Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Literaturovedcheskie_terminy_materialy_k_slovar...docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
397.83 Кб
Скачать

М.Г. Соколянский.

ИСТОРИЗМ (нем. Histosmus, англ. historicism) в литературе - один из принципов художественно­го воссоздания действительности в ее исторической изменяемости. Художественный (творческий) И. базируется на определенном по­нимании закономерностей разви­тия общества и актуальных соци­ально-исторических проблем, хотя полностью к этому пониманию не сводим. По замечанию Д.С. Лиха­чева, “можно изучать воззрения Толстого, как они выражены в из­вестных исторических отступлени­ях его романа “Война и мир”, но можно изучать и то, как протекают события в “Войне и мире”. Это две разные задачи, хотя и взаимосвя­занные. Впрочем, думаю, что пос­ледняя задача важнее, а первая служит лишь пособием (далеко не

первостепенным) для второй...” (“Вопросы литературы”, 1968, № 8.

С. 77).

Теоретический И. ряда мысли­телей европейского Просвещения -отДж. Вико до И.Г. Гердера-ока- зал немалое воздействие на раз­витие искусства, однако корни творческого И. отыскиваются в ху­дожественной культуре предше­ствовавших эпох. Художественный (творческий) И. проявился в искус­стве значительно раньше, чем сформировался И. теоретический, и до появления самого термина И.

И. предусматривает воплоще­ние в литературных произведени­ях концепции временной детерми­нированности важнейших эпизо­дов, ситуаций, характеров, взаи­мосвязь которых может быть в значительной мере мотивирована исторически. Особое значение приобретает идея развития, нахо­дящая свое выражение в причин­но-следственной связи событий в фабульной цепи, в соотнесеннос­ти персонажей в сюжетно-ситуа­тивном контексте, а также в образ­ном представлении о диалекти­ческой связи времен. При этом историческая причинность не име­ет абсолютной власти над миром художественного произведения. “Человек до конца невоплотим в существующую социально-исто­рическую плоть... Всегда остается нереализованный избыток чело­вечности... “Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

С. 480).

Проявление исторического де­терминизма можно обнаружить в

литературе и искусстве далеко не каждой эпохи. Такого рода законо­мерность совершенно немыслима в художественном мире древних авторов, где главенствующая роль в управлении событийностью при­надлежит божественному промыс­лу либо року; чужда она и услов­ному эпическому времени средне­вековых жест или вневременнуй эстетике средневековой драмы. Художественный И. (в строгом, не размытом понимании категории) - порождение искусства нового вре­мени.

И. в литературе нельзя отож­дествлять с обращением писате­ля к изображению исторического прошлого. Интерес к субстанци­альному содержанию историчес­кого процесса и воссоздание его возможны и в произведении о со­временной автору эпохе. Сюжеты классичистской трагедии, как пра­вило, почерпнуты из античной ис­тории, мифологии или литерату­ры, но основные конфликты тра­гедий отнюдь не мотивированы обстоятельствами изображенного исторического времени, а характе­ры и судьбы персонажей далеко не часто и не во многом соотно­сятся с древней историей. С дру­гой стороны, герой и сюжет рома­на Сервантеса “Дон Кихот”, дей­ствие которого, в основном, раз­мещено во времени автора, “привязан” к истории Испании и современной писателю испанской реальности.

Становление и дальнейшее развитие И. в романе можно про­следить на материале западноев­

ропейского - главным образом, английского - просветительского романа, на традициях которого в начале XIX в. возникает истори­ческий роман Вальтера Скотта и его последователей. В драматур­гии зарождение и развитие И. свя­зано с творчеством елизаветинцев в Англии. В “Эдварде II” К.Марло и особенно в шекспировских хрони­ках события и персонажи прошло­го воссозданы с пониманием их временнуй обусловленности и мотивированности реально-исто­рического развития страны. Тра­диция шекспировского И. получи­ла развитие на последующих ста­диях развития исторической дра­мы в XIX-XX вв. (например, в “Борисе Годунове” А.С. Пушкина и драматической трилогии А. К. Тол­стого).

Проявление И. не ограничива­ется упомянутыми жанрами; оно возможно и в лирике, и в лироэпи­ческой поэме, и в новелле, одна­ко в новой и новейшей литерату­ре наивысшей точки развития творческий И. достиг в романе. Можно выделить несколько путей воссоздания исторической ситуа­ции и характерных примет истори­ческого процесса в романе. В пла­не идеологической и социально­психологической характеристики персонажей это изображение нра­вов, обычаев и вкусов, содержа­щих некоторые указания на конк­ретную эпоху. В плане сюжета это соотнесенность событийного ряда личной судьбы героя (или героев) и событийного ряда истории. В плане композиции - осознанное оперирование художественным временем, когда значительность описанного, исторически маркиро­ванного события обратно пропор­циональна обозначаемой продол­жительности эпизода (этот прин­цип избирательности последова­тельно соблюдается, например, в “Капитанской дочке” А.С. Пушки­на). В плане повествования - ис­пользование личности автора как посредника между персонажами и реальными историческими лица­ми или событиями.

Во многих романах XVIII-XX вв. эти разные факторы реализации И. как творческого качества дей­ствуют не изолированно друг от друга, а в своеобразном перепле­тении, во многом определяя стиль произведения, способы сюжетос- троения и художественной типиза­ции, формирование системы пер­сонажей.

Лит.: Кормилов С.И. Художествен­ный историзм как теоретическая про­блема IIНДВШ, Филологические науки, 1977, № 4; Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, 1968, № 8; Про­блемы историзма в русской литерату­ре. Конец XVIII - начало XIX в. - Л., 1981; Соколянский М.Г. Историзм Фил- динга II М.Г. Соколянский. Творчество Генри Филдинга. - Киев, 1975; Тома­шевский Б.В. Историзм Пушкина // Б.В. Томашевский. Пушкин. Работы разных лет. - М., 1990; Эрнст Трёльч. Исто­ризм и его проблемы. Пер. с нем. - М., 1994; Erich Auerbach. Scenes from the Drama of European Literature. - Gloucester, Mass., 1959; Friedrich Meinecke. Die Entstehung des

Historismus. 2 Bd. -Mbnchen; Berlin, 1936; Karl Popper. The Poverty of Historicism. - Boston, 1957; H.Aram Veeser{ed.). The New Historicism. - New York; London, 1989.

М.Г. Соколянский.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА-

раздел поэтики, изучающий гене­зис и развитие эстетического объекта и его архитектоники, как они проявляются в эволюции со­держательных художественных форм.

И.п. связана с поэтикой теоре­тической отношениями дополни­тельности. Если теоретическая по­этика разрабатывает систему ли­тературоведческих категорий и дает их понятийно-логический анализ, через который выявляет­ся система самого предмета (ху­дожественной литературы), то И.п. изучает происхождение и разви­тие этой системы.

Слово “поэтика" обозначает и поэтическое искусство, и науку о литературе. Оба этих значения, не смешиваясь, присутствуют в лите­ратуроведении, подчеркивая единство в нем полюсов предме­та и метода. Но в теоретической поэтике акцент ставится на втором (методологическом) значении тер­мина, а в И.п. - на первом (пред­метном). Поэтому И.п. изучает не только генезис и развитие систе­мы категорий, но прежде всего само искусство слова, сближаясь в этом с историей литературы, но не сливаясь с ней и оставаясь те­оретической дисциплиной.

- И.п. как наука сложилась во 2- й пол. XIX в., в трудах А.Н. Весе­ловского (предшественниками его был ряд немецких ученых, преж­де всего В.Шерер). В основе ее методологии - отказ от всяких ап­риорных определений, предлага­емых нормативной поэтикой и фи­лософской эстетикой. По Веселов­скому, метод И.п. - исторический (способный “отвлечь законы по­этического творчества и отвлечь критерий для оценки его явлений из исторической эволюции поэзии - вместо господствующих до сих пор отвлеченных определений и односторонних условных пригово­ров” (Веселовский А.Н. Историчес­кая поэтика. М., 1989. С 299), и сравнительный (он понимается как “развитие исторического, тот же исторический метод, только учащенный, повторенный в парал­лельных рядах в видах достиже­ния возможно полного обобщения” (Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940. С. 47).

Примером односторонних и не­исторических обобщений была для Веселовского эстетика Гегепя, в том числе его теория литератур­ных родов, построенная только на основании фактов древнегречес­кой литературы, которые были приняты за “идеальную норму ли­тературного развития вообще” (Там же. С. 243). Только сравни­тельно-исторический анализ всей мировой литературы позволяет, по Веселовскому, избежать произ­вольности теоретических постро­ений и вывесту! из самого матери­ала законы зарождения и разви­

тия изучаемого явления, а также выявить большие стадии литера­турного процесса, “повторяющие­ся, при стечении одинаковых ус­ловий, у разных народов” (С. 46).

Таким образом, у основателя И.п. в самой формулировке мето­да была задана дополнительность двух аспектов - исторического и типологического. После Веселов­ского будет меняться понимание соотношения этих аспектов, они начнут рассматриваться более дифференцировано, акценты бу­дут смещаться то на генезис и ти­пологию (О.М. Фрейденберг, В.Я. Пропп), то на эволюцию (в совре­менных работах), но дополнитель­ность исторического и типологи­ческого подходов останется опре­деляющей чертой новой науки.

После Веселовского новые им­пульсы развитию И.п. дали труды О.М. Фрейденберг, М.М. Бахтина и

В.Я. Проппа. Сегодня в этой обла­сти работают В.Н. Топоров, А.В. Михайлов, С.С.Аверинцев, П.А. Гницер, Е.М. Мелетинский, М.Л. Гаспаров, С.Г. Бочаров, М.М. Гир- шман, В.Е. Хализев, Н.Д. Тамар- ченко, В.И. Тюпа, и др. Особая роль принадлежит М.М. Бахтину, который теоретически и истори­чески эксплицировал важнейшие понятия становящейся науки - “большое время” и “большой диа­лог”, или “диалог в большом вре- "мени”, эстетический объект, архи­тектоническая форма, жанр и др.

Одна из первых задач И.п. - выделение больших стадий или исторических типов художествен­ных целостностей с учетом “боль­шого времени”, в котором проте­кает медленное формирование и развитие эстетического объекта и его форм. Веселовский выделял две такие стадии, называя их эпо­хами “синкретизма” и “личного творчества”. На несколько иных основаниях две стадии выделяет и Ю.М. Лотман, именуя их “эсте­тикой тождества” и “эстетикой про­тивопоставления”. Однако боль­шинством ученых после работ Э.Р. Курциуса принята трехчастная пе­риодизация. Первая стадия разви­тия поэтики, именуемая исследо­вателями по-разному (эпоха синк­ретизма, дорефлексивного тради­ционализма, архаическая, мифо­поэтическая) охватывает трудно исчислимые временные границы от возникновения предыскусства до классической античности. Вто­рая стадия (эпоха рефлексивного традиционализма,традиционали­стская, риторическая, эйдетичес­кая поэтика) начинается в VII-VI вв. до н.э. в Греции и в первых веках н.э. на Востоке. Третья (нетради­ционалистская, индивидуально­творческая, поэтика художествен­ной модальности) начинает скла­дываться с середины XVIII в. в Европе и в начале XX в. на Восто­ке и длится по сегодняшний день.

С учетом этих больших стадий художественного развития И.п. изучает генезис и эволюцию эсте­тического объекта и его архитек­тонических форм - субъектной структуры (отношений автора, ге­роя и читателя), словесного худо­жественного образа и стиля, рода и жанра, сюжета, эвфонии в ши­

роком смысле слова (ритмики, метрики и звуковой организации).

Лит.: Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936 (М., 1997); О.М. Фрейденберг. Миф и литература древности. М., 1978 (2е изд.; М., 1998); Аверинцев С.С. Древнегреческая по­этика и мировая литература II Поэти­ка древнегреческой литературы. М., 1981; Ауэрбах Э. Мимезис. М., 1976; Бахтин М.М. Проблемы поэтики Дос­тоевского. М., 1972; Он же. Творчество Ф. Рабле и народная культура средне­вековья и Ренессанса. М., 1965; Он же. Формы времени и хронотопа в рома­не. Очерки по исторической поэтике II Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Историческая по­этика. Литературные эпохи и типы ху­дожественного сознания. М., 1994; £- R. Cyrtius. Europflische Literatur und lateinisches Mittelalter. Bern und Mbnchen, 1954; Михайлов А.В. Про­блемы исторической поэтики в истории немецкой культуры. М., 1989; М., 1978; Целостность литературного произве­дения как проблема исторической по­этики. Кемерово, 1986.