Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Монт лекції.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
436.74 Кб
Скачать
  1. Вопрос Сущность воспитания, цель и задачи. Педагогические принципы. Методы воспитания в разные возрастные периоды.

Какой смысл вкладывает Монтессори в термин «воспитание»? Как меняется его трактовка с течением времени? Анализ этого понятия и других основных педагогических категорий в трудах Монтессори значительно затрудняется тем, что термины «цель», «задача», «сущность», «принцип» и др. употребляются ею не все­гда корректно. Это приводило некоторых исследователей ее твор­чества к ошибочным, на наш взгляд, выводам. Мы ориентируемся на всю совокупность ее работ и на контекст понятия в каждом конкретном случае. Некоторая произвольность в употреблении этих терминов, возможно, объясняется также особенностями перево­да ее сочинений на иностранные языки.

В трудах М. Монтессори термины «воспитание» и «развитие» встречаются повсеместно, в то время как термины «образование» и «обучение» используются значительно реже.

Она отделяет «тра­диционную» трактовку воспитания как жесткого авторитарного воздействия на ребенка - нежное и удивительное чудо творения - от новой, основанной на понимании ею природы ребенка. Природа ребенка обсуждается ею во всех без исключения работах, и именно ребенок с его внутренним созидательным потенциалом оказывается в центре ее педагогической теории и практики.

Как понимает Монтессори природу ребенка, мы подробно об­судили выше, и здесь лишь кратко повторим это. В статье «Основа­ния моей педагогики» (1934) она пишет, что «только ребенок является строителем своей личности» [86, 3. 27]. Цель жизни и ра­боты ребенка — в нем самом, в построении собственной личности, исходя из своего внутреннего потенциала. Источник развития на­ходится в самом ребенке, воля Создателя побуждает его к развитию. В докладе «Место человека в творении» (1935), обсуждая осо­бенности природы человека по сравнению с животнымли, она под­черкивает: «Ребенок обладает своими собственными директивами. В развитии его мы видим логическое руководство. ...Ребенок при­обретает способность действовать в мире (сообразуясь с зако­нами природы, в частности, с возрастной сенситивность). Он следует по логическому пути и, как путешественнник в незна­комой стране, должен ориентироваться и изучать окружающую среду, ...он следует общим законам с помощью своего внутренне­го руководства» [96, 5. 16].

Какие предпосылки имеются у ребенка для строительства са­мого себя и какие общие законы подразумевает Монтессори? По ее мнению, ребенок значительно отличается от взростого и обла­дает такими особенностями психического развития как : впитываю­щее мышление, возрастная сенситивность, Ногте, пеЬи!е, тлпете, В его развитии она заметила определенные закономерностей, отражен­ные в разделяемой ею возрастной периодизации.

Каковы же в этой связи задачи взрослого? Именно взрослый должен способствовать созданию гармоничных отношений с ре­бенком. Ему следует уважительно и с пониманием относиться к ребенку. Однако основная задача взрослого — создать среду, под­ходящую для свободного и полноценного развития ребенка, посколь­ку именно из окружающей предметной и социальной среды ребе­нок берет «строительный материал» для самосозидания. Среда должна давать детям возможность выбора и самостоятельной дея­тельности. Если такая среда создана, взрослому следует не ме­шать, а тактично помогать ребенку строить свою личность. Осо­бенно важно «помогать и сотрудничать с позиции творения, а не Творца. Мы должны содействовать божественной работе, но не подменять ее собой, иначе мы станем растлителями нватуры» [95, 5.19].

В чем же состоит сущность воспитания? Смысл этого понятия уточняется Монтессори в ряде работ. Уже в «Методе научной пе­дагогики» [38], обсуждая значение работы в саду и в огороде для воспитания дошкольников, она отмечает: «Целью воспитания этого возраста должно быть исключительно - содействие психофизическому развитию» [38, с. 147]. Однако содействие развитию само по себе вряд ли может быть целью воспитания, так как оно (содей­ствие) само осуществляется с некоторой целью - для оптимиза­ции процесса развития или же с целью развития некоторых спо­собностей и т.д. Правильнее считать его не целью, а сущностью воспитания. Это соображение подтверждается более поздними ра­ботами итальянского педагога. В статье «Основы моей педагогики» она трактует сущность воспитания несколько уже, но ж выражается более определенно: «Мы понимаем под воспитанием помощь пси­хическому развитию ребенка с самого рождения» [86, 5.;. 28].

В [95]находим: «При этом слово «воспитание» понимается, естествен­но, не в смысле преподавания, но в смысле поддержки душевного развития ребенка» [95, 5. 38]. В дальнейшем это понимание воспитания ею разъясняется и расширяется, охватывая целостный процесс развития человека и человечества. В книге «Креативный ребенок», написанной в 1949 г., Монтессори символично называет один из разделов «Вос­питание для жизни». Она упоминает высказывание М. Ганди о том, что необходимо не только распространить воспитание на весь пе­риод жизни, но и сделать «защиту жизни» центральным пунктом. С начала XX в. наука утверждала, что путь к успеху лежит через распространение воспитание на всю жизнь, однако ни один из современных «официальных» методов воспитания не ставит зада­чу «помочь индивиду с самого рождения и защитить его развитие» [92, 5. 8]. Воспитание пренебрегает как биологическими законами развития, так и конкретными условиями социальной жизни, в то время как человеческая жизнь во всей ее полноте должна быть поставлена в центр воспитания.

Сущностью воспитания, по Монтессори, является «помощь жизни с самого рождения»: «Воспитание, которое рассматривает жизнь как центр, меняет все до сих пор существовавшие идеи о воспитании. Не определенная программа, но знание человеческой жизни должны быть исходным пунктом для воспитания» [92, 5. 11]. Если мы хотим помочь жизни, мы должны знать ее законы и при­менять их в воспитании: только тогда воспитание завоюет автори­тет в обществе и будет оказывать действенное влияние на него. В других работах конца 1940-х гг. она часто обращается к этой мысли. Так, в статье «Воспитать человеческий потенциал», посвященной обсуждению концепции воспитания детей 6—12 лет, находим: «Мы полагаем, лучше посеять в ребенке семена жизни, чем тео­рии, и помочь ему в умственном, эмоциональном и физическом развитии [96, 5. 47].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]