Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Повреждения костей и суставов у детей. Корж А.А

..pdf
Скачиваний:
715
Добавлен:
14.06.2014
Размер:
8.52 Mб
Скачать

лучевой кости функционирующая мышца плеча. В одних случаях, чаще при подвывихах, продолжающаяся функциональная деятельность этой мышцы приводит к возникновению привычного вывиха головки лучевой кости. В других — в связи со стойкой контрактурой двуглавой мышцы развивается высокий вывих. В ряде случаев у этих больных наблюдаются явления первичного или вторичного травматического неврита лучевого нерва, скоро проходящего после оперативного устранения вывиха.

Л е ч е н и е застарелых вывихов головки лучевой кости — только хирургическое. Ввиду исключительной склонности к раннему «старению» эти вывихи очень скоро становятся невправимыми закрытым путем. Стойким препятствием к сопоставлению вывихнутой головки служат рано развивающиеся внутри- и околосуставные рубцовые процессы в области лучелоктевого и плечелучевого сочленений. В связи с этим, разрабатывая эффективный способ оперативного лечения этой патологии, мы исходили из того, что во время открытого вмешательства должны быть достигнуты полная конгруэнтность в лучелоктевом и плечелучевом суставах, а также стабильная фиксация вправленной лучевой кости, способная на определенное время воспрепятствовать двуглавой мышце плеча вызвать вторичное смещение головки луча и рецидив вывиха. Больше того, неоднократно оперируя больных с рецидивами застарелых вывихов, поступивших из других лечебных учреждений, которым уже производились аутоили аллопластические восстановительные операции кольцевидной связки, мы наблюдали выраженное рубцовое разрастание вокруг вывихнутой головки лучевой кости. Среди этих Рубцовых масс восстановленную связку, как таковую, четко различить не представлялось возможным, ввиду замуровывания и превращения пересаженного фасциального или сухожильного трансплантата в рубцовую ткань. В области его трансоссальной фиксации к локтевой кости имелись остеофиты, которые

в ряде случаев даже приводили к образованию лучелоктевого синостоза между разошедшимися костями предплечья

(рис. 88).

Эти наблюдения наводили на мысль, что функциональная состоятельность лучеплечевого сочленения после открытого вправления застарелого вывиха определяется не столько искусственной заменой поврежденной кольцевидной связки, сколько стабильностью достигнутого контакта головки лучевой кости с локтевой и плечевой костями. Поэтому в наших операциях основное внимание уделялось, главным образом,

391

а

б

Рис. 88

Послеоперационный радиоульнарный синостоз:

а до лечения: б после лечении

тщательному иссечению рубцовой ткани в области лучевой суставной вырезки локтевой кости и прочной внесуставной,

трансоссальной фиксации вправленной лучевой кости к метафизу локтевой с помощью спицы.

Т е х н и к а о п е р а ц и и . Операция производится из заднелатерального доступа, наиболее приемлемого для этой области. После освобождения лучевой вырезки локтевой кости от рубцов при обязательном сохранении даже измененного хрящевого покрова бережно выделенный из мягких тканей проксимальный отдел лучевой кости вправляется и фиксируется к локтевой кости в положении супинации предплечья. Спица вводится вручную со стороны операционной раны. Лучевую кость спица проходит непосредственно над ее бугристостью по направлению снаружи внутрь и спереди назад. Вращательными движениями она плотно внедряется в метафиз локтевой кости дистальнее лучевой суставной вырезки. Для восстановления кольцевидной связки используются оставшиеся у мест прикрепления к локтевой кости измененные ее участки вместе

392

с рубцами. Остальная часть восполняется за счет квадратной связки, страдающей при этом повреждении значительно меньше. После зашивания операционной раны наружный конец спицы оставляется поверх кожи. Трансартикулярная фиксация лучевой кости через головочку мыщелка плечевой кости в таких случаях нежелательна, она травматична и не обеспечивает должного контакта между костями предплечья.

Иммобилизация конечности задней гипсовой шиной осуществляется в положении супинации согнутого под прямым углом предплечья. Через 3 недели шина превращается в съемную и начинается постепенное восстановление сгибательноразгибательных движений. Сгибательные движения обычно восстанавливаются легко, а в разработке функции разгибания предплечья очень важную роль играет оставленная еще на 2—3 недели спица, прочно фиксирующая между собой кости предплечья и препятствующая двуглавой мышце плеча смещать вправленную лучевую кость в прежнее положение вывиха. Если спица не вызывает реактивных изменений в окружающих тканях, ее целесообразно не извлекать до полного восстановления разгибательной функции локтевого сустава, что очень важно для предупреждения рецидива вывиха. В среднем для этого требуется 5—6 недель. Спица извлекается вручную вращательными движениями. Продолжая разработку функции локтевого сустава, выгоднее сохранять положение супинации предплечья и кисти и в первое время не спешить предпринимать специальные усилия для восстановления пронации. Пронационная функция предплечья восстанавливается постепенно, в основном на заключительном этапе физиофункционального лечения.

Мальчик М., 10 лет, поступил через 6 месяцев после травмы с застарелым вывихом головки лучевой кости и выраженным оссификатом, образовавшимся над вывихнутой головкой после четырехкратного безуспешного вправления вывиха под наркозом (рис. 89 а). Из зад не наружно го доступа к плечелучевому сочленению было произведено удаление оссификатов, рубцовых тканей и открытое вправление лучевой кости с трансоссальной функцией ее к локтевой с помощью спицы (рис. 89 б). Кольцевидная связка восстановлена из местных тканей. После трехнедельной иммобилизации конечности гипсовой шиной начата постепенная разработка сгибательно-разгибательных движений в локтевом суставе. Через 5 недель спица удалена, продолжена разработка сгибательно-разгибательных и про- и супинационных движений еще в течение 2 недель в стационаре, затем мальчик был выписан на амбулаторное лечение.

393

При контрольном обследовании через 6 месяцев после операции отмечено полное анатомическое и функциональное восстановление конечности (рис. 89 в).

Пунктуальная щадящая тактика на протяжении всего периода лечения дает возможность избежать таких серьезных осложнений, как рецидивы вывиха или подвывиха, стойкие про- и супинационные контрактуры, оссифицирующие процессы, а также лучелоктевые синостозы и обеспечивает полное анатомическое и функциональное восстановление поврежденной конечности.

а

б

в

Рис. 89

Застарелый передний вывих головки лучевой кости 6- месячной давности с выраженным посттравматическим оссификатом:

а (То операции; 6 • - после операции; в результат через 6 мес.

394

Вывих головки лучевой кости может оказаться невправимым, когда в проксимальном отделе предплечья нарушается целостность межкостной мембраны и возникает интерпозиция мышц, а иногда вместе с ними и глубокой ветви лучевого нерва, обусловливая клиническую картину нарушения иннервации мышц — разгибателей пальцев и кисти. Обычно это наблюдается при передних и переднемедиальных вывихах головки лучевой кости, как изолированных, так и в сочетании с переломами локтевой кости.

Неблагоприятные исходы в виде рецидива вывиха или подвывиха возможны в тех случаях, когда при большой давности застарелого вывиха (свыше 2—3 лет) преждевременно (менее 5—6 недель) после операции удаляется спица. Возможна также стойкая тугоподвижность в радиоульнарном сочленении при травматичном проведении оперативного вмешательства, когда во время операции вместе с рубцами травмируется или удаляется покровный хрящ из суставной поверхности в области лучевой вырезки локтевой кости.

З а с т а р е л ы е в ы в и х и г о л о в к и л у ч е в о й к о с т и в с о ч е т а н и и с п е р е л о м а м и л о к т е в о й также не являются большой редкостью. Таких больных нами наблюдалось 76. Они представляют большие трудности как в диагностическом, так и в лечебно-тактическом отношениях. При наличии перелома поверхностно расположенной локтевой кости и вывиха глубжележащей головки лучевой больше себя проявляют клинические сиптомы перелома. На них больше обращается внимания при первичном осмотре ребенка, а вывих нередкоостаетсянераспознанным. Рентгенография,назначенная на область перелома, без достаточного опыта также может дезориентировать, ввиду целости лучевой кости и отсутствия значительного смещения отломков локтевой. В то же время хорошо известно, что изолированные переломы локтевой кости без перелома или вывиха лучевой являются казуистической редкостью и требуют полной уверенности в достоверности диагноза. Для таких случаев Мальгенем было выдвинуто правило: при каждом изолированном переломе локтевой кости независимо от смещения отломков следует всегда убедиться, что не произошел вывих головки лучевой. Внимательное клиническое обследование и дополнительная рентгенография локтевого сустава помогают избежать диагностической ошибки.

В застарелых случаях лечебная тактика при этих повреждениях представляет значительные трудности. Спустя 2—3 недели после травмы бескровное вправление этого переломо-

395

вывиха становится практически невозможным. А в еще более поздние сроки помимо увеличения вторичного смещения деформация у ребенка прогрессирует за счет продолжающегося роста и искривления обеих костей предплечья. Анатомического и функционального восстановления конечности у таких пациентов приходится добиваться путем сложных реконструктивных операций с использованием дистракционных аппаратов. В ряде случаев этим переломовывихам сопутствуют стойкие парезы лучевого нерва, в значительной мере усугубляющие и без того серьезный прогноз.

При 1—2-недельной давности переломовывиха Монтеджа вправить вывих головки лучевой кости и восстановить правильную ось локтевой еще возможно закрытым путем. Существующие в таких случаях трудности удержания достигнутого положения фрагментов можно преодолеть предельным сгибанием предплечья, при котором вправленная головка луча надежно фиксируется в плечелучевом и лучелоктевом суставах нависающей над ней лучевой ямкой плечевой кости. При отсутствии признаков нарушения кровообращения в дистальных отделах конечности, что вполне возможно в несвежих случаях, иммобилизация задней гипсовой шиной может продолжаться до 4—5 недель. За это время срастаются костные отломки локтевой кости и закрепляется на своем месте головка лучевой. Затем следует продолжительная реабилитационная физиофункциональная терапия (рис. 90).

Разумеется, что после столь продолжительной иммобилизации долго восстанавливается функция конечности. Однако, если учесть, что после оперативных вмешательств по поводу застарелого вывиха лучевой кости и сопутствующего неправильно срастающегося перелома локтевой кости на последую-

Рис. 90

Застарелый переломовывих Монтеджа 2-недельной давности до и после закрытого одномоментного вправления

396

щее восстановительное лечение времени уходит не меньше, возможность успешного бескровного лечения в первую — вторую неделю после травмы себя оправдывает. В более поздние сроки предпочтительно щадящее оперативное лечение в разных вариантах в зависимости от возраста ребенка, давности повреждения, величины деформации локтевой кости, высоты смещения лучевой кости, степени нарушения функции локтевого сустава и т. д.

В пределах первого — второго полугодий после травмы, когда имеется неправильно сросшийся перелом локтевой кости с выраженной углообразной ее деформацией и невысоким смещением лучевой кости, из разреза в 1 — 1,5 см по заднемедиальной поверхности предплечья на уровне вершины искривления производится поднадкостничная остеотомия локтевой кости, а из заднелатерального доступа в области локтевого сустава осуществляется открытое вправление головки лучевой. В тех случаях, когда после исправления оси локтевой кости головка лучевой хорошо вправляется и удерживается в центрированном положении при сгибании и разгибании предплечья, операция ограничивается интрамедуллярной фиксацией фрагментов локтевой кости тонким эластичным стержнем и зашиванием обеих операционных ран. При латеральных вывихах головки лучевой кости с большим диастазом между костями предплечья, свидетельствующем о разрушении межкостной мембраны, открыто вправленная головка луча, несмотря на исправление оси локтевой кости, не удерживается на своем месте. У этих больных ее фиксируют во время операции спицей к метафизу локтевой кости, как и при застарелых изолированных ее вывихах. У детей до 10-летнего возраста в таких случаях интрамедуллярный остеосинтез локтевой кости после остеотомии может не понадобиться. У детей более старшего возраста чаще приходится прибегать к остеосинтезу локтевой кости и к трансоссальной фиксации вправленной головки лучевой. Нам думается, что трансартикулярной фиксации вправленной лучевой кости при этой патологии следует избегать, как более травматичной по сравнению с трансоссальной внесуставной. Если почему-то она предпринимается, тогда интрамедуллярная фиксация остеотомированной локтевой кости бывает не обязательной. Приводим одно из наших наблюдений.

Мальчик К., 5 лет, поступил через 6 месяцев после травмы. При обследовании отмечается умеренная атрофия и варусное искривление левого предплечья. В проксимальном его отделе с наружной стороны пальпируется вывихнутая головка лучевой

397

кости. В связи с сопутствующим парезом глубокой ветви лучевого нерва отсутствуют супинация предплечья и активное разгибание кисти и пальцев. На рентгенограмме отмечается передненаружный вывих вторично искривленной лучевой кости и срастающийся диафизарный перелом локтевой кости со смещением отломков под углом, открытым в переднемедиальном направлении (рис. 9 la). Произведена поднадкостничная корригирующая остеотомия локтевой и открытое вправление головки лучевой с трансартикулярной фиксацией спицей, проведенной через головочку плечевой кости (рис. 916). Проведение спицы трансартикулярно в данном случае было вынужденным с целью одновременной фиксации вправленной лучевой кости и удержания исправленной оси локтевой. Вмешательство на нерве не производилось. Иммобилизация конечности гипсовой шиной продолжалась 3 недели, после чего спица была извлечена и начата осторожная дозированная разработка вначале сгибательно-разгибательных, а еще через 2 недели про- и супинационных движений. Через 2 недели после операции появились признаки восстановления функции лучевого нерва, через 3 месяца после операции функция конечности полностью восстановилась (рис. 91в). На контрольной рентгенограмме через 6 месяцев отмечается правильное взаимоотношение костей в локтевом суставе и значительное восстановление оси обеих костей предплечья (рис. 91г).

Особые трудности для лечения представляют своеобразные переломовывихи предплечья у детей до 10-летнего возраста, когда при определенном механизме травмы и виде тупого насилия с медиальной стороны верхняя половина локтевой кости растрескивается и выгибается в латеральном направлении, выталкивая лучевую кость в положение бокового вывиха. Установить такую деформацию даже в свежих случаях очень непросто. Требуется весьма энергичное давление на вывихнутую лучевую кость с двоякой целью — устранение вывиха

ивправленной лучевой костью исправление оси локтевой кости.

Взастарелых случаях для этого приходится вмешиваться хирургическим путем и по поводу застарелого вывиха головки

лучевой кости, и по поводу стойкой дугообразной деформации локтевой.

Опыт операций при этих сложных деформациях показывает, что после остеотомии на вершине дуги искривления локтевой кости оба ее фрагмента остаются искривленными и в них ввести прямой металлический стержень не представляется возможным. В таких случаях в искривленную локтевую

398

Рис. 91

Застарелый

переломовывих Монтеджа до лечения (а), после операции (б)

ч результат

через 6 мес. (в, г, д)

кость детский эластичный стержень вводится до остеотомии таким образом, чтобы он повторил кривизну костно-мозгового канала. Затем после выделения вывихнутой головки лучевой кости отдельным доступом производится остеотомия и исправление кривизны локтевой кости вместе со стержнем. В этом случае при открытых обеих операционных ранах одновременно исправляется ось локтевой кости и вправляется на свое место головка лучевой. После визуальной проверки конгруэнтности головки луча и головочки плечевой кости обе раны зашиваются. Иммобилизация согнутой под прямым углом конечности после операции осуществляется гипсовой шиной на протяжении 3—4 недель в зависимости от разновидности вмешательства.

Девочка М., 11 лет, поступила через год после травмы. При внешнем осмотре отмечается умеренная атрофия и варусная деформация предплечья с выпячиванием проксимального отдела лучевой кости в латеральную сторону. Сгибательноразгибателъные движения в полном объеме, умеренно ограничена пронация. На рентгенограмме имеется латеральный вывих головки лучевой кости, посттравматическое дугообразное искривление локтевой кости и вторичное искривление вывихнутой лучевой (рис. 92 а). Произведена поднадкостничная корригирующая остеотомия локтевой кости после предварительного введения в нее металлического стержня и открытое вправление головки лучевой кости с трансоссальной внесуставной фиксацией спицей к метафизу локтевой (рис. 92 б). В течение трех недель осуществлялась иммобилизация гипсовой шиной, после чего стержень из локтевой кости был извлечен и начата дозированная разработка движений в локтевом суставе до полного восстановления разгибания предплечья. Спица, фиксирующая вправленную лучевую кость, была извлечена спустя 6 недель после операции. Полное восстановление функции конечности достигнуто через 3 месяца, исправление оси обеих костей предплечья констатировано на контрольном осмотре через год после операции (рис. 92 в).

При большой давности деформации, когда искривленная локтевая кость начинает отставать в росте, а вывихнутый проксимальный отдел лучевой кости смещается намного выше уровня суставной щели, предпринимается классическая оперативная методика с использованием компрессионно-дистрак- ционного метода лечения. На вершине деформации производится поднадкостничная остеотомия локтевой кости. Операци-

400