
- •Н.Д. Тамарченко.
- •Н.Д. Тамарченко.
- •Д. М. Магомедова.
- •Н.И. Болотова.
- •H.B. Вершинина.
- •Г.М. Самойлова.
- •М.Г. Соколянский.
- •Н.Д. Тамарченко.
- •Н.Д. Тамарченко.
- •М.Г. Соколянский.
- •С.Н. Бройтман.
- •Н.Д. Тамарченко.
- •В.А. Грехнев.
- •Н.Д. Тамарченко.
- •Д.М. Магомедова.
- •Г.Н.Левицкая.
- •С.Н. Бройтман.
- •С.М. Прохоров.
- •М.М. Гиршман.
- •Н.Д. Тамарченко.
- •С.М. Учаев.
- •С.Н. Бройтман.
- •Н.Д. Тамарченко.
- •Н.Д Тамарченко.
- •Г.В. Краснов.
- •М.М. Гиршман.
- •А. Алексеев.
- •М.Г. Соколянский.
- •О.В. Викторович.
- •С.Н. Бройтман.
- •P. Алейник.
- •Н.В. Кононова.
- •Н.Д. Тамарченко.
- •А.П. Ауэр.
- •С.Н. Бройтман.
- •М.Г.Соколянский.
М.Г. Соколянский.
ИСТОРИЗМ (нем. Histosmus, англ. historicism) в литературе - один из принципов художественного воссоздания действительности в ее исторической изменяемости. Художественный (творческий) И. базируется на определенном понимании закономерностей развития общества и актуальных социально-исторических проблем, хотя полностью к этому пониманию не сводим. По замечанию Д.С. Лихачева, “можно изучать воззрения Толстого, как они выражены в известных исторических отступлениях его романа “Война и мир”, но можно изучать и то, как протекают события в “Войне и мире”. Это две разные задачи, хотя и взаимосвязанные. Впрочем, думаю, что последняя задача важнее, а первая служит лишь пособием (далеко не
первостепенным) для второй...” (“Вопросы литературы”, 1968, № 8.
С. 77).
Теоретический И. ряда мыслителей европейского Просвещения -отДж. Вико до И.Г. Гердера-ока- зал немалое воздействие на развитие искусства, однако корни творческого И. отыскиваются в художественной культуре предшествовавших эпох. Художественный (творческий) И. проявился в искусстве значительно раньше, чем сформировался И. теоретический, и до появления самого термина И.
И. предусматривает воплощение в литературных произведениях концепции временной детерминированности важнейших эпизодов, ситуаций, характеров, взаимосвязь которых может быть в значительной мере мотивирована исторически. Особое значение приобретает идея развития, находящая свое выражение в причинно-следственной связи событий в фабульной цепи, в соотнесенности персонажей в сюжетно-ситуативном контексте, а также в образном представлении о диалектической связи времен. При этом историческая причинность не имеет абсолютной власти над миром художественного произведения. “Человек до конца невоплотим в существующую социально-историческую плоть... Всегда остается нереализованный избыток человечности... “Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
С. 480).
Проявление исторического детерминизма можно обнаружить в
литературе и искусстве далеко не каждой эпохи. Такого рода закономерность совершенно немыслима в художественном мире древних авторов, где главенствующая роль в управлении событийностью принадлежит божественному промыслу либо року; чужда она и условному эпическому времени средневековых жест или вневременнуй эстетике средневековой драмы. Художественный И. (в строгом, не размытом понимании категории) - порождение искусства нового времени.
И. в литературе нельзя отождествлять с обращением писателя к изображению исторического прошлого. Интерес к субстанциальному содержанию исторического процесса и воссоздание его возможны и в произведении о современной автору эпохе. Сюжеты классичистской трагедии, как правило, почерпнуты из античной истории, мифологии или литературы, но основные конфликты трагедий отнюдь не мотивированы обстоятельствами изображенного исторического времени, а характеры и судьбы персонажей далеко не часто и не во многом соотносятся с древней историей. С другой стороны, герой и сюжет романа Сервантеса “Дон Кихот”, действие которого, в основном, размещено во времени автора, “привязан” к истории Испании и современной писателю испанской реальности.
Становление и дальнейшее развитие И. в романе можно проследить на материале западноев
ропейского - главным образом, английского - просветительского романа, на традициях которого в начале XIX в. возникает исторический роман Вальтера Скотта и его последователей. В драматургии зарождение и развитие И. связано с творчеством елизаветинцев в Англии. В “Эдварде II” К.Марло и особенно в шекспировских хрониках события и персонажи прошлого воссозданы с пониманием их временнуй обусловленности и мотивированности реально-исторического развития страны. Традиция шекспировского И. получила развитие на последующих стадиях развития исторической драмы в XIX-XX вв. (например, в “Борисе Годунове” А.С. Пушкина и драматической трилогии А. К. Толстого).
Проявление И. не ограничивается упомянутыми жанрами; оно возможно и в лирике, и в лироэпической поэме, и в новелле, однако в новой и новейшей литературе наивысшей точки развития творческий И. достиг в романе. Можно выделить несколько путей воссоздания исторической ситуации и характерных примет исторического процесса в романе. В плане идеологической и социальнопсихологической характеристики персонажей это изображение нравов, обычаев и вкусов, содержащих некоторые указания на конкретную эпоху. В плане сюжета это соотнесенность событийного ряда личной судьбы героя (или героев) и событийного ряда истории. В плане композиции - осознанное оперирование художественным временем, когда значительность описанного, исторически маркированного события обратно пропорциональна обозначаемой продолжительности эпизода (этот принцип избирательности последовательно соблюдается, например, в “Капитанской дочке” А.С. Пушкина). В плане повествования - использование личности автора как посредника между персонажами и реальными историческими лицами или событиями.
Во многих романах XVIII-XX вв. эти разные факторы реализации И. как творческого качества действуют не изолированно друг от друга, а в своеобразном переплетении, во многом определяя стиль произведения, способы сюжетос- троения и художественной типизации, формирование системы персонажей.
Лит.: Кормилов С.И. Художественный историзм как теоретическая проблема IIНДВШ, Филологические науки, 1977, № 4; Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, 1968, № 8; Проблемы историзма в русской литературе. Конец XVIII - начало XIX в. - Л., 1981; Соколянский М.Г. Историзм Фил- динга II М.Г. Соколянский. Творчество Генри Филдинга. - Киев, 1975; Томашевский Б.В. Историзм Пушкина // Б.В. Томашевский. Пушкин. Работы разных лет. - М., 1990; Эрнст Трёльч. Историзм и его проблемы. Пер. с нем. - М., 1994; Erich Auerbach. Scenes from the Drama of European Literature. - Gloucester, Mass., 1959; Friedrich Meinecke. Die Entstehung des
Historismus. 2 Bd. -Mbnchen; Berlin, 1936; Karl Popper. The Poverty of Historicism. - Boston, 1957; H.Aram Veeser{ed.). The New Historicism. - New York; London, 1989.
М.Г. Соколянский.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА-
раздел поэтики, изучающий генезис и развитие эстетического объекта и его архитектоники, как они проявляются в эволюции содержательных художественных форм.
И.п. связана с поэтикой теоретической отношениями дополнительности. Если теоретическая поэтика разрабатывает систему литературоведческих категорий и дает их понятийно-логический анализ, через который выявляется система самого предмета (художественной литературы), то И.п. изучает происхождение и развитие этой системы.
Слово “поэтика" обозначает и поэтическое искусство, и науку о литературе. Оба этих значения, не смешиваясь, присутствуют в литературоведении, подчеркивая единство в нем полюсов предмета и метода. Но в теоретической поэтике акцент ставится на втором (методологическом) значении термина, а в И.п. - на первом (предметном). Поэтому И.п. изучает не только генезис и развитие системы категорий, но прежде всего само искусство слова, сближаясь в этом с историей литературы, но не сливаясь с ней и оставаясь теоретической дисциплиной.
- И.п. как наука сложилась во 2- й пол. XIX в., в трудах А.Н. Веселовского (предшественниками его был ряд немецких ученых, прежде всего В.Шерер). В основе ее методологии - отказ от всяких априорных определений, предлагаемых нормативной поэтикой и философской эстетикой. По Веселовскому, метод И.п. - исторический (способный “отвлечь законы поэтического творчества и отвлечь критерий для оценки его явлений из исторической эволюции поэзии - вместо господствующих до сих пор отвлеченных определений и односторонних условных приговоров” (Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. С 299), и сравнительный (он понимается как “развитие исторического, тот же исторический метод, только учащенный, повторенный в параллельных рядах в видах достижения возможно полного обобщения” (Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940. С. 47).
Примером односторонних и неисторических обобщений была для Веселовского эстетика Гегепя, в том числе его теория литературных родов, построенная только на основании фактов древнегреческой литературы, которые были приняты за “идеальную норму литературного развития вообще” (Там же. С. 243). Только сравнительно-исторический анализ всей мировой литературы позволяет, по Веселовскому, избежать произвольности теоретических построений и вывесту! из самого материала законы зарождения и разви
тия изучаемого явления, а также выявить большие стадии литературного процесса, “повторяющиеся, при стечении одинаковых условий, у разных народов” (С. 46).
Таким образом, у основателя И.п. в самой формулировке метода была задана дополнительность двух аспектов - исторического и типологического. После Веселовского будет меняться понимание соотношения этих аспектов, они начнут рассматриваться более дифференцировано, акценты будут смещаться то на генезис и типологию (О.М. Фрейденберг, В.Я. Пропп), то на эволюцию (в современных работах), но дополнительность исторического и типологического подходов останется определяющей чертой новой науки.
После Веселовского новые импульсы развитию И.п. дали труды О.М. Фрейденберг, М.М. Бахтина и
В.Я. Проппа. Сегодня в этой области работают В.Н. Топоров, А.В. Михайлов, С.С.Аверинцев, П.А. Гницер, Е.М. Мелетинский, М.Л. Гаспаров, С.Г. Бочаров, М.М. Гир- шман, В.Е. Хализев, Н.Д. Тамар- ченко, В.И. Тюпа, и др. Особая роль принадлежит М.М. Бахтину, который теоретически и исторически эксплицировал важнейшие понятия становящейся науки - “большое время” и “большой диалог”, или “диалог в большом вре- "мени”, эстетический объект, архитектоническая форма, жанр и др.
Одна из первых задач И.п. - выделение больших стадий или исторических типов художественных целостностей с учетом “большого времени”, в котором протекает медленное формирование и развитие эстетического объекта и его форм. Веселовский выделял две такие стадии, называя их эпохами “синкретизма” и “личного творчества”. На несколько иных основаниях две стадии выделяет и Ю.М. Лотман, именуя их “эстетикой тождества” и “эстетикой противопоставления”. Однако большинством ученых после работ Э.Р. Курциуса принята трехчастная периодизация. Первая стадия развития поэтики, именуемая исследователями по-разному (эпоха синкретизма, дорефлексивного традиционализма, архаическая, мифопоэтическая) охватывает трудно исчислимые временные границы от возникновения предыскусства до классической античности. Вторая стадия (эпоха рефлексивного традиционализма,традиционалистская, риторическая, эйдетическая поэтика) начинается в VII-VI вв. до н.э. в Греции и в первых веках н.э. на Востоке. Третья (нетрадиционалистская, индивидуальнотворческая, поэтика художественной модальности) начинает складываться с середины XVIII в. в Европе и в начале XX в. на Востоке и длится по сегодняшний день.
С учетом этих больших стадий художественного развития И.п. изучает генезис и эволюцию эстетического объекта и его архитектонических форм - субъектной структуры (отношений автора, героя и читателя), словесного художественного образа и стиля, рода и жанра, сюжета, эвфонии в ши
роком смысле слова (ритмики, метрики и звуковой организации).
Лит.: Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936 (М., 1997); О.М. Фрейденберг. Миф и литература древности. М., 1978 (2е изд.; М., 1998); Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература II Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981; Ауэрбах Э. Мимезис. М., 1976; Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972; Он же. Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965; Он же. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике II Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994; £- R. Cyrtius. Europflische Literatur und lateinisches Mittelalter. Bern und Mbnchen, 1954; Михайлов А.В. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры. М., 1989; М., 1978; Целостность литературного произведения как проблема исторической поэтики. Кемерово, 1986.