Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnoe_posobie.doc
Скачиваний:
56
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
1.66 Mб
Скачать

Этническая стратификация и мобильность

Основные понятия: этноструктура общества, этническая стратификация, миграция, сальдо миграции, эмиграция, иммиграция, вынужденная миграция, нелегальная миграция, трафик женщин и детей.

С начала 2000-х гг. в г. Воронеже стали появляться объявления: «Русская семья снимет квартиру…», как симптом видоизменения роли этничности в обыденной жизни людей.

Этничность как показатель социального статуса может и не иметь самостоятельного значения. Однако в период системных общественных трансформаций ее роль актуализируется63. Этническая стратификация выступает как одна из сторон социальной стратификации – универсального общественного неравенства. Данный вид стратификации означает, что

- этнические общности живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления;

- существует дифференциация населения в иерархически оформленные этнические группы.

Этническая стратификация проявляется в виде принадлежности к титульному народу в постсоветских государствах (более высокий статус) или к национальным меньшинствам (более низкий статус). По данным социологических исследований 1990-2000-х гг. в важнейших жизненных позициях (получить хорошо оплачиваемую работу, открыть свое дело, занять высокий пост в органах власти) в республиках имеют возможность чаще лица национальностей, дающих название республике. В то же время в областях с доминированием русского населения больше возможностей имеют русские64. В Краснодарском крае проживают турки-месхетинцы, в которых власти не желают видеть полноправное население, отказывая им в социальных правах65. Симптоматично в связи с этим, что перепись российского населения 2002 г. зафиксировала лишь 3,3 тыс. турок-месхетинцев, хотя в одном этом регионе их в несколько раз больше.

Именно сфера политики выделяется тем, что и русские в республиках, и титульные национальности в Федерации ощущают свое неравенство. Новая этническая стратификация воспринимается болезненно в тех случаях, когда на более низкие ступени иерархии по этническому признаку попадает не численное, а номинальное «этническое меньшинство» (Латвия и Эстония).

В современных полиэтнических обществах этноструктура зачастую не проявляется отчетливо. Однако исследования обнаруживают институциализированную дискриминацию. Например, банки США чаще отклоняют заявления о закладных на дом от представителей меньшинств, чем от белых людей, даже когда доход и ситуация в районе жительства считаются устойчивыми66.

Американскими учеными Дж. Доллардом и Д. Хоровитцем были сформулированы индикаторы – признаки этнической субординации67.

Во-первых, в подчиненной этнической группе не существует признанный в обществе высший класс. В Османской империи угнетенные народы имели своих богачей, старост, даже депутатов парламента, но даже рядовой аскер мог без наказания оскорблять, грабить и даже убивать «гяуров». В СССР рядовой сотрудник ЦК КПСС воспринимался в союзных республиках как представитель властвующей элиты.

Во-вторых, отсутствует автономия в выборе своих лидеров. На территории Воронежской области сформировались крупные армянские, азербайджанские, чеченские, турко-месхетинские и др. национальные общины. Однако их лидеры представлены лишь в Общественной палате, практически не имеют шансов политической мобильности.

Характеризуя современную ситуацию с социальной стратификацией в России, исследователи выделяют три типа динамики взаимодействия титульных этносов и русских в республиках68.

1. Сходная динамика, когда этнические группы развиваются вместе и вровень (Татарстан, Адыгея, Горный Алтай, Хакасия, Карачаево-Черкесия).

2. Опережающее развитие, когда группа, дающая название республике, значительно опережает русских в темпах и численности доли высококвалифицированного труда (Саха, Бурятия).

3. Догоняющее развитие, когда титульный этнос отстает от русских. Это характерно для Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карелии, Мордовии, Тувы, Удмуртии, Чувашии.

При анализе социальной мобильности особый интерес социологов вызывают миграционные процессы. Миграция – тип социальной мобильности, территориальное перемещение людей, в ряде случаев завершающееся сменой постоянного места жительства. Измерительным инструментом в статистике служит показатель сальдо миграции - разность между числом прибывших на какую-либо территорию и числом выбывших из нее за определенный период времени. Эмиграцией называют выезд жителей из одной страны в другую, иммиграцией – въезд в страну иностранцев с целью постоянного или длительного в ней проживания. Как считает А.В. Дмитриев, эмиграция, как правило, не является конфликтогенным явлением, в то время, как иммиграция сталкивает интересы местных жителей и мигрантов69.

Эксперты ООН для анализа миграционных движений выделяют пять категорий мигрантов.

  1. Иностранцы, допущенные в страну въезда для получения образования и обучения.

  2. Мигранты, выезжающие на работу.

  3. Мигранты, въезжающие по линии объединения семей и создания новых семей.

  4. Мигранты, въезжающие на постоянное поселение.

  5. Иностранцы, допущенные в страну въезда из гуманитарных соображений (беженцы, ищущие убежище).

Миграция способствует социальным изменениям в мире70. Во-первых, более половины мигрантов концентрируются в определенных странах – США, Индии, Пакистане, Франции, Германии, Канаде, Саудовской Аравии, Великобритании, Иране. Во-вторых, миграция влияет на тип общества, которому приходится выбирать пути регулирования этнического разнообразия через ассимиляцию, мультикультурализм или дифференциальное исключение. В-третьих, возникают межэтнические общины – особые социальные группы, чья идентичность не определяется какими-либо конкретными территориальными образованиями. В-четвертых, рост миграции привел к необходимости пересмотреть понимание гражданства, осуществить переход к модели – от гражданства через «происхождение», к гражданству через «рождение на территории», к гражданству «на основе места жительства».

Влияние миграции на социально-экономическое развитие страны может быть различным – положительным и отрицательным. К положительному влиянию относится мобильность трудовых ресурсов, решение социально-демографических проблем. Так, в Великобритании треть врачей имеют иностранное происхождение71. По оценкам экспертов, России, чтобы не свалится в демографическую пропасть, желательно переселять ежегодно 400-500 тыс.72. По свидетельству директора Федеральной миграционной службы, в конце 2009 г. в стране находилось около 5 млн. иностранных граждан, но количество законно работающих - незначительное73.

Вместе с тем миграция может создать социальную напряженность в стране или в отдельном регионе, может привести к росту безработицы, обострению жилищной проблемы. Она может способствовать проникновению наркотиков, торговле оружием, росту преступности.

Миграция выступает серьезным фактором социальных процессов в Воронежском регионе, хотя и имеет место уменьшение миграционного сальдо в 2000-е гг.74. Так, на Парламентских слушаниях «О демографической ситуации в Воронежской области»75 в 2006 г. констатировалось, что на территории области представлено большинство этнических групп из состава титульных наций Закавказского, Северокавказского и Среднеазиатского регионов бывшего СССР. Из их числа сформированы армянские, азербайджанские, дагестанские, чеченские, турко-месхетинские, таджикские и др. национальные общины разной численности. На долю мигрантов приходится около 5% численности населения области (118 тыс. чел.) Ситуация, когда в малочисленном сельском районе размещается значительная группа людей, имеющая существенные отличия в укладе жизни и вероисповедании, может стать причиной возникновения напряженности. Создание не лучших условий для переселенцев в области не способствует их закреплению в регионе. Воронеж нередко используют в качестве перевалочного пункта, когда мигранты из Вьетнама, Китая, Афганистана, некоторых стран Африки едут через него на Украину, чтобы затем попасть в страны Западной и Северной Европы. Молдаване и украинцы едут на заработки в Москву через Воронеж. Это создает угрозы нарушения паспортного режима, инфицирования населения тяжелыми болезнями, неуплаты налогов и контрабанды наркотиков.

В миграции населения мира наметились следующие тенденции76.

  1. Увеличение объемов и расширение географии миграции. Численность международных мигрантов, то есть людей, живущих вне стран своего происхождения, возросла с 75 млн. в 1965 г. до 150 млн. в 2000 г. Прогнозируют дальнейшее увеличение этой численности в два раза к 2030 г. В миграционный оборот втянуты 218 стран мирового сообщества.

  2. Появление новых типов мигрантов, усложнение их социокультурных характеристик, что связано с глобализацией рынков и быстрым ростом числа трудовых мигрантов. Это высококвалифицированные и бизнес-мигранты, низкоквалифицированные кадры и нелегальная миграция. Наибольшую обеспокоенность вызывает последнее явление.

  3. Расширение вынужденной миграции. Около 50 млн. людей в мире могут считаться жертвами вынужденного перемещения.

  4. Феминизация миграции. 47,5% мигрантов – женщины. С этим связана тенденция, получившая название «Трафик женщин и детей» - развитие работорговли. Россия вместе с Белоруссией, Арменией, Таджикистаном, Киргизией и еще 14 странами вошла в группу самых злостных нарушителей отмены работорговли в мире.

Кроме того, сформировались так называемые миграционные сети77, которые направляют мигрантов в определенные страны, в отдельные отрасли экономики и на конкретные предприятия. Такими являются, например, азербайджанские мелкие торговцы в Москве, украинские строители во многих городах европейской части России, китайские «челноки» на Дальнем Востоке. Практические во всех «принимающих» странах мира, как развитых, так и развивающихся, есть диаспоры китайцев, корейцев, вьетнамцев.

Frame9

Рассмотренные процессы этноструктурирования и передвижений являются ключевыми проблемами для этносоциологии. Их анализ позволяет вскрыть основы межэтнических отношений и выявить перспективы их развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]