Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kulsharipov_M_M_Istoria_Bashkortostana_XX_vek.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.38 Mб
Скачать

§ 2. Октябрьская революция и установление советской власти в Уфе.

25 октября (7 ноября) 1917 г. в Петрограде большевики захватили власть в свои руки.

Октябрьская социалистическая революция обеспечила сравнительно легкий приход к власти большевиков, ибо социалистическая утопия, проповедуемая марксизмом, была близка и понятна широким слоям населения России, веками страдавшего от насилии и гнета царского самодержавия, русских помещиков и дворян. Критически оценивая захват власти большевиками, ни в коем случае недопустима идеализация царизма. Именно царское самодержавие, неспособное решить демократические задачи, довело страну до великого потрясения и именно оно было виновником отсутствия в России демократических традиций и институтов. Огромная Российская империя с бесправными колониями тоже была порождением экспансионистской* политики царского самодержавия.

Большевики, придя к власти, установили в стране свою диктатуру. Эта диктатура на деле означала ничем не ограниченную и опирающуюся на насилие власть партии большевиков, выступающей от имени рабочего класса. При этом российские коммунисты использовали огромный заряд социальной ненависти, накопившейся у рабочих и крестьян, солдат в условиях полновластия царского самодержавия. Недаром идеологические доктрины партии большевиков нашли понимание и поддержку среди значительной части населения всех регионов обширной Российской империи. Этим можно объяснить тот факт, что в Башкортостане, в частности, в Уфимской губернии, большевики пришли к власти без особого усилия или, по определению нашей историографии, «мирным путем».

Однако «мирный путь» не означал прихода к власти легко и беспрепятственно. Большевики везде и всюду, в том числе и в Башкортостане, стремясь к власти, придерживались агрессивно-наступа- тельной тактики. Воплощением этой тактики в условиях Уфимской и Оренбургской губерний, куда входил Башкортостан, явилось лишение местных органов Временного правительства браздов правления и власти путем «революционного насилия».

Весть о вооруженном восстании в Петрограде поступила в Уфу 26 октября утром (8 ноября). По распоряжению президиума исполкома Уфимского Совета рабочих и солдатских депутатов были приведены в боевую готовность отряды верных большевикам солдат и рабочие-бо- евики. Один из таких отрядов занял помещение губернской почтовотелеграфной конторы, арестовав ее начальника.

В тот же день в Уфе открылось объединенное заседание Уфимского Совета рабочих депутатов и губернского Совета крестьянских депутатов. Председатель Уфимского Совета А. И. Свидерский огласил телеграмму о переходе власти Советам. Большевики полностью поддержали Октябрьский переворот и призвали «взять власть в свои руки».

* Экспансия — захват чужих территорий.

26

Создание Уфимского губревкома и его деятельность

Правые эсеры и меньшевики осудили вооруженное восстание в Петрограде, назвав его «ударом по революции». Левые эсеры колебались, однако допускали «деловую поддержку» новой власти. После жарких прений 16 голосами против 13 при 8 воздержавшихся было принято постановление об одобрении большевистского переворота в Петрограде. Было также решено создать чрезвычайный орган власти Советов — «губернский революционный комитет» (губревком). На вечернем заседании исполкомов Советов был утвержден губревком в составе: А. И. Свидерский — председатель, А. К. Евлампиев ведал военным делом, А. Д. Цюрупа — продовольственным, А. А. Юрьев — вопросами труда и капитала, Н. П. Брюханов и левый эсер

А. И. Бриллиантов — общим надзором и контролем за деятельностью учреждений губернии, левый эсер И. 3. Штейнберг — земельными делами. Итак, в губревком вошли 5 большевиков и 2 левых эсера.

Включение большевиками левых эсеров в этот новый орган власти объясняется тем, что они пользовались значительным влиянием не только среди крестьян, но и части рабочих-железнодорожников. Левые эсеры возглавляли в губернии губернский Совет крестьянских депутатов, Мусульманское военное шуро (совет), железнодорожный комитет. Включение в состав губревкома представителей левых эсеров было лишь тактическим маневром большевиков и никак не являлось показателем их приверженности к принципам демократии. В дальнейшем, укрепив свою власть, большевики порвали с левыми эсерами, устроили над ними кровавую расправу, обвинив их в контрреволюционной деятельности.

Но Уфимскому губревкому не сразу удалось взять всю полноту власти в губернии. Служащие ряда учреждений губернии, в частности телеграфа, в знак протеста против самовольных действий большевиков и попытки ими взять управление губернией в свои руки, объявили забастовку. Распространились в Уфе слухи об «успешном» наступлении генерала Краснова на Петроград. Под давлением этих обстоятельств 28 октября Уфимский Совет, где верховодили большевики, на своем заседании решил признать губревком органом, осуществляющим только надзор за административными учреждениями. Данное решение шло вразрез с установкой большевистского Центра о ликвидации местных органов Временного правительства. Большевистское правительство не могло, конечно, примириться с подобным «инакомыслием» Уфимских Советов. ЦК партии большевиков указал уфимским большевикам на необходимость решительной борьбы с контрреволюцией. Результаты этой «обработки» не замедлили сказаться в губернии. С 1 ноября 1917 г., несмотря на решительное возражение левых эсеров, губревком ввел предварительную цензуру на все выходящие в Уфе издания. Тяжелый удар был нанесен прежде всего таким демократическим газетам, как «Уфимская жизнь» и «Уфимский вестник», объявленных «рупорами контрреволюции».

Во второй половине ноября 1917 г. губревком распустил губернский комитет общественных организаций, возглавлявшийся меныне-

27

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]