенных краж:

1. Ночная кража. Вору, совершившему кражу ночью и сделавшему пролом в стене дома, предписывалось сначала отрубить руки, а затем казнить посажением на кол (ЗМ, IX, 276).

2. Кража наиболее ценных вещей: крупного рогатого скота, людей, домов, золота наказывалась по Артхашастре крупным штрафом, а по Законам Ману похищение «родовитых людей, и особенно женщин, а также лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, а похищение священных коров, принадлежащих брахману, - отсечением половины ноги (ЗМ, VIII, 323, 325). Смертной казнью карались кража из царских кладовых, арсеналов или храмов и кража слонов, лошадей и колесниц (ЗМ, IX, 280).

2. Повторная кража (рецидив), то есть совершение кражи лицом, имеющим судимость за ранее совершенную кражу. Третья кража независимо от размеров похищенного наказывалась смертной казнью. «За первую кражу он (царь) должен приказать отрезать у вора два пальца, за вторую - руку и ногу, за третью - подвергнуть смерти» (ЗМ, IX, 277).

Преступления против семьи

К преступлениям против семьи относились прелюбодеяние, изнасилование. Прелюбодеяние считалось тяжким преступлением, так как вело к смешению варн. Виновные в прелюбодеянии с чужой женой, кроме брахмана, подвергались смертной казни (ЗМ, VIII, 359). По Нараде и Вишну-смрити, за прелюбодеяние с женщиной, равной по варне, мужчина наказывался высоким штрафом; если она ниже его по варне - средним штрафом, а если выше по варне, то смертной казнью (Нарада, XII, 69; Вишну, V, 40, 41). Сношение с неприкасаемой приравнивалось к скотоложству: для прелюбодея «и за соитие с коровой (и) за связь с неприкасаемой - смертная казнь» (V, 42, 43). Прелюбодеяние шудры с женщиной из высшей варны влекло для него отсечение полового органа (кастрацию) или смертную казнь, в зависимости от того, охранялась или не охранялась такая женщина.

Женщину за прелюбодеяние, по-видимому, наказывал муж, за одним исключением. «Если женщина, обнаглевшая вследствие знатности своих родственников и своего превосходства, изменяет мужу, то царь должен приказать затравить ее собаками на многолюдном месте. Он должен приказать сжечь мужчину - преступника на раскаленной докрасна кровати; нужно подбрасывать под не дрова, пока не сгорит злодей» (ЗМ, VIII, 371, 372).

Изнасилование каралось телесным наказанием, если преступник занимал низшее сословное положение по сравнению с потерпевшей. Равный по сословному положению уплачивал высокий штраф (ЗМ, VIII, 364, 366). По Нараде, за изнасилование девушки полагалось отрубание двух пальцев, а если она из высшей варны - смертная казнь с конфискацией имущества (XII, 70).

Цели и виды наказаний

Целью уголовного наказания являлось, прежде всего, устрашение.

Законы при назначении наказаний широко применяли талион, как натуральный, так и символический. В качестве наказаний применялись:

1. Смертная казнь, как простая: отрубание головы, утопление, так и квалифицированная: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, растаптывание слонами (например, за кражу находки по ЗМ, VIII, 34).

2. Членовредительские наказания, направленные на «орган деторождения, чрево, язык, губы, руки, ноги, глаза, нос, уши, грудь и туловище». Дополнительным наказанием было клеймение.

3. Телесные наказания - избиение палками, бамбуковыми прутьями.

4. Штрафы и конфискации имущества в пользу царской казны.

5. Тюремное заключение. При этом «все тюрьмы надо помещать вблизи главной улицы, где (все) могут видеть страдающих и обезображенных преступников» (ЗМ, IX, 288).

6. Изгнание из варны и из страны.

Наряду со светскими земными уголовными наказаниями, законы Ману предусматривали религиозные наказания. К ним относились различные епитимии, которые налагались за неосторожные и некоторые умышленные преступления. Иногда они являлись смягчением и заменой наказания, иногда же они значительно отягчают и превосходят их своей жестокостью. Более того, всякая физическая болезнь становилась явным доказательством греховности и преступления человека и требовала очищения при помощи епитимий и специальных подвигов и лишений (ЗМ, XI, 48-53). Наконец, особенно упорные и тяжёлые грешники лишь при помощи перевоплощения в целый ряд живых существ снимали с себя вину за преступления и таким образом очищались от греха (ЗМ, XII, 55-80).

12. Государственный строй Афин в период ранней монархии. Правовое положение населения и государственный строй Рима в период ранней монархии, в «царский» период (середина VIII – конец VI века до н.э.). Реформы Сервия Туллия

Афинские филы, фратрии, роды, соседские общины

Греческий народ (греч. этнос) делился на отдельные этнические группы (греч. фила), которые занимали определённую область (греч. хора). Фила делилась на фратрии (досл. “братства” – союзы родов). Фратрии, в свою очередь, делились на род`ы (греч. генос), которые являлись основой политической (в народном собрании) и военной (отряды) организации общины. Фратрии и роды жили общинами. Роды делились на большие семьи (греч. ойкос; 2-3 поколения родственников). Каждая семья получала, по жребию, надел (греч. клер “жребий”) из земель общины. Несмотря на то, что в общине жили родственники – это уже была не родовая община. Земля делилась на наделы, которые получали отдельные семьи, самостоятельно обрабатывавшие свои клеры собственным трудом. Это была уже соседская община (ахейск. греч. дем, дорийск. греч. кома – “поселение”).

Система управления этих соседских общин была такова:

1. Во главе общины стоял вождь (ахейск. греч. басилей “правитель”; дорийск. греч. архагет “владыка”). Он был выборным, выбирался народным собранием, заключая договор с народом (греч. демосом, т.е. с общинниками), обязуясь соблюдать древние обычаи. Но басилей выбирался не из всех общинников, а из рода правителей. Любой родственник вождя (дяди, братья, сыновья, племянники и т.п.) могли на выборах претендовать на эту должность. Поэтому выборность сочеталась с наследственностью, но никакого порядка престолонаследия не было. Басилей выполнял:

а) административные функции – управляли делами общины;

б) судебные функции – судил народ (т.е. общинников), хранил и толковал обычаи;

в) военные функции – был главой дружины и общинного ополчения;

г) религиозные функции – являлся верховным жрецом общинных культов и имел право на получение даров (греч. дотинай).

2. Вторым органом в соседской общине был совет знати (ахейск. греч. бул΄э “совет”; дорийск. греч. герусия “совет старцев”), члены которого назывались геронтами (букв. “старцами”). Но не следует путать этот совет с советом старейшин, так как в бул΄э заседали только знатные люди. Совет знати являлся совещательным органом при вожде, вместе они занимались решением текущих дел. Члены совета знати выполняли также судебные функции (решали споры общинников), военные функции (в общинном ополчении возглавляли отряды своих сородичей), религиозные функции (были жрецами родовых культов, исполняли обряды на родовых праздниках).

3. Третий орган – народное собрание (афин. агора).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]