- •Вопрос № 20 общие закономерности развития науки
- •Преемственность в развитии научных знаний
- •Единство количественных и качественных изменений в развитии науки
- •Дифференциация и интеграция наук
- •От концепции "двух культур" к "третьей культуре"
- •Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
- •Теоретизация и диалектизация науки
- •Ускорение развития науки
- •Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма
- •I аксиологизация
- •II экологизация
Единство количественных и качественных изменений в развитии науки
Преемственность научного познания не есть однообразный, монотонный процесс. В определенном срезе она выступает как единство постепенных, спокойных количественных и коренных, качественных (скачки, научные революции) изменений. Эти две стороны науки тесно связаны и в ходе ее развития сменяют друг друга как своеобразные этапы данного процесса.
Этап количественных изменений науки — это постепенное накопление новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих научных концепций. В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформулированных теорий, понятий и принципов.
На определенном этапе этого процесса и в определенной его «точке» происходит прерыв непрерывности, скачок, коренная ломка фундаментальных законов и принципов вследствие того, что они не объясняют новых фактов и новых открытий. Это и есть коренные качественные изменения в развитии науки, т. е. научные революции.
Во время относительно устойчивого развития науки происходит постепенный рост знания, но основные теоретические представления остаются почти без изменений. В период научной революции подвергаются ломке именно эти представления. Революция в той или иной науке представляет собой период коренной ломки основных, фундаментальных концепций, считавшихся ранее незыблемыми, период наиболее интенсивного развития, проникновения в область неизвестного, скачкообразного углубления и расширения сферы познанного.
Примерами таких глобальных революций являются создание гелиоцентрической системы мира (Коперник), формирование классической механики и экспериментального естествознания (Галилей, Кеплер и особенно Ньютон), революция в естествознании конца XIX — начала XX в. — возникновение теории относительности и квантовой механики (А. Эйнштейн, Н. Планк, Н. Бор, В. Гейзенберг и др.). Крупные изменения происходят в современной науке, особенно связанные с формированием и бурным развитием синергетики (теории самоорганизации целостных развивающихся систем), электроники, генной инженерии и т. п. Научная революция подводит итог предшествующему периоду познания, поднимает его на новую, высшую ступень. Очищая науку от заблуждений, она открывает новые объекты и методы исследования, ускоряя тем самым темпы развития науки.
Дифференциация и интеграция наук
На разных этапах развития науки выявлялась взаимосвязь интегральных и дифференциальных тенденций в ее структуре как имманентная (внутренняя) характеристика. При этом на различных этапах становления научного знания соотношение этих тенденций менялось, что обусловливалось доминированием того или иного метода познания.
На первоначальных этапах становления научного знания, начиная от его первых форм и до науки Нового времени, преобладал интегральный метод познания — стремление рассмотреть вещи, явления и процессы природы в их совокупности. Природный мир трактовался как некоторая целостная система. Выявлялись "первоначала" бытия, объединяющие и природу, и человека. Для науки было характерно пассивно-созерцательное отношение к объективной реальности.
В Новое время сформировалось более активное отношение к природным процессам. В естествознании и в науке вообще постепенно утверждается дифференциальный метод познания, при котором природа как бы расчленяется на отдельные составные части, подвергаемые специальному рассмотрению. Доминанта этого метода в развитии науки способствовала ее существенному прогрессу.
При этом надо иметь в виду, что, во-первых, ни один из указанных методов исторически не действовал в "чистом виде", и, во-вторых, преобладание дифференциального метода уже к началу XX в. выявило свою ограниченность. Это и привело к "рокировке" методов — доминированию интегрального метода познания. Рассмотрим эту ситуацию несколько подробнее. Действительно, первоначально возникшая наука, цементирующее "ядро" которой составляло философское знание, представляла собой сравнительно целостную систему воззрений на природу и человека. В философских построениях античности "первоначалом" бытия считались различные сущности (атомизм Демокрита, эйдос Платона, число Пифагора и др.). Осознание многообразия и множественности вещей и явлений сочеталось с выявлением их определенного единства материального или идеального основания. Иначе говоря, бытие рассматривалось как единое целое.
В процессе "отпочкования" от философии конкретно-специальных дисциплин идея единства научного знания утрачивала актуальность. Уже в работах Аристотеля и его школы "единая наука о природе" начинает дифференцироваться на логику, другие области специального знания (ботаника, зоология, география и др.). Однако лишь наука Нового времени, преодолевая натурфилософские воззрения античности с их преимущественно интегральным видением мира и теологические стереотипы средневековья, сконцентрировала внимание на отдельных сторонах и конкретных проявлениях природы, что и стало основой классического экспериментального естествознания.
Именно преобладание дифференциального метода стало предпосылкой активного разложения "единой" картины мира, свойственной античному мировоззрению, и формирования метафизического стиля мышления, разрывающего связи вещей, явлений и процессов, не учитывающего в должной мере реальность их изменения и развития. В рамках классического естествознания абсолютизируется механистический взгляд на природу и человека. Закономерности, открытые механикой Ньютона, распространялись на все сферы человеческого бытия.
С одной стороны, метафизический (механистический) стиль мышления создал предпосылки для эффективного развития естественно-научного знания, а с другой стороны, затруднял путь к постижению всеобщих связей вещей, пониманию целостности бытия. Парадокс заключается, однако, в том, что именно в рамках механизма была возрождена античная идея единства мира — этот процесс происходил на основании "механистического монизма".
"Механистический" этап интеграции научного знания — необходимое звено на пути к научно обоснованному пониманию его единства. Преодоление метафизического (механистического) подхода, характерного для естествознания Нового времени, связано как с новыми открытиями в естествознании, так и с динамикой социокультурного развития цивилизации, обусловливающих повышение статуса интегральных тенденций в науке.
Естественно-исторический анализ показывает, что на различных этапах развития классического (экспериментального) естествознания интегративные функции выполнялись научными дисциплинами, входящими в "лидирующую" группу наук. Так, в период становления и развития экспериментального естествознания первым — притом единственным — признанным лидером естествознания была механика. Поэтому интегративные процессы в науке осуществлялись на механистической основе.
К началу XIX в. механика в основном выполнила свои исторические функции интегративного характера. На основе механики стала успешно развиваться вся система классического естествознания: физика (открытие превращения энергии), химия (атомистика Дальтона), биология (открытие клетки, дарвинизм) и др.
Интегративные функции связывались уже не с одной дисциплиной (механика), а с совокупностью интенсивно развивающихся наук физико - химико - биологического цикла. На рубеже XIX-XX вв. в науке происходят радикальные изменения. Именно в этот период, в процессе "новейшей революции в естествознании", лидером естествознания и науки вообще становится физика. С одной стороны, это проявлялось в "физическом редукционизме", когда анализ процессов в природе и в обществе связывался с преимущественным выявлением соответствующих физических закономерностей. С другой стороны, именно развитие физики способствовало прогрессу комплекса наук, базирующихся на представлениях молекулярного и микромолекулярного уровня. В первой половине XX в. усилились интегративные тенденции в науке на физикалистской основе.
Показателен в этом отношении исторический опыт логического позитивизма, пытавшегося выявить пути выхода на уровень "унифицированной" ("интегративной") науки. Предложенная в рамках позитивизма программа построения единой системы научного знания основывалась на абсолютизации логических методов и принципов развития физико-математических дисциплин. Более того, интегративные функции связывались с "универсальными утверждениями" частных наук.
Поиск путей единства научного знания в интерпретации логического позитивизма трансформировался в проблему объединения научных языков. При этом эмпирический язык "индуктивных" (частных) наук представлялся универсальным языком, на базе которого предполагалось создание "объединенной науки". Аналогичные идеи выдвигались относительно развития и гуманитарного знания (позитивистская социология).
Плодотворен опыт русской философской мысли (В. С. Соловьев, О. Н. Лосский, 1870-1965, и др.), стремившейся на пути к "цельному знанию" выявить условия взаимосвязи логических и интуитивных представлений как важнейшего фактора интегративности научного познания. Интегративные идеи активно воспринимались современным естествознанием. Известно мнение на этот счет крупнейших физиков XX в. Наука, считал М. Планк (1858-1947), представляет собой единое целое, так как существует "непрерывная цепь" от физики к химии через биологию и антропологию к социальным наукам. А. Эйнштейн (1879-1955) стремился построить общую теорию физических явлений, создание которой должно было бы привести не только к синтезу физического знания, но и к формированию универсальной и единой научной картины мира.
Во второй половине XX в. потребности науки и социальной практики способствовали все более активной реализации представлений о единстве мира, универсальном характере научных закономерностей. Усиление интегративных тенденций в системе современного научного знания (наряду с его продолжающейся дифференциацией) ведет к дальнейшему междисциплинарному взаимодействию между отдельными науками и их системами.
Один из важных путей взаимодействия наук — это взаимообмен методами и приемами исследования, т. е. применение методов одних наук в других. Особенно плодотворным оказалось применение методов физики и химии к изучению в биологии живого вещества, сущность и специфика которого одними только этими методами, однако, не была «уловлена». Для этого нужны были свои собственные — биологические методы и приемы их исследования.
Следует иметь в виду, что взаимодействие наук и их методов затрудняется неравномерностью развития различных научных областей и дисциплин. Методологический плюрализм — характерная особенность современной науки, благодаря которой создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности, законов качественно различных явлений реальной действительности.
Наиболее быстрого роста и важных открытий сейчас следует ожидать как раз на участках «стыка», взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и приемами исследования. Этот процесс объединения усилий различных наук для решения важных практических задач получает все большее развитие. Это магистральный путь формирования «единой науки будущего».
****