Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом П3.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
468.99 Кб
Скачать
  1. Заключение, изменение, расторжение договора энергоснабжения. Ответственность сторон

3.1. Заключение и продление договора энергоснабжения

Охарактеризуем основные нормы о гражданско-правовом договоре и способах его заключения, анализируя при этом нормы § 6 ГК РФ.

Во-первых, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ).

Во-вторых, для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух (или более) сторон (п. 3 ст. 154 ГК РФ). В действующем ГК РФ значение волеизъявления усилено1.

Поскольку договор энергоснабжения относится к числу публичных договоров, то порядок его заключения имеет некоторые особенности. Это означает, что закон предусматривает обязанность снабжающей организации заключить договор с обратившимся к ней юридическим либо физическим лицом.

В силу пункта 3 статьи 426 ГК РФ не допускается отказ энергоснабжающей организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю энергию.

В-третьих, в соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В противном случае договор не заключен. Существенными являются условия: а) о предмете договора; б) названные существенными или необходимыми для конкретного вида договора в законе или иных правовых актах; в) те, относительно которых одной из сторон прямо заявлено о необходимости достижения соглашения - под угрозой отказа от заключения договора.

Первым существенным условием договора является предмет договора, который включает в себя два рода объектов: действия сторон по подаче энергии через присоединенную сеть на энергопринимающее устройство абонента, принятию энергии и ее оплате, а также собственно энергию как специфический товар, суть которого составляет свойство энергии производить определенную работу.

Рассматривая вторую группу существенных условий, будем исходить из признания равной значимости условий, прямо поименованных существенными для договора энергоснабжения в законе и иных нормативных актах, и условий, являющихся согласно тем же источникам необходимыми для договора данного вида (хотя Л. Андреева, ссылаясь на мнение разработчиков ГК РФ, признает такой подход некорректным1).

Нормами ГК РФ о договоре купли-продажи и о договоре энергоснабжения установлены следующие существенные условия последнего: количество подаваемой энергии; режим ее подачи и потребления; качество энергии; обязанности сторон по содержанию, эксплуатации и обеспечению безопасности энергообъектов и приборов, находящихся в их ведении; порядок расчетов за энергию при отсутствии его нормативного регулирования. Исходя из норм законодательства, существенными также являются условия о тарифах. Правилами лимитирования и потребления электрической и тепловой энергии2 к существенным условиям отнесена разбивка по месяцам годового лимита потребления энергии для организаций, оплачивающих энергию по льготному тарифу. Кроме того, ведомственным актом прямо названы существенными такие условия договора теплоснабжения: условия ограничения отпуска энергии и теплоносителя; осуществление учета полученных энергии и теплоносителя; сроки и условия оплаты; виды ответственности за ненадлежащее исполнение договора сторонами3.

Таким образом, можно перечислить не менее десяти существенных условий договора энергоснабжения помимо его предмета.

Согласно ст. 422 ГК РФ договор энергоснабжения должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Таким образом, соответствие договора энергоснабжения нормам ГК РФ, федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, а также правилам, принятым в соответствии со ст. 539 ГК РФ, является обязательным, и все споры, возникающие при заключении договора энергоснабжения, чаще всего сводятся к приведению условий договора, содержащихся в оферте энергоснабжающей организации, в соответствие с законом.

А.В. Серков отмечает, что наибольшее число жалоб абонентов вызывают следующие условия договора, предложенные энергоснабжающая организация: несоответствие количества энергии преддоговорной заявке абонента; присвоение энергоснабжающей организацией прав на одностороннее ограничение или прекращение подачи энергии без законных оснований; отказ от соблюдения требований к качеству энергии и контроля за ее качеством; установление неприемлемого для абонента порядка оплаты энергии и т.п.1

Для исключения ошибок при обращении в суд за разрешением преддоговорного спора по договору энергоснабжения необходимо учитывать нормы закона, которые регулируют порядок заключения договора этого вида.

При необоснованном отклонении энергоснабжающей организации от заключения договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ, т.е. договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Кроме того, абонент вправе потребовать взыскание убытков, вызванных уклонением от заключения договора.

Энергоснабжающие организации вправе отказаться от заключения договора лишь в двух случаях: отсутствие у покупателя технических предпосылок, предусмотренных п.2 ст.539 ГК РФ и при невозможности произвести или передать ресурсы. В соответствии с постановлением Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 в случае предъявления иска о понуждении заключить договор энергоснабжения бремя доказывания отсутствия возможности подать потребителю соответствующий вид энергии возложено на энергоснабжающую организацию. В то же время с иском о понуждении заключить договор энергоснабжения вправе обратиться в суд только контрагент энергоснабжающей организации1.

Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если соглашению сторон придана требуемая законом форма. Теоретически абонент вправе заключить договор любым из способов, предусмотренных п. 2, 3 ст. 434 ГК РФ. Но, по убеждению юристов, для энергоснабжающей организации заключение договора энергоснабжения допустимо исключительно путем составления одного документа, подписанного сторонами2.

Договор заключается путем направления оферты одной из сторон и ее акцепта другой стороной. В соответствии со ст. 433, 438 ГК РФ моментом заключения договора является момент получения акцепта оферентом; акцепт должен быть полным и безоговорочным. При заключении договора не должно быть сомнений ни в отношении факта акцепта, ни в отношении совпадения условий акцепта с условиями оферты. Неизвестно, является ли акцепт полным, пока оферент не получил соответствующую информацию. Для возникновения договорного обязательства необходимо, чтобы оферта не только была акцептована, но и чтобы об акцепте было сообщено3.

Порядок согласования условий публичного договора регулируется ст. 445 ГК РФ. Если оферта (проект договора) исходит от стороны, для которой заключение договора обязательно, и на ее предложение имеется ответ другой стороны в виде протокола разногласий к условиям договора, направленный в течение 30 дней, энергоснабжающая организация должна рассмотреть возникшие разногласия в 30-дневный срок. По результатам такого рассмотрения энергоснабжающая организация может принять договор в редакции, зафиксированной в протоколе разногласий другой стороны. В этом случае договор будет считаться заключенным с момента получения этой стороной извещения о принятии соответствующих условий договора в ее редакции. В ином случае энергоснабжающая организация может сообщить стороне, заявившей о разногласиях к условиям договора, об отклонении (полностью или частично) протокола разногласий.

Получение извещения об отклонении протокола разногласий либо отсутствие ответа о результатах его рассмотрения по истечении 30-дневного срока дает право стороне, заявившей о разногласиях к предложенным условиям договора, обратиться в суд с требованием о рассмотрении разногласий, возникших при заключении договора.

По сложившейся судебно-арбитражной практике, если разногласия передает в арбитражный суд обязанная сторона, а вторая сторона - покупатель представит отзыв, такой спор подлежит рассмотрению по существу, т.е. действия сторон в этом случае трактуются в качестве соглашения о передаче спора на рассмотрение арбитражного суда. В случае непередачи в арбитражный суд в 30-дневный срок протокола разногласий по условиям договора, относящимся к существенным, договор считается не заключенным.1

Порядок заключения договора энергоснабжения различается в зависимости от того, заключается ли договор с гражданином или юридическим лицом. Процедура заключения и прекращения договора с гражданами на потребление энергии на бытовые нужды упрощена. Согласно ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Подключение производится на основании заявки (оферты) гражданина. Фактическое же подключение к присоединенной сети рассматривается в качестве акцепта.

Такой договор считается заключенным на неопределенный срок, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Как и для юридического лица, согласно п.2 ст.539 ГК РФ необходимым условием подключения энергопринимающих устройств гражданина к присоединенной сети служит наличие для этого технических предпосылок. Наличие технических предпосылок не относится к условиям договора энергоснабжения; в данном случае речь идет о преддоговорных отношениях.

На практике взаимоотношения сторон строятся следующим образом. Сообщив энергоснабжающей организации о намерении вступить в договорные отношения, потенциальный абонент получает от энергоснабжающей организации перечень предписаний, которые должны быть выполнены до заключения договора; выполняет требование о технических условиях присоединения к действующим сетям энергоснабжающей организации; представляет документы о выполнении "технической предпосылки договора". Подготовив пакет документов, абонент обращается к энергоснабжающей организации с письмом о заключении договора. Поскольку процесс подготовки энергоснабжающей организацией договора энергоснабжения включает составление обязательных приложений к нему (акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, перечень подключенных объектов и расчетных нагрузок потребителя, расчет годового количества потребности энергии с помесячной разбивкой и др.), что требует некоторого времени, то в интересах абонента подключение его к сетям нередко производится сразу после проверки готовности объектов к подаче энергии, т.е. до заключения договора.

С учетом многочисленности потребителей энергии, длительности договорных связей и в целях обеспечения стабильности договорных отношений п. 2 ст. 540 ГК РФ предусмотрено, что договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо заключении нового договора. Это правило относится как к юридическим, так и к физическим лицам, с которыми заключен договор. Оно устраняет возможную неопределенность во взаимоотношениях абонента и энергоснабжающей организации на период перезаключения договора, длящийся иногда месяцами.

Судебно-арбитражная практика допускает возможность применения п.3 ст. 438 ГК РФ и при заключении энергоснабжающей организацией договора с юридическими лицами, "в случае фактического использования юридическим лицом тепловой энергии, несмотря на возникновение разногласий по содержанию договора, договор признается заключенным"1.

Аналогичная норма содержится в п. 58 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"2. Эта позиция поддержана в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 августа 1994 г. № С1-7/ОП-587 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике"1.

Однако большинство авторов работ, посвященных как общим вопросам заключения гражданско-правового договора2, так и договору энергоснабжения, вероятно, не считают столь однозначной возможность признания заключенным договора энергоснабжения при умолчании акцептанта-абонента.

По мнению П.В. Карповской, способ заключения договора энергоснабжения на условиях энергоснабжающей организации конклюдентными действиями абонента предусмотрен лишь правоположениями и судебной практикой, но не законом3.

Во-первых, в обычной ситуации, когда энергоснабжающая организация подключила абонента к сети и начала отпускать ему энергию на этапе преддоговорных отношений, еще до направления проекта договора, совершенно справедливо мнение В.В. Витрянского о несоблюдении формы сделки: "...Письменная форма считается соблюденной только при условии, если конклюдентное действие последует в ответ на письменную оферту."4.

Во-вторых, в ситуации, когда энергоснабжающая организация направила проект договора и подключила абонента, не дожидаясь акцепта, а абонент, естественно, потребляет энергию, и письменная форма договора соблюдена, нет оснований для вывода о том, что сторонами согласованы все существенные условия договора энергоснабжения. То есть применительно к положениям указанных актов ВАС РФ невозможно определить, приступил ли абонент к исполнению договора на условиях, указанных в проекте договора, либо на иных, не известных энергоснабжающей организации (иной режим потребления энергии, иные границы балансовой принадлежности сетей, иной порядок расчетов).

Дополнительным аргументом, косвенно свидетельствующим о том, что законом не предусмотрено заключение договора энергоснабжения между юридическими лицами конклюдентными действиями абонента, является следующее рассуждение. Как только энергоустановка владельца индивидуального жилого дома1 в установленном порядке подключена энергоснабжающей организацией к сети, договор с ним считается заключенным независимо от соблюдения письменной формы. Очевидно, законодатель намеренно подчеркнул, что такой способ заключения договора энергоснабжения возможен только с гражданином, но не с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Нарушение 30-дневного срока представления протокола разногласий не препятствует обращению абонента в арбитражный суд с иском о преддоговорном споре. Иск будет принят и спор будет рассмотрен по существу, если энергоснабжающая организация не заявит возражений.

Возможно ли, чтобы до начала рассмотрения дела в суде договор считался заключенным, а с этого момента - незаключенным (законом предусмотрен именно преддоговорной спор)?

Проанализируем судебную практику о признании заключенным договора энергоснабжения при фактическом пользовании энергией абонентом, не подписавшим предложенный энергоснабжающей организацией проект договора.

По интересующему вопросу обнаружено три постановления ФАС Западно-Сибирского округа. Основываясь на п. 3 ст. 438 ГК РФ, суд признает договорными отношения между энергоснабжающей организацией и абонентом, получившим проект договора и потребляющим энергию через присоединенную сеть. Отметим, что суд занимает прямо противоположную позицию при признании заключенным (незаключенным) договора поставки, являющегося, как и договор энергоснабжения, разновидностью договора купли-продажи1.

Исходя из сказанного, при решении вопроса о признании заключенным договора энергоснабжения при умолчании абонента-акцептанта, подключенного к энергосети до получения проекта договора, приходится выбирать одно из двух оснований: либо закон - и признавать договор незаключенным, либо позицию судебных инстанций - и тогда считать договор заключенным.