Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник работ конкурса Лобачевского.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
24.49 Mб
Скачать

Социальная интеграция детей с ментальной инвалидностью в республике татарстан

Детская инвалидность остается на сегодняшний день одной из самых актуальных и проблемных тем для изучения. Особый интерес для изучения представляют дети с особенностями интеллектуального развития, или как их принято называть умственно отсталые дети.

Умственная отсталость определяется в Международной классификации болезней 10-го пересмотра как состояние неполного развития психики, которое характеризуется, главным образом, недостаточностью способностей, определяющих общий уровень развития интеллекта [1, с. 133]. По мнению автора, данный термин является стигматизирующим и унижающим, поэтому в работе будет использован термин ментальная инвалидность.

Отсутствие толерантной, гуманной терминологии в отношении лиц с ментальной инвалидностью является важной проблемой. В России умственную отсталость традиционно принято разделять на олигофрению (врожденный или рано приобретенный интеллектуальный дефект) и деменцию. В последние годы некоторыми международными организациями и ассоциациями предпринимаются серьезные попытки внедрить термин «снижение интеллектуальных способностей» (intellectual disability), имеющий все основания стать «международным» для обозначения лиц, страдающих умственной отсталостью [2].

По данным статистики ведущие места в структуре инвалидности у детей занимают врожденные аномалии развития, психические расстройства и расстройства поведения (сюда же относятся и дети с ментальной инвалидностью), болезни нервной системы. Стабильность числа детей с ментальной инвалидностью в нашем обществе обуславливает необходимость развития социальной политики по поддержке и социальной инклюзии этой категории граждан. Ежегодно в Республике Татарстан выявляется более 1,5 тысяч детей с нарушениями интеллектуального развития.

Для изучения социальной интеграции детей с ментальной инвалидностью и проблем, которые препятствуют данному процессу, осенью 2013 года было проведено исследование среди родителей, воспитывающих детей с ментальной инвалидностью посредством метода анкетирования. В исследовании приняло участие 130 родителей, чьи дети на момент проведения опроса посещали специальную коррекционную школу VIII вида г.Казани.

В ходе исследования родители обозначили основной круг проблем, с которыми им пришлось и приходиться сталкиваться после рождения в их семье «нетипичного» ребенка. Во-первых, это отсутствие информации об учреждениях, центрах, специализирующихся на помощи детям с подобного рода нарушениями –32%. Во-вторых, психологические сложности в осознании ситуации и проблем ребенка – 45%. В третьих, отсутствие поддержки и понимания стороны окружающих и близких – 18%. В четвертых, необходимость в дорогостоящем лечении ребенка и связанные с этим финансовые сложности семьи – 19%. В пятых, 9% родителей отметили, что им предлагали отказаться от ребенка после рождения в роддоме.

На момент опроса 34% родителей отметили, что инвалидность ребенку никогда не оформляли, так как «у нас легкая форма умственной отсталости, а с ней инвалидность не дают. Зато каждый раз называть нас инвалидами окружающим это не мешает…».

54% что инвалидность оформлена и действует в настоящее время, 5% – что она была оформлена, но в настоящее время ее нужно продлевать. 4% родителей сказали, что инвалидность была оформлена, но в дальнейшем ее отказались продлевать по неясным причинам. При этом 12% отметили, что общение и взаимодействие с бюро медико-социальной экспертизы запомнилось им грубым и неуважительным отношением со стороны сотрудников. Один из отцов рассказал, что «обращение было хамским, огромная очередь, специалисты так называемые грубили, ничего не объясняли, по 15 минут сидели и просто болтали, ничего не делая, когда в коридоре родители с детьми задыхались от жары!».

Было важно узнать мнение родителей относительно инклюзивного образования, так как данный процесс сейчас широко обсуждается в обществе. Данный процесс напрямую касается и детей имеющих особенности в интеллектуальном развитии, но по определенным причинам эту группу детей в меньшей степени рассматривают как возможных участников данного вида обучения.

На момент проведения нашего опроса только 24% родителей знали, что такое инклюзивное образование, 16% слышали о нем, но не знали, что оно означает и 58% услышали о нем впервые от нас. Как мы видим, актуальность, и бурное обсуждение в обществе столь популярного направления в образовании совершенно не обеспечивает информированность всех заинтересованных лиц в данном вопросе.

Против данной формы обучения выступили 46% родителей, сказав, что «…здесь (прим. авт.: коррекционной школе) дети себя чувствуют наравне, более комфортно. Многие дети даже домой не хотят уходить, они здесь делают уроки, играют, общаются. Им наверно дай волю, они здесь даже ночевать не отказались бы».

Главным страхом у родителей в отношении инклюзивного образования была опаска за безопасность своего ребенка, так как, по их мнению, жестокость, имеющая место среди современных детей и молодежи, может стать причиной проявления открытой агрессии.

Родители переживают, что в обычной массовой школе их ребенок замкнется, не будет общаться с другими детьми и в результате будет просто исключен из сообщества. Но по данным исследования ирландских специалистов Sh. Hardiman, S. Guerin, E. Fitzsimons [3] было выявлено, что дети, обучающиеся в инклюзивной школе, несущественно отличаются по уровню развития социальной компетентности от учащихся специализированной школы. Это подтверждает убеждение об успешном функционировании детей с умственной отсталостью вне зависимости от системы обучения.

28% родителей поддерживали инициативу инклюзивного образования. Так, один из респондентов выразил свою позицию следующим образом: «В школе, которую я заканчивала, в классе с нами тоже учился мальчик с умственной отсталостью и ничего, мы все к нему хорошо относились, дружили. Он был странный, в старших классах с ним уже не о чем было поговорить, но все равно его никто не обижал. Думаю, если взрослые на настраивают детей, не акцентируют внимание на таких детях, то и ровесники их ничего не будут замечать». Из всей совокупности опрошенных родителей 22% не смогли определиться со своим отношением к данной возможности образования.

Учитывая важность и значимость реализации права на труд каждым человеком, родителям был задан вопрос о том, что они думают о возможности дальнейшего трудоустройства их ребенка после окончания школы.

35% родителей еще не задумывались над этим вопросом, так как их ребенок учился в младшем классе, 30% планировали дать ему среднее профессиональное образование. 14% уже на момент опроса знали о возможности трудоустройства своего ребенка в городе. 6% отметили, что, скорее всего, после школы их ребенок будет сидеть дома, без возможности трудоустройства.

23% родителей считали, что их ребенок прекрасно справился бы с работой по благоустройству города (дворник, озеленитель, ландшафтный дизайнер), 19% видели его в сфере строительства (каменщик, штукатур, маляр), 16% в местах общественного питания (повар, официант, бармен), 14% в легкой промышленности (швея, ткачиха, ремонт обуви) и 5% посчитали, что их ребенок может справиться с работой на общественном транспорте (кондуктор, водитель). Были и двое родителей, которые написали, что их ребенок мог бы стать хорошей моделью, мы не знаем было ли это написано серьезно или для шутки, но ведь для этих детей нет ограничений в сфере творческой реализации, поэтому можно предположить, что и в этой области они могли бы добиться успеха.

Одним из заключительных и волнующих вопросов был: «Каким Вы видите будущее Вашего ребенка?». Вопрос оказался довольно сложным, так как многие родители больше всего переживали за судьбу своего ребенка после того как их (родителей) не станет и он останется один (49%). В нашей стране для таких людей предусмотрены только дома-интернаты и психоневрологические интернаты. В такой ситуации оказывается большинство людей с ментальными нарушениями, зачастую родственники способствуют помещению родственника в клинику, присваивая затем его имущество, оставшееся у него после смерти родителей.

67% родителей посчитали, что большой вероятностью будет то, что их ребенок будет как можно дольше жить с ними. 40% опрошенных уверены, что ребенок сможет трудоустроиться и обеспечивать себя самостоятельно, даже когда родители не смогут ему помогать материально. Более того 32% родителей считают, что ребенок повзрослев сможет создать свою семью и быть опорой ей. На вопрос сможет ли их ребенок жить отдельно, самостоятельно мнения опрошенных разделились практически поровну по трем вариантам ответов: по 22% ответов за то, что вероятность такого расклада ситуации велика и мала; 23% не смогли ответить на данный вопрос.

Подводя итог проведенного исследования можно выделить наиболее значимые позиции: 1. Наличие множества факторов, препятствующих социальной инклюзии, интеграции детей и молодежи с ментальной инвалидностью в современное сообщество: отсутствие условий для получения дошкольного, школьного образования в условиях общеобразовательных школ, проблемы в трудоустройстве, преобладание в обществе стереотипного мышления о возможностях лиц с ментальной инвалидностью, восприятие их как психически больных, заразных членов общества. 2. Дети с ментальной инвалидностью реже остальных детей с инвалидностью рассматриваются в качестве участников инклюзивного образования ввиду диагноза, говорящего сам за себя – «умственно отсталый». 3. Недостаточность и отсутствие социальной работы с родителями детей-инвалидов препятствует расширению спектра социальных ролей семьи в социальной интеграции детей с ментальной инвалидностью. 4. Отсутствие в регионе альтернатив психоневрологическим интернатам и домам-интернатам для детей и взрослых с инвалидностью способствует сохранению института изоляции, лишению права голоса при наличии и лишении дееспособности, растущему числу правонарушений, злоупотреблению с стороны опекунов и руководства этих учреждений в соблюдении прав и представлении интересов опекаемых.

Мустафина З.И.

«Казанский национальный исследовательский технический университет

им. А.Н. Туполева-КАИ» Лениногорский филиал