Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бессер-Зигмунд К., Зигмунд Х. - EMDR в коучинге...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.49 Mб
Скачать

2. Стресс выдающихся достижений —

Post-Achievement-Stress (PAS): когда время не лечит ран

За свою жизнь человек тысячи раз оказывается «уязвленным», «возмущенным» или «потрясенным». Почти каждый день мы то пребываем в бешенстве, то ощу- щаем обиду или испуг. Но мы привыкли думать, что злость «сойдет на нет», бе- шенство «улетучится», и мы «забудем» страх. Эмоции, субъективно воспринима- емые как неприятные, считаются переработанными, когда человек сохраняет уравновешенность при воспоминании о неприятном событии. Представьте себе чтение газеты: вы узнаете о разбившихся самолетах, болезнях, насилии, но у вас не колотится сердце, и вы не покрываетесь холодным потом. Так называемые «се- рые клетки» — бастион нашего сознания — обрабатывают информацию на уровне восприятия. На этом же уровне происходит оценка событий: мы, конечно, осужда- ем насильника или раздумываем о пожертвовании пострадавшим от наводнения, но наша амигдала остается при этом в состоянии покоя. Эту почти невидимую часть мозга — маленькую, как миндалину, — некоторые исследователи очень точ- но называют «сигнализацией» или «набатом» мозга. В момент опасности или по- вышенной нагрузки она инициирует производство повышенной дозы стрессовых гормонов. Каждому знакомо чувство «выделения адреналина».

У всякого из нас бывало, что уже через несколько дней после испытанных злости или ужаса он мог смеяться над этим. «Набатный колокол» останавливался, эмо- ция «испарялась», оставалось лишь воспоминание. Таким образом, обретается жизненный опыт, и для этого не приходится каждый раз замирать от испуга или зеленеть от злости. Если бы дело обстояло иначе, то не прошло бы и нескольких лет, как мы бы просто перестали двигаться от переизбытка болезненных эмоций. Более чем в 95% случаев мы избавляемся от стресса, страха или перевозбуждения силой собственных умственных способностей. Мы сами возвращаемся к душев- ному равновесию или преодолеваем произошедшее. Мы незабываем случившего- ся, но знаем точно, что оно относится к прошлому.

В этом нам помогает ощущение времени: воспоминание бледнеет, «отдаляется», больше «не задевает», становится «расплывчатым». Это благотворное дистан- цирование позволяет спокойно вспоминать о происшествии и говорить о нем, не «испытывая боли». Выражаясь языком психотерапевта, это значит, что пере- живание интегрировалось, перешло в сферу опыта, который может «однажды пригодиться».

Фрэнсин Шапиро сравнивает повседневные душевные царапины с маленькими физическими ранениями, вроде укола шипа розы. Из пальца сочится кровь, при- сутствует болевое ощущение, но ясно, что это не будет продолжаться всю жизнь. Уже в момент укола мы интуитивно понимаем, что очень скоро эта боль пройдет, а ранка затянется.

Так вот: после разочарования в связи с уходом молодого коллеги у Карстена этот будничный процесс ментального самозаживления не протекает нормальным обра- зом. Продолжая метафору укола, можно сказать, что шип остался в ране. Оказыва- ется, время лечит не все раны — вопреки известному утверждению. Обида сохраня- ется в виде легкой, но вносящей в жизнь заметные ограничения фантомной боли. В коучинге EMDR такую боль мы называем стрессом выдающихся достижений, от- личая его от действительно тяжелых посттравматических нарушений.