Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IZL (1).doc
Скачиваний:
83
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
1.06 Mб
Скачать

22. «Отелло» у. Шекспира-драма ревности или чести?

В «Отелло» показан конфликт между личностью и окру­жающим обществом, но в замаскированной форме. В I акте проходит, как бы в ракурсе, тема «Ромео и Джульетты»: любовь, борющаяся с противодействием окружающих, находящихся во вла­сти старых, средневековых понятий. Но здесь любовь сразу оказы­вается победоносной, и победа ее тем блистательнее, что она одер­жана над одним из самых цепких предрассудков — расовым. Брабанцио не верит, чтобы его дочь могла полюбить «черномазо­го» без помощи колдовства. В сцене суда Отелло объясняет, как возникла эта любовь. Она зародилась из рассказов Отелло о его подвигах и испытаниях, которым он подвергался, служа в войсках венецианской республики: «Она полюбила меня за опасности, ко­торые я перенес, а я ее — за сострадание к ним». Их соединил не расчет, не воля родителей, даже не стихийный порыв друг к другу (как Ромео и Джульетту), а глубокое взаимное понимание, внутрен­нее сближение, т. е. самая высокая форма человеческой любви. Эта любовь гибнет от столкновения с миром честолюбия и корысти, воплощенным в Яго. Отелло и Дездемона не находят поддержки в окружающих, которые морально неравноценны им: таковы, безупречно честный, но слабый Кассио, ничтожный Родриго, жена Яго, Эмилия, до наступления катастрофы угодливая и лег­комысленная.

Катастрофа, которая происходит, обусловлена в рав­ной степени действиями Яго и характером Отелло. По его собственному признанию (в конце пьесы, перед тем как он закалы­вается), Отелло «к ревности не склонен был, но, вспыхнув, шел до предела». Он долгое время отвергал внушения Яго, сохраняя само­обладание и всю ясность ума, пока не был вынужден сдаться на не­опровержимые с виду доводы, которые тот представил.

Характер «ревности» Отелло согласуется с характером его люб­ви. Это не уязвленное дворянское чувство чести, а также и не бур­жуазное чувство мужа-собственника, на право которого посягают; это чувство величайшего оскорбления, наносимого абсолютной правдивости и взаимному доверию, соединившим Отелло и Дезде­мону. Отелло не в силах перенести то, что он считает «лживостью» Дездемоны, которую он рассматривает не только как обиду себе, но и как объективное зло: поэтому он убивает ее как судья, как мститель за человеческую правду.

Величайшее страдание Отелло — не муки ревности, а утрата им веры в честность Дездемоны и в возможность честности на земле вообще. Но после того, как обман Яго раскрылся, к Отелло возвращается эта вера, и он уходит из жизни, утратившей для него всякую цену после смерти Дездемоны, просветленным и успо­коенным.

Очень значителен в трагедии образ Яго. Это — типичный пред­ставитель первоначального капиталистического накопления, хищный и циничный. Его «мировоззрение» сводится к двум правилам. Первое — «насыпь денег в кошелек» (фраза, неоднократно по­вторяемая им Родриго). Второе — то, что можно всему придать любой вид и что ценность вещей зависит от точки зрения. Это предельное выражение морального релятивизма и нигилизма, — то­го, что в философском плане (а Яго — тоже своего рода «философ») в Англии того времени называлось «макиавеллизмом». Диаме­тральная противоположность Яго — Отелло, который верит в до­бро и правду, полон душевной щедрости и доверчивости. Хотя Отелло и падает жертвой своей доверчивости, морально все же он оказывается в пьесе победителем.

Преимущество шекспировской почвы трагического, в том, что он, в отличие от писателей более зрелого буржуазного общества, еще в состоянии показать, как из полноты наивного человеческого сознания вырастает та или иная страсть в определенных условиях, и при этом как нормальная человеческая страсть. Ренессансный образ Отелло поэтому, в отличие от ревнивцев испанского театра (типа дон Гутьеро из "Врача своей чести"), говорит гораздо непосредственнее чувству каждого человека - и ревнивцу и тому, кто никогда не знал ревности. Потенциальная энергия нормальной естественной человеческой натуры в "Отелло" становится кинетической энергией аффекта.

Шекспир же начинает с универсальной и синкретической (для драмы еще слишком аморфной и невыразительной) эпической характеристики. Основой ее всесторонности является непосредственная связь с народным коллективом, который создает в эпическом герое идеал человека. Известная даже "бесстрастность" (отсутствие аффекта) показывает его гармонию с миром и человеческой средой.

Стало поэтому обычным утверждение, что Отелло не ревнив, не подозрителен, а скорее доверчив.

Таким образом, в пресловутом вопросе - является ли "Отелло" трагедией ревности - правильны и недостаточны обе точки зрения. Трагедия Шекспира - одновременно идейно-историческая картина и захватывающее психологическое развитие страсти в ее первоначальной свежести. "Отелло" - это не драма ревнивца, но трагедия о человеке, который стал ревновать.

Мотив ревности Отелло: у Шекспира она продиктована не уязвленным чувством чести или оскорбленной гордостью мужа-собственника, а является исполнением реального долга героя, стремящегося уничтожить зло в мире. Отелло – не мелодраматический злодей, убивающий из ревности; при таких условиях поэт не мог бы заинтересовать нас его судьбой и еще менее – вызвать в нас впечатление трогательное и возвышенно трагическое. Драма здесь утрачивает узко личный, любовный смысл и поднимается до высшего трагического мотива – до столкновения личности со средой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]