Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник работ конкурса Лобачевского.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
24.49 Mб
Скачать

Вера в жизни человека

Ве́ра — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.

Истина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету.

Истина- это неоспоримо верное суждение.

Вероятность — мера возможности наступления некоторого события.

Сто процентов - это порог, через который нельзя приступить и более того, которого нельзя достигнуть.

Предел функции (предельное значение функции) в заданной точке, предельной для области определения функции, — такая величина, к которой стремится значение рассматриваемой функции при стремлении её аргумента к данной точке.

Принцип неопределённости- принцип, открытый Вернером Гейзенбергом в 1927 году, согласно которому невозможно одновременно измерить некоторый пары наблюдаемых величин, таких как координата и импульс или энергия и время, с точностью, превышающей предельное значение, выраженное через постоянную Планка h.

Корпускулярно-волновой дуализм - в зависимости от эксперимента электроны и фотоны, материя и излучение могут вести себя как волны либо как частицы.

«Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого» - Сократ.

Априори — знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание), т.е. знание, как бы заранее известное.

Вера - это глубокая надежда, подкреплённая чувственной уверенностью, убеждённостью в том, что наше мнение правильно.

Котляр П.С.

«Казанский (Приволжский) Федеральный Университет»

Эвристическая значимость идеи о биполярности человека

В наши дни актуальна проблема осознания аспектов соотношения мужского и женского начал. В современном обществе мы обнаруживаем переживание ситуации полового противостояния, которая усиливает актуальность поисков основания установления гармонии мужского и женского. Повышенную актуальность данной темы обусловливает то, что биполярность и целостность, как одно из свойств человеческого бытия, находит отражение во взаимодействии мужского и женского начал. Одним из новых направлений внутригендерной теории выступает философская андрогинология.

Философскую традицию обращения к феномену андрогинности можно обозначить, как ситуацию осуществления попытки выявить характер взаимоотношения мужского и женского начал в социокультурном пространстве.

Диалог «Пир», относящийся к зрелому творчеству Платона, считается первым текстом, в котором воспроизводится миф об андрогине. По Платону, феномен андрогинности, как бы выносится за рамки рассмотрения человека, как полового существа, ибо он представляет ту реальность, к которой не приложимо понятие половой биполярности. В пространстве отношений мужское-женское, на наш взгляд, невозможно осуществить устранение проблем пола, так как после мифического разделения на половинки, люди оказались выведены из дополового состояния.

Вл.Соловьев обращается к идее андрогинности Платона, описанной в его диалоге «Пир», но осуществляет собственную интерпретацию андрогинизма в рамках христианской традиции. Понимание Вл.Соловьевым смысла половой любви как сущностной характеристики бытия человека раскрывается через осмысление феномена андрогинности, который, в свою очередь, приводит к возможности постижения Бога. Согласно концепции Вл.Соловьева, высший онтологичекий смыл половой любви заключается в обретении человеком самого себя в другом человеке.

В рамках своей религиозной философии Н.А.Бердяев раскрывает смысл любви как разрешение человеческих мучений, устранение раздвоенности. Природа любви им характеризуется как космическая, так как любовь необходима для установления мировой гармонии. Любовь выступает как преображение бытия человека, ибо в любви восстанавливается андрогинная целостность человека.

Итак, феномен андрогинизма данными философами понимается в контексте необходимости преодоления существующей половой дисгармонии, как причины недостаточности человека, то есть гармония устанавливается посредством соединения мужского и женского.

Согласно мнению О.Вейнингера, человек всегда несет в себе признаки и мужского, и женского пола. Иначе говоря, двуполость организма выступает как его имманентная характеристика: «Этим бисексуальным строением всякого зародыша...объясняется тот факт, что признаки другого пола всегда остаются и никогда вполне не исчезают...».. Существующая гендерная амбивалентность необходимо влечет разделение людей по признаку их половой принадлежности.

В работе «Мефистофель и андрогин» М. Элиаде говорит о необходимости достижения целостного знания о человеке, в связи с этим, он обращается к переосмыслению сюжета мифов об андрогине. М. Элиаде, анализируя миф об андрогине, а так же ритуалы андрогинизации, приходит к выводу, что единственной их целью является напоминание о невозможности осуществления человеком рационального осмысления явления целостности, из-за ее трансцендентного характера.

Изложенная автором идея первоначального Андрогина, возвращение к которому представляется, согласно его точки зрения бессмысленным, ибо это противоречит самому восприятию миропорядка отраженного в мифах, позволяет нам провести параллель с пониманием состояния андрогинности Вл.Соловьевым, Н.А. Бердяевым и О.Вейнингером. Эти мыслители так или иначе обращаясь к идее андрогинности в антропологическом плане, всегда находят ее воплощение метафизическим. Каждый человеческий индивид, в конечном итоге, всегда есть мужского или женского пола. Андрогинность как ситуация соединения противоположных половых начал выступает идеалом устранения противоречий во взаимоотношении полов. Это находит подтверждение на примере концепции бисексуальности О.Вейнингера, в которой при постоянном двуполом характере каждого индивида имеет место потребность в комплиментарном соединении с другим человеком как необходимость восполнения собственной недостаточности.

Таким образом, идея андрогинности человека не может быть рассмотрена как утверждение за ним статуса изначально андрогинного существа. Андрогинность не следует понимать как реальное стремление к возвращению, свертыванию в изначальную форму единства, сравнимую с Хаосом, а как осевую цель, приближение к которой только и способно обеспечить взаимопонимание мужского и женского начал и, следовательно, успешность их совместной половой жизни.

Осознание принципа дополнительности как основы взаимоотношений мужского и женского начал в рамках эволюции идеи андрогинности, нами может быть интерпретировано как пересмотр системы мужское-женское, с последующим установлением данной идеи как ориентира в пространстве отношений между полами.

Проблема включения человека в половую жизнь является этапом его социализации. Ситуация обращения к Другому, обусловленная изначальной половинчатостью индивида, утверждает необходимость достижения андрогинности как креативной встречи мужского и женского.

Либерман С.А.

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»