Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnoe_posobie.doc
Скачиваний:
56
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
1.66 Mб
Скачать

Этнический конфликт: природа, типология, проблемы регулирования

Основные понятия: этнический конфликт, культурно-языковой конфликт, статусный конфликт, сецессионный конфликт, латентный конфликт, методы регулирования этноконфликта.

Трудности в разрешении этнических конфликтов в значительной степени связаны с символическим характером этнической идентификации. В каком порядке написаны английские и французские дорожные указатели в Квебеке (франкоязычная провинция Канады), должен ли город в Северной Ирландии называться Дерри или Лондондерри – все эти вопросы, малосущественные для стороннего наблюдателя. Однако оппоненты в этническом конфликте сражаются за эти символы как за реальное влияние112.

Этнический конфликт – процесс взаимодействия этносов, в основе которого лежит столкновение несовместимых (или воспринимаемых таковыми) интересов, целей и ценностей. Межэтнические конфликты в «чистом виде» - явление редкое. Обычно, возникнув на экономической, социально-политической или иной неэтнической основе, конфликт приобретает на последующих стадиях этнический характер. По данным К. Гантцеля113 не менее 14 конфликтов трактуются как этнические, среди них израильско-палестинский (1968), этноконфессиональный конфликт в Ливане (1975), курдская проблема в Ираке (1976) и Турции (1984), кашмирская проблема в Индии (1990) и др. Ни один из них не разрешился и нашел продолжение и в начале ХХI в. Территория бывшего СССР также является этноконфликтогенным полем, поскольку в многонациональном государстве любой вопрос – экономики, политики, культуры – неизменно приобретает и этническую окраску.

Этнический конфликт является частной формой конфликта социального со своими особенностями114.

Во-первых, он имеет существенную политическую составляющую, может скрывать политическую борьбу или иметь статусную природу, когда предметом выступает политический статус этнической группы.

Во-вторых, чаще всего это не конфликты интересов, а конфликты идентичностей. Первые разрешимы, так как интересы можно разделить. Во втором случае говорят об «урегулировании» - переводе в латентную фазу, которая может отличаться неустойчивостью.

В-третьих, этнический конфликт отличается высокой степенью иррациональности, выражающейся в большом потенциале агрессивности. Этнические конфликты стали символами деструкции. Однако, как отмечает В.А. Авксентьев115, конструктивность таких конфликтов выражается в том, что они эмпирически демонстрируют исчерпанность сложившихся отношений между этническими группами, неадекватность проводимой национальной политики.

В 2007-2008 гг. в Кении борьба за власть переросла в этническое противостояние116. Сжигались заживо женщины и дети, трупы подвергались надругательству, полиция стреляла без предупреждения, количество беженцев составило несколько сотен тыс. человек. Стоит выделить не только политический, но и социально-экономический фактор конфликта: с 1963 по 2007 г. население увеличилось с 8 до 37 млн., однако такой мощный рост не обеспечивался изменением инфраструктуры и ресурсов.

Этнические чувства составляют ядро рассматриваемых конфликтов. Они обостряются, если происходит внутренняя борьба за лидерство, как в упомянутой ситуации в Кении. Здесь столкнулись сторонники действующего президента (этническая группа кукуйю) и его оппонента (этническая группа луо). Кроме этого, конфликтогенность усиливается из-за быстрых перемен в социально-экономическом положении одних этнических групп по отношению к другим. Так, экономические блага в Кении доставались практически одному этносу – кукуйо, вождь которых с начала ХХI в. стал во главе государства.

Для понимания конкретно конфликта необходимо учитывать его особенности с тем, чтобы найти адекватные способы его разрешения. Помочь в этом может типология конфликтов. Однако проблема типологизации сложных разнородных процессов методологически трудноразрешима. Российский ученый А.В. Дмитриев полагает, что надо отказаться от поиска единой типологии как полного и однозначного отображения любого конфликта и признать множественность типологий117. Конфликтолог А.В. Глухова анализирует различные типологии в фундаментальном издании «Политическая энциклопедия» и в научной монографии118.

Основоположник конфликтологии Л. Козер выделял следующие типы конфликтов на основе стратегии поведения конфликтующих сторон:

  • рациональные/реалистические конфликты (когда поведение участников диктуется рассчитанными ходами с учетом шансов на выигрыш);

  • иррациональные/нереалистические конфликты («слепые», когда инерция самоэскалации конфликта приводит к потере его первоначальной цели, а на передний план выходит доминирование над противником)119.

Этнические конфликты можно типологизировать по разным основаниям.

Чаще всего в качестве критерия используют характер требований. Если конфликты расположить по нарастающей сложности урегулирования, типология будет выглядеть следующим образом.

  1. В социально-экономических конфликтах выдвигаются требования выравнивания уровня жизни между отдельными этническими группами («богатыми» и «бедными»), распоряжения природными ресурсами. Так, Президент республики Саха подписал Федеративный договор с Россией только после того, как получил от Б. Ельцина согласие на то, что доход от 20% добываемых алмазов будет оставаться в регионе120.

  2. Культурно-языковые конфликты связаны со стремлением сохранить или возродить полноценное функционирование языка и традиционной культуры. С постановки и обсуждения проблемы национального языка зачастую начинается динамика требований в этническом конфликте121.

  3. Статусные конфликты сопровождаются выдвижением требований по расширению административно-управленческих полномочий. С конца 1980-х гг. до принятия Конституции РФ (1993) почти все регионы боролись за повышение статуса: автономные области стремились превратиться в республики, республики декларировали свой суверенитет.

  4. Территориальные конфликты предполагают существенную «перекройку» внутри этнополитического пространства. А.Г. Здравомыслов приводит яркий пример такого рода – Осетино-Ингушский конфликт, вылившийся в семидневную войну в 1992 г.122. Его истоки уходили в сталинские депортации, в ходе которых район, традиционно заселявшийся ингушским населением, был передан Северной Осетии.

  5. Сецессионные конфликты связаны с выдвижением требования по созданию собственной независимой государственности или воссоединения с соседним («материнским» или «родственным») государством. Наиболее наглядно конфликтогенность такого рода проявилась в Чеченском кризисе 1990-х гг. Этнополитический конфликт в Чечне имеет истоки в событиях XVIII в. (Кючук-айнарджийский мир, исламизация Северного Кавказа, борьба империй). Социально-историческая память актуализируется ошибками в формировании и проведении современной этнополитики на Юге России, непрофессиональным управлением в сфере межэтнических отношений, национально-государственного строительства, переоценкой принципа национального самоопределения, падением качества управленческой и политической элиты123.

По уровням развертывания различаются:

  • личностные конфликты (бытовой уровень);

  • институциональные конфликты (отдельно взятая сфера жизни общества, например, избирательная система);

  • социэтальные конфликты (вся система общественных отношений, государственная политика).

По формам проявления этнические конфликты подразделяются на латентные (скрытые) и актуализированные. По характеру действий сторон – на ненасильственные и насильственные.

Многообразные типологии дают возможность разобраться в сущностных составляющих конкретного противостояния и подобрать ключи к его урегулированию.

В 1990-е гг. этническая конфликтогенность в мире резко усилилась. Это связано, по мнению В.А. Авксентьева124, со следующими причинами:

  • побочным эффектом окончания «холодной войны»;

  • распадом прежней системы глобальной конфликтности в общественных системах, когда региональная или даже локальная конфликтность становится доминирующей;

  • распадом общественных связей и доминирующих структур в бывших социалистических странах, что привело к социальной аномии – отсутствию структур и общественных норм жизни в трансформирующихся обществах. Этничность стала функциональным инструментом преодоления аномии;

  • отсутствием новых объединительных идеологических ориентиров. Альтернативой либерализму стал национализм;

  • борьбой за новое мироустройство.

Югославская ситуация является примером крайней, но постепенной эрозии национального государства. Этнической напряженности нет в Исландии и Дании, а также в Японии.

Российские социологи сделали интегральную оценку конфликтности на постсоветском пространстве на основе изучения большого массива данных и анализа закономерностей развития и ослабления конфликтов (2001 г.)125. Этнополитическая ситуация в государствах бывшего СССР по уровню конфликтности характеризуется напряженностью в следующих областях:

  • контакты и стереотипы (15,2%);

  • демография и миграция (14,9%);

  • внешние условия (13,2%);

  • культура, образование, информация (11,1%);

  • экономика и социальная сфера (9,7%).

Этноконфликтным регионом является Северный Кавказ. Чтобы выявить тенденции эволюции конфликтного процесса на Юге России, в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям» в 2006 г. был проведен экспертный опрос126. В ходе реализации проекта были выявлены главные конфликтогенные факторы, см., табл. 2.

Таблица 2

Иерархия основных конфликтогенных факторов на Юге России

в 1990-е гг. и в первое десятилетие ХХI в.

Конфликтогенные факторы в 1990-е гг.

Среднее место в рейтинге

Конфликтогенные факторы в 2001-2006 гг.

Среднее место в рейтинге

Нацстроительство в регионе в 1920-1930е гг.

1,75

Особенности экономики

1,31

Депортации периода Великой Отечественной войны

2,00

Политика центральных органов власти

2,7

Политика центральных органов власти

2,00

Национально-территориальное устройство Юга России

2,13

С середины первого десятилетия XXI в. начался новый передел собственности на Северном Кавказе, затрагивающий интересы новых и старых этнополитических элит и чреватый осложнениями межклановых отношений. В регион пришел московский капитал, играющий стабилизирующую роль, но в тех пределах, в которых он не конкурирует с капиталом региональных этнополитических элит. Однако капитал концентрируется в Азово-Черноморском регионе, вырывающемся вперёд в развитии, при этом остальная часть Юга России испытывает дефицит капиталовложений.

Урегулирование этнических конфликтов – очень сложный процесс. Своеобразие технологий заключается в том, что такого рода конфликты зачастую можно только тормозить, предотвращать их насильственный характер. Одним из методов ослабления является дезинтеграция сил, участвующих в конфликте, с помощью системы мер, изолирующих наиболее радикальные группы, и поддержки сил, склонных к компромиссам и переговорам.

Существуют три универсальных метода регулирования конфликтов:

  1. Односторонний. Односторонние шаги предполагают реализацию выигрыша одной из сторон, капитулирование перед противником, игнорирование конфликтной ситуации, обращение в правовые инстанции.

  2. Компромиссный метод предполагает уступки с обеих сторон в решении проблемы. Часто это бывает ситуативным временным соглашением.

  3. Интеграционный метод сопряжен с выработкой нового взаимоприемлемого решения, которое каждая из сторон считает своим.

Ясно, что в первых двух случаях этнический конфликт является не до конца урегулированным и возможна новая вспышка конфликтности. Последний вариант – это политическое урегулирование, предполагающее проведение прямых переговоров или переговоров с помощью посредников, а также закрепление их результатов в форме обязывающих договоренностей.

К

Имена

Виктор Анатольевич Авксентьев (р. 1958 г.) – российский конфликтолог, доктор философских наук, заведующий отделом социально-политических проблем Кавказа Южного научного центра РАН (г. Ставрополь), вице–президент международной ассоциации конфликтологов. Разработчик этносоциальных исследований.

См. :

Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. - Ставрополь, 2001. - 267 с.

Авксентьев В.А. Принципы организации и проведения регионального этноконфликтологического мониторинга // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. - Вып. 20 : Региональные конфликты. – М. : Изд-во СГУ, 2003. - С.341-354.

Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В. "Конфликт цивилизаций" в региональном преломлении: Кавказ и Балканы // Политические исследования. - 2007. - № 4. - С. 146-157.

Авксентьев В.А. Российские регионы в зеркале конфликтологической экспертизы // Вестник Российской Академии наук - 2009. - №5. - С. 397-402.

Авксентьев В.А. "Парадигмальные конфликты" и конфликты идентичностей в контексте анализа проблем региональной безопасности // Этнические проблемы современности – Ставрополь : Изд-во СГУ, 2009. -Вып. 14. - С.8-17.

онтрольные вопросы

  1. Что собой представляет этноконфликт как тип социального? Каковы его особенности?

  2. В чем заключаются причины усиления этнической конфликтогенности в современном мире?

  3. Проанализируйте типологии этноконфликтов, предложив собственные примеры.

  4. В чем состоит своеобразие механизмов регулирования этнонациональных конфликтов?

  5. С чем связаны особые трудности разрешения конфликтов между этническими группами?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]