Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Voprosy.docx
Скачиваний:
266
Добавлен:
07.01.2020
Размер:
261.5 Кб
Скачать
  1. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных. Использование имен собственных и нарицательных.

Имя существительное – часть речи, объединяющая слова, которые обозначают предметы и явления и отвечают на вопросы кто? что? Например: студент, банк, весна, время.

лексико-грамматические разряды: 1) нарицательные и собственные; 2) личные и нелич­ные; 3) одушевленные и неодушевленные; 4) конкретные и отвлеченные; 5) вещественные; 6) собирательные. Слова каждо­го лексико-грамматического разряда имеют свои общие черты.

Нарицательные и собственные существительные отличаются по грамматическим свойствам: большинство нарицательных изменяется по числам; собственные, как правило, употребляют­ся лишь в форме единственного (Киев, Урал, Азия и др.) или множественного числа (Карпаты, Афины, Сокольники и др.).

Употребление в форме множественного числа существитель­ных, имеющих обычно только форму единственного числа, свя­зано с определенной семантической нагрузкой. Так, форма Пет­ровы обозначает либо множество однофамильцев, либо лиц, находящихся в родственных отношениях (братья Петровы, род Петровых). Наконец, форма множественного числа собственных имен используется как название разных лиц, имеющих общую черту (Обломовы, Маниловы, Печорины и т. п.).

Происходит постоянный процесс пополнения нарицательных имен за счет собственных и, наоборот, собственных имен за счет нарицательных. Из собственных имен перешли в нарицательные существительные: август, ом, рентген, боржоми, болонья, палех и т. п. К нарицательным существительным восходят собствен­ные имена: Рыбы, Весы (созвездия), Восток (восточные стра­ны), Октябрь (Великая Октябрьская социалистическая револю­ция), Орел (город), «Правда» (газета), «Гроза» (драма), Мед­ведь (фамилия) и др.

  1. Категория одушевленности/неодушевленности. Трудности в употреблении форм имен существительных, связанных с категорией одушевленности/неодушевленности.

Все имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные существительные. К одушевленным существительным относятся названия людей, животных, насекомых и т.д., т.е. живых существ. К неодушевленным — названия предметов, явлений реальной действительности, не причисляемых к живым существам. Следует иметь в виду, что понятие грамматической категории одушевленности или неодушевленности не совпадает с естественнонаучным пониманием живой и неживой природы. Так, одушевленными являются:

1) слова адресат, кукла (= игрушка), лицо (= человек), матрешка, марионетка, мертвец, покойник;

2) названия некоторых карточных фигур и карточных терминов: валет, дама, король, туз; козырь;

3) названия некоторых шахматных фигур: конь, король, слон, ферзь;

4) существительные ср. р. на – ище: страшилище, чудовище;

5) существительные в переносном значении (метафорический перенос с неживого предмета на живой): болван («грубо обтесанный обрубок дерева, чурка; жесткая (обычно деревянная) форма для расправления шляп, париков», неодуш.) — болван («тупица, неуч», одуш.); при обратном переносе существительные сохраняют категорию одушевленности, например: змей («змея», одуш.) — [воздушный] змей («игрушка», одуш.).

Неодушевленными являются:

1) собирательные имена существительные: войско, народ, стая, толпа и др.;

2) слово персонаж и некоторые др.;

3) названия микроорганизмов: бактерия, микроб, а также слова типа личинка, куколка, эмбрион и т.д.

В современном русском литературном языке наблюдаются колебания одушевленности / неодушевленности, что может зависеть либо от значения контекста, либо от стиля речи. Ср.: ловить крабов — есть крабы; уничтожать куколки вредных насекомых (общелит.) — уничтожать куколок вредных насекомых (научн.).

В отнесенности одушевленности/неодушевленности к морфологическим категориям не все согласуется с принципами выделения самих категорий:

1.Содержание одушевленности/неодушевленности не соответствует тому, что называют грамматическим (морфологическим) значением.

2. Одушевленные и неодушевленные слова не образуют противопоставления на основе общего содержательного компонента.

3. В языке нет морфемы, которой можно было бы приписать функцию выражения одушевленности/неодушевленности.

4. Классифицирующая функция одушевленности отличается от того, что называют классифицирующей морфологической категорией. Одушевленность отделяет слова мужского рода, которые бывают одушевленными и неодушевленными в единственном и множественном числе, от слов среднего и женского родов, являющихся одушевленными только во множественном числе. В среднем и женском роде граница между одушевленностью и неодушевленностью проходит внутри слова.

Им. п. мн. ч. Род. п. мн. ч. Вин. п. мн. ч.

Неодушевленные Топоры Стены Топоров Стен□ Топоры Стены

Одушевленные Мужчины Женщины Мужчин□ Женщин□ Мужчин□ Женщин□

У одушевленных существительных вин. п. совпадает с род., у неодушевленных — с формами им. п. В единственном числе категория одушевленности грамматически свойственна только именам м. р.; во множественном числе она присуща существительным всех трех родов. Отсутствие категории одушевленности в ед. числе у существительных ж. и ср. рода объясняется тем, что формы им. и вин. падежей у слов ж. р. в большинстве случаев исконно различались (жена – жену, сестра – сестру), а существительные ср. р. редко используются в функции активного субъекта. Различие существительных одушевленных и неодушевленных грамматически выражается в том, что при склонении существительных множественном числе форма винительного падежа у имен существительных одушевленных совпадает с формой родительного падежа (нет мальчиков, девочек — вижу мальчиков, девочек), а у имен существительных неодушевленных — с формой именительного падежа ( нет улиц, домов — вижу улицы, дома). У имен существительных мужского рода (кроме существительных на -а, -я) различение одушевленности и неодушевленности последовательно проводится также и в единственном числе (взял котенка, но купил стул). Категория одушевленности может выражаться не только формами вин. п., но и синтаксически, т. е. формами согласуемых с существительными слов: повстречал моего старого друга, но: купил новый дом, любил своих детей, но: читал свежие газеты. У несклоняемых имен существительных она выражается только синтаксически: В зоопарке дети увидели забавного кенгуру; Она надела теплое пальто. Принадлежность имен существительных к одушевленным или неодушевленным обозначается еще и формами согласующихся с ними имен прилагательных: прилагательные, согласованные с существительными одушевленными, образуют форму винительного падежа, сходную с родительным падежом, а согласованные с существительными неодушевленными — сходную с формой именительного падежа: увидел молодого друга; купил большого карася — увидел молодой месяц; купил большой стол.

Слова с собирательным значением, обозначающие совокупность одушевленных предметов, грамматически изменяются как имена существительные неодушевленные: учительство, студенчество, человечество и др.

Имена существительные, одушевленные при глаголах поступить, произвести, вступить и некоторых других, обозначающих переход в другое состояние или положение, в конструкции с предлогом в имеют винительный падеж множественного числа, совпадающий по форме с именительным: произвести в офицеры, поступить в актеры, пойти в лётчики.