Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
микроэкономика чепурин.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.51 Mб
Скачать

§ 2. Экономические и неэкономические

блага. Товар

Благо - это средство удовлетворения потребностей че­ловека (см. гл. 3).

Следует четко разграничивать экономические и неэкономические блага. Это различие связано с понятием редкости, о котором уже шла речь ранее. Благо неэкономическое имеется в неограниченном коли­честве. Экономическое благо является редким благом. Именно соот­ношение между потребностью, или надобностью (в терминологии К. Менгера, видного представителя австрийской школы), и доступным для распоряжения количеством благ, делает их экономическими или неэкономическими. Так, если вы живете в тайге, стволы деревьев для

85

Глава 5

постройки жилища не являются для вас экономическими благами. Ведь их количество в огромное число раз превышает вашу потреб­ность в этом стройматериале. И вода для питья, если вы живете на берегу чистейшего озера, не является экономическим благом. Тако­вым она станет для вас лишь в пустыне, где потребность человека в питье оказывается выше, чем доступное для удовлетворения этой по­требности количество воды. Неоклассическая школа подчеркивает, что товар - это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар должен обя­зательно быть продуктом труда.

Товары, подчеркивает К. Менгер, это «экономические блага, не­зависимо от их способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих их для продажи, от их материальности, независимо от характера их как продукта труда, предназначенные для обмена».1 Важнейшими характеристиками товара являются потребительная ценность (стоимость) и меновая ценность (стоимость).2 Эти кате­гории введены в научный оборот много столетий назад. Аристотель, А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, К. Маркс, Дж. С. Милль и многие другие экономисты подчеркивали различие между потребительной и меновой ценностью.

Полезность блага, его свойства, благодаря которым оно может удовлетворять ту или иную потребность людей, делают благо потре­бительной ценностью. Потребительная ценность может непосред­ственно удовлетворять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ. Например, хлеб, масло, картофель и т. д. удовлетворяют потребность в пище, ткань - потреб­ность в одежде и т. д.

Потребительную ценность имеют и многие блага, не созданные че­ловеческим трудом, например, вода в источнике, плоды дикорасту­щих деревьев. Но не всякое благо, имеющее потребительную цен­ность, является товаром.

1 Менгер К. Основания поли­ тической экономии. Австрийс­ кая школа в политической эко­ номии. М.т 1992. С. 201-202.

2 В дореволюционные време­ на и первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 г. английский термин «value» и не­ мецкий «Wert» в русской эконо­ мической литературе перево­ дились словом «ценность».

Чтобы благо могло стать товаром, оно должно быть предназначе­но для обмена. Необходимо отметить, что потребительная ценность блага дол­жна удовлетворять потребности не того, кто его произвел, а поступать для по­требления другим людям, через обмен и удовлетворять потребности других чле­нов общества.

Меновая ценность - это количе­ственное отношение, в котором потреби­тельные ценности одного рода обмени­ваются на потребительные ценности другого рода. Например, 1 топор обме-

86

Общая характеристика рыночной экономики

нивается на 20 кг зерна. В этом количественном отношении обмени­ваемых товаров и выражена их меновая ценность. Сторонники трудо­вой теории стоимости считали (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и др.), что товары в определенных количествах приравниваются друг к дру­гу, потому что они имеют общую основу - труд. Этой основой, по их мнению, не может быть ни одно из природных свойств товара - мас­са, объем, форма и т. п., а только трудовые затраты. Необходимым условием обмена является различие потребительных ценностей обме­ниваемых товаров, но потребительные ценности различных товаров, как качественно разнородные, с точки зрения теоретиков трудовой стоимости являются количественно несоизмеримыми.

Однако в современной экономической теории принят иной подход, ведущий свое начало с работ представителей теории предельной по­лезности: К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера. Не трудовая сто­имость лежит в основе обмена, а полезность, причем именно пробле­ма сравнения, соизмерения различных лолезностей занимает важней­шее место в их учении.

Если же стоимость товара определяется затратами труда на его производство, то труда какого качества и какова должна быть продол­жительность этого труда, созидающего стоимость? Непосредственным измерителем трудовых затрат является в теории трудовой стоимости рабочее время. Стоимость товара будет определяться не индивиду­альным рабочим временем, затраченным на производство единицы то­вара, а так называемым общественно необходимым рабочим време­нем. Эта категория характеризует время, «которое требуется для из­готовления какой-либо потребительной стоимости при наличных обще­ственно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда».1 Но вновь возни­кает вопрос - это труд простой или сложный? Квалифицированный или неквалифицированный? Умственный или физический? Труд, результа­том которого является физически осязаемая вещь или услуга? Так, например, К. Маркс такого разнообразия вопросов не рассматривает и говорит лишь о проблеме простого и сложного труда. По его мне­нию, сравнительно сложный труд выступает в стоимости как умножен­ный или возведенный в степень простой труд, поэтому меньшее коли­чество сложного труда равняется большему количеству простого. Но чем (или кем) определяются коэффициенты, сводящие сложный труд к простому? Внятного ответа трудовая теория на этот вопрос не дает.

Обратимся к более развернутой характеристике теории предельной полезности, которая, по мнению многих западных экономистов, про­ извела настоящий переворот в экономи­ ческой теории, фигурирующий под на-

званием «субъективной революции». 1 Маркс к._ Энгельс Ф. Соч.

Т. 23. С. 47.

87