Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnoe_posobie.doc
Скачиваний:
56
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
1.66 Mб
Скачать

Контрольные вопросы

  1. Какие идеи мыслителей прошлого послужили основой формирования современной этносоциологии?

  2. Какие теоретические направления в изучении этнических процессов получили развитие в ХХ в.?

  3. В чем суть философско-исторической концепции этничности Л.Н. Гумилева?

  4. Каковы механизмы национального восприятия в трактовке Г.Д. Гачева?

  5. Охарактеризуйте конструктивистские взгляды Э. Геллнера на нацию и национализм.

Хрестоматийная часть

Проанализируйте сущность конструктивистского подхода в этносоциологии на основе извлечений из монографии В.А. Тишкова «Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии». Чем отличается данный подход от примордиалистских взглядов? В чем его преимущества и недостатки?

Frame4

«Большинство современных специалистов придерживается мнения, что "этничность - это форма социальной организации культурных различий", если следовать одному из наиболее влиятельных теоретиков, норвежскому ученому Фредерику Барту. Им же было еще в конце 60-х годов обращено внимание на то, что центральным моментом в научном анализе данного феномена является этническая граница (ethnic boundary), которая определяет группу, а не сам по себе содержащийся в пределах этих границ культурный материал. Важнейшим аспектом при определении этнической группы, по мнению Барта, является самокатегоризация или категоризация другими. Эти основные положения, знаменовавшие переход к интерактивному подходу в изучении этничности, сохраняют свою значимость, хотя с тех пор их автор внес ряд новых положений, а усилиями многих специалистов изучение этничности за последние два-три десятилетия продвинулось далеко вперед. Сам Барт, спустя 25 лет после выхода книги, суммировал основные положения данного подхода в следующих тезисах, которые мы в целом разделяем.

Этническую идентичность следует рассматривать больше как форму социальной организации, чем выражение определенного культурного комплекса. Процесс рекрутирования в состав группы, определения и сохранения ее границ свидетельствует, что этнические группы и их характеристики являются результатом исторических, экономических и политических обстоятельств и ситуативных воздействий. Причем огромное число современных этнических групп, особенно относящихся к так называемым национальным меньшинствам, возникли не в результате историко-эволюционного процесса, или этногенеза, а благодаря другого рода факторам. Так, например, в США никто из иммигрантов не представлял собой этническую группу к моменту переселения. Как бы это ни звучало парадоксально по отношению к принятой версии формирования американской нации и государства, но этнические группы (или меньшинства) появились в США в результате того, что я называю локальной этнизацией. Немцы к моменту переселения в Северную Америку говорили на 8 языках, плохо ассимилировались, жили разбросанно и плохо учили английский. То же самое можно было сказать о первой волне итальянских мигрантов и других европейских мигрантах до момента, когда в странах исхода произошла так называемая национальная консолидация.

Если присмотреться внимательнее к американской истории, то ее содержание не укладывается в простенькую схему доктрины плавильного котла и последовавшей за ней политикой культурной мозаики. Этнические традиции частной жизни среди разных групп населения формировались вместе с интеграционистой тенденцией. Фактически для всех культурно-отличительных групп невозможно четко определить этапы аккультурации и ассимиляции. Крупные политические и другие события (войны, экономические кризисы и прочие исторические потрясения) создавали новые групповые границы или стирали старые. В целом появление этнических групп из иммигрантской массы происходило именно во втором-третьем поколениях при одновременном формировании общих ценностей, т.е. вместе с процессом конструирования американской идентичности.

Здесь важно видеть и понимать, что политическая ассимиляция (или интеграция) почти всегда идет впереди этнокультурной ассимиляции и далеко не всегда неотвратимо вызывает последнюю. Этничность обладает собственной динамикой и собственным расчетом. Чем быстрее идет экономическое развитие общества и чем ощутимее личностно-груповой материальный успех, тем быстрее ассимиляция, но только до определенного момента, когда состоятельность и утвердившийся статус в основном обществе снова могут потянуть к поиску корней. Однако эта закономерность не распространяется на расовые категории, которые носят гораздо более жесткий характер, причем настолько трудно преодолимый, что фенотипические различия были и остаются основой культурной дифференциации в гораздо большей степени, чем, например, различия языковые.

Будучи вопросом сознания (идентификации), членство в этнической группе зависит от предписания и самопредписания. Только после того как индивиды разделяют общие представления о том, что есть этническая группа, или же они заключены в рамки этих представлений внешними обстоятельствами, они действуют на основе этих представлений, а этничность обретает организационные и институциональные различия.

Только те культурные характеристики имеют первичную значимость, которые используются для маркировки различий и групповых границ, а не представления специалистов о том, что более характерно или "традиционно" для той или иной культурной общности. Конструируемые в этом контексте культурные стандарты используются для оценки и суждений на предмет этнической принадлежности.

Наконец, ключевую роль в конструировании этничности играет политика этнического предпринимательства, т.е. мобилизация членов этнической группы на коллективные действия со стороны лидеров. Данные положения сильно отличаются от длительно господствовавших представлений о природе феномена этничности и от влиятельной этнической риторики в сфере политики. Это было одно из первых применений в социально-культурной антропологии так называемого конструктивистского подхода».

«Трудности с восприятием конструктивистского подхода заключаются в том, что он… наталкивается на глубоко укоренившуюся в науке структуралистскую формулу анализа этничности "мы и другие", которая предполагает существование глубоких культурных оппозиций для осуществления акта этнического самосознания и групповой консолидации».

См. : Тишков В.А. Реквием по этносу : исследования по социально-культурной антропологии / В.А. Тишков. - М. : Наука, 2003. – С.105-107.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]