Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Seminary_po_Novoy_EiA_bak_Ch_1_s_dok-mi_i_sam_r...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.52 Mб
Скачать

Из путевых заметок д.И. Фонвизина1(1745–1792)

«…Каждый министр есть деспот в своём департаменте. Фавориты его делят с ним самовластие и своим фаворитам уделяют…Кажется, будто все люди на то сотворены, чтоб каждый был или тиран или жертва. Неправосудие во Франции тем жесточе, что происходит оно непосредственно от самого правительства и на всех простирается. Налоги, частые и тяжкие, служат к одному обогащению ненасытных начальников; никто, не подвергаясь беде, не смеет слова молвить против сих утеснений. Надобно точно выбрать одно из двух: или платить, или быть брошенным в тюрьму…

Всякий делает что хочет.

Народ в провинциях ещё несчастнее, нежели в столице. Судьба его зависит главным образом от интенданта; но что есть интендант? Вор, имеющий полномочие грабить провинцию безотчетно. Чем дороже стала ему у двора сия привилегия, тем для народа тягостнее. Каждый из них начинает ремесло свое тем, что захватывает откуп хлеба… и принуждает через то жителей покупать у него жизнь за ту цену, которую определить за благо рассуждает.

Франция вся на откупу. Невозможно выехать за несколько шагов из Парижа, чтобы, воротясь, не быть остановленным таможнею. Почти за все ввозимое платиться столько пошлины, сколько сама вещь стоит…

Другой источник казённых доходов во Франции есть продажа чинов и должностей – зло безмерное… Множество подлых людей душою и происхождением покупали себе права и способы быть орудиями народных утеснений…»

Аббат сиейс. Памфлет «что такое третье сословие?» (январь 1789 г.)

«…Кто осмелился бы сказать, что у третьего сословия нет всего необходимого, чтобы сформировать совершенную нацию? Третье сословие можно сравнить с сильным человеком, одна рука которого закована в кандалы. И если бы его избавили от привилегированного сословия, нация от этого ничего бы не потеряла, а, наоборот, приобрела бы нечто большее. Что же это такое – третье сословие? Все, но «все» самое угнетенное и стесненное. Чем бы оно было без привилегированного сословия? Всем, но «всем» богатым и процветающим. Без третьего сословия невозможно никакое движение вперед, но оно проходило бы гораздо быстрее, не будь привилегированного сословия».

Артур юнг. О формах землевладения и землепользования

Существует пять форм земельных держаний во Франции: 1) мелкая крестьянская собственность, 2) денежная аренда, как в Англии, 3) феодальные держания, 4) крупная монопольная аренда с субарендой земли крестьянами, 5) исполовничество, т. е. держание за половину или треть продукта.

I. Мелкая крестьянская собственность распространена здесь повсюду в такой мере, о какой мы не имели представления в Англии; она имеет место во всех частях королевства, даже в тех провинциях, в которых преимущественно распространены другие формы держания; в Керси, в Лангедоке, во всех местностях около Пиринеев, в Беарне, Гаскони, части Гиэни, Эльзаса, Фландрии и Лотарингии она весьма обычна. Во Франции, в Эльзасе, на берегах Гаронны и в Беарне я встречал много крестьян, живущих в достатке; их можно было бы скорее назвать мелкими арендаторами, чем собственниками, а в Нижней Бретани некоторые из мелких собственников даже богаты.» Но вообще они бедны и влачат жалкое существование, что является результатом слишком большого дробления маленьких хозяйств между всеми их детьми. В Лотарингии и той части Шампани, которая соприкасается с ней, они несчастны. Я много раз наблюдал это дробление, доведенное до такой степени, что простое плодовое дерево на клочке земли приблизительно в 10 першей (около 20 футов) оказывалось хозяйством и усадьбой целой семьи.

II. Аренда за деньги обычна для Пикардии, Артуа, части Фландрии, Нормандии (за исключением Ко), Иль-де-Франс и Бос. Этот способ встречается в некоторых местах Беарна и в окрестностях города Наварры. Этот способ держания известен в провинциях, где преимущественно распространены другие способы; но, по самому скромному подсчету, он не существует еще и в шестой или седьмой части королевства.

III. Феодальные держания. Это суть фьефы, уступленные сеньорами приходов с правом требовать рельефа2, ценза, штрафов, барщины и т. д. Их я находил в очень большом количестве в Лимузэне, Берри, Марши, Бретани и т. д., где они распространены повсюду; но их можно найти в большей или меньшей степени во всех частях королевства: в окрестностях Вьерзона, Ватана и др. В Берри весьма жалуются на тяжесть этих повинностей, способ взимания которых составляет существенную сторону этого зла. Именно благодаря этому обстоятельству они кажутся повсюду менее тягостными, чем на самом деле. Уверяют, что судебные постановления, очень строгие по отношению к держателям, благоприятны для сеньора.

VI. Аренда монопольная. Она практикуется обычно в различных провинциях, где есть половники. Богатые люди снимают в аренду большие пространства земли, которые они в свою очередь сдают в субаренду мелкими клочками половникам, уплачивающим за них половину продукта. Я слышал на нее много жалоб в Марш, Берри, Пуату и Ангумуа; другие провинции не представляют исключения в этом отношении. Кажется, что эта система происходит из неудобств, связанных с системой исполовничества; но это – гнусный способ, хорошо знакомый в Ирландии, откуда эти посредники почти все изгнаны.

V. Половники. Держание исполу является обычной формой держания на 7/8 земель Франции. Сюда входит почти вся Солонь, Берри, Марш, Лимузэн, Анжу, Бургундия, Бурбозуа, Ниверне, Овернь и т. д. Ее можно встретить даже в Бретани, в Мэн в Провансе и во всех южных провинциях. В Шампани многие земли сдаются из третьей части продукта, но обычно уплачивается половина. Собственник дает обыкновенно скот и половину семян, половник – работу, орудия; он же уплачивает налоги. Но в не которых кантонах собственник берет на себя часть этого расхода. В Берри есть половники, уплачивающие половину, другие – третью и даже четвертую часть продукта. В Руссильоне собственник платит половину налога, и в Гиэни от города Ош до Флеранса многие из собственников платят их целиком.

Около Эгильона, на Гаронне, половники доставляют половину рабочего скота. Около Фалез, в Нормандии, я видел половников в таких местах, где их можно было бы ждать меньше всего: в хозяйствах, которые велись самими собственниками. Следствием этого было то, что хозяйства таких собственников обрабатывались, вероятно, наихудшим образом во всей округе. Это постоянное явление не нуждалось в комментариях. В Нанси, в провинции Иль-де-Франс, я видел договор, по которому собственник был обязан доставлять рабочий скот, упряжку, орудия и уплачивать налоги; половники давали свой труд и платили поголовный налог. Собственник обязывался чинить дом и двери, половник – окна. Собственник доставлял семена в первый год, половник – в последний. В промежуточные годы семена были пополам. Продукты, проданные за деньги, делились. За мясо и сыр, которые могли потребляться в семье половника по его усмотрению, собственнику уплачивались 6 франков с коровы. В Бурбонне собственник доставляет все виды скота, и, однако, половник может продавать, менять и покупать по своему усмотрению. Его управляющий следит за этими сделками, так как собственник получает половину от всех продаж и платит за половину покупок. Повозки держателя обязаны свозить половину зерна в амбар сеньора замка и снова приезжать туда, чтобы забрать солому. Последствия этой абсурдной системы поразительны. Земли, которые можно бы сдать в Англии за 12 ливров, дают лишь 3 ливра, считая цену скота.

С первого взгляда может показаться, что от системы исполовничества больше всего страдают собственники. Но если присмотреться серьезнее, то легко увидеть, что держатели находятся в большей бедности, и некоторые из них – в полной нищете. В Ватан, в Берри, меня уверяли, что половники почти каждый год принуждены занимать хлеб у сеньора до новой жатвы. А этот хлеб не стоит того, чтобы его занимать, ибо он представляет смесь ячменя и ржи; я его достаточно пробовал, чтобы вполне искренне пожалеть участь этих несчастных бедняков. Но простонародье здесь не ест пшеничного хлеба. Принимая во внимание всю эту нищету съемщиков земли, можно судить о положении сеньора по ренте, которую он получает. В Салабри (Солонь) собственник получил 800 ливров в качестве своей половины с участка земли, питавшего 700 овец, и с двухсот английских акров остальной земли. Таким образом, вся рента с земли и скота достигала лишь двадцать четыре су с головы овцы. В Лимузэне на половников смотрят как на работников, которых можно прогнать, когда угодно, и которые принуждены во всем сообразовываться с капризами своих сеньоров; считают, что половина держателей сильно должает собственнику, так что последний часто принужден увольнять их с потерей этих долгов, лишь бы его земли не оставлять необработанными.

Из всех видов держаний земли мелкое арендное хозяйство – наихудший. Большие хозяйства существуют в Пикардии, в Иль-де-Франс, в Бос, в Артуа и в Нормандии, но в остальных частях королевства они встречаются не часто. Дробление хозяйств и населенность так велики, что нищета, происходящая отсюда, в некоторых местах доходит до крайности. Едва вы входите в какой-либо город в рыночной день, вы начинаете замечать праздность народа. Там толпятся крестьяне. В Ландивизью, в Бретани, я видел одного человека, который проделал два с половиной лье пути, чтобы принести на рынок цыплят, которые, по его словам, не стоили и двадцать четыре су пара. Я встречал в Авранш людей, каждый из которых на лошади привез около четырех буассо морской травы. Около Изенгейма, в Эльзасе, я видел женщин в самый разгар жатвы, когда их работа не менее драгоценна, чем работа мужчин, собирающих траву для коров по сторонам большой дороги.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]