Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
A._E._Zhukov_Istoriya_Yaponii_t._1_.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
4.37 Mб
Скачать

Глава 2. Движения социального протеста

415

разрушить не только социальную и политическую систему Японии, но и подлинный характер японской нации, который они выражали термином «кокутай», что было тождественно слову «син-коку» — страна богов. Б отстаиваемой ими идее японской государственности соединялись император как первосвященник синто и харизматический лидер, и народ, как потомок богини Аматэ-расу. Их взгляды легли в основу концепции кокутай. С этим понятием и связывалась необходимость возвращения императору всей полноты власти (не только духовной, но и светской), которую он утратил в период сёгунатов. Само слово «кокутай» (можно перевести как «государственный организм») обозначало специфическая японскую государственную общность, объединяющую императора, народ и собственно Японские острова в органическое целое. Формированию такого миропониманию способствовали национальная гомогенность японцев, период самоизоляции и островное положение, рождавшее ощущение замкнутости географического пространства.

На этом этапе основными теоретиками школы Мито были Айдзава Сэйсисай и Фудзита Фькп. Они сыграли большую роль в формировании идеологии движения за «изгнание варваров» (дзеи), т. е. противодействие открытию страны, распространению европейских знаний, проникновению иностранцев, защиту всего национального. Эту идею на определенном этапе поддерживало и правительство сегуна.

Идеологические установки школы Мито по существу были первым в истории Японии политическим обоснованием национальной идеи. Произошло соединение идеи почитания императора с концепцией «изгнания варваров». Правда, в то время концепция «сонно дзеи» не имела ярко выраженной антисёгунской направленности. Ее авторы полагали, что, можно соблюдать лояльность как по отношению к императорскому двору, так и к сегуну. Однако после насильственного открытия страны, и, особенно,_ после заключения неравноправных торговых договоров, сонно дзёи стал лозунгом борьбы против бакуфу.

В условиях существования двух структур власти (номинальной — императора и реальной — сегуна) школа Мито соединила идею почитания императора с политикой. Политическая концепция ее включала четыре направления: изменение внутренней политики, упорядочение управления армией, повышение благосостояние страны, установление приоритета национальной безопасности, другими словами, создание богатого государства и сильной

415

Часть 4. Закат эпохи Токугава

армии (фукоку кехэй). Формула фукоку кехэй легла в основу политической программы нарождавшегося национализма. Школа нацио- Антисёгунскую идеологическую направлен-нальной науки ность имела и школа национальной науки (кокугакуха). Ее представители на первых порах не разрабатывали философские проблемы, а изучали комментировали древние японские литературные памятники. Пр этом они стремились постичь первоначальную суть этих класс ческих текстов на основе их лингвистического и филологическог анализа.

Родоначальником школы национальной науки был Кэйтю. Настоящая его фамилия была Симокава, а Кэйтю — его посмертное буддийское имя. Кэйтіб уже в возрасте 12 лет принял монашеский сан. Кроме буддизма он изучал классическую японскую литературу и древнеяпонский язык. По совету Токугава Мицукуни Кэйтю начал изучение «Манъесю», и прокомментировал весь памятник. Его труд, состоящий из 33 тома, считается одним из самых авторитетных и широко используется современными исследователями «Манъесю».

Философия школы кокугакуха заявила о себе в первой половине XVIII в. Она была разработана в трудах Када-но Адзумамаро, Камо-но Мабути, Мотоори Норинага и Хирата Ацутанэ. Первый, в частности, разрабатывал методику филологических исследований, а его ученик Камо-но Мабути применил ее для изучения «Макъёсід». Это был подготовительный этап формирования кокугакуха, этап «филологической философии», которая стала началом перехода от критики текста и его филологического комментирования к историческому, а потом и к философскому осмыслению памятников.

Школа кокугакуха опиралась не только на синто как религиозное учение, связанное с «эрой богов», но и на историю, литературу страны, историю императорской династии и государственного устройства. При этом синто признавался квинтэссенцией национальной традиции, основой мировосприятия японцев. Но все это пока не выходило за рамки конфуцианской идеологии, ибо существовал синто-конфуцианский синкретизм, одним из творцов которого был Хаяси Радзан, постаравшийся подвести под синтоизм конфуцианскую базу. Так что тогда эта идеология еще не стала самостоятельным философским учением, отринувшим конфуцианство и буддизм, как иностранные наслоения и влияния.

Постепенно сторонники кокугакуха пришли к выводу, что древние тексты сообщают наивысшую истину и содержат в себе

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]