Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
давыдов.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
15.05.2015
Размер:
449.02 Кб
Скачать

Часть 3

«КРИТЕРИИ» БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ И РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ

В настоящее время под критериями Болонской деклара­ции понимаются, как отмечалось: «1) 3—4 года бакалавриата;

  1. 1—2 года магистратуры;

  2. создание системы зачетных единиц;

  3. общепризнанная система контроля качества» (12, с. 22).

Эти задачи действительно должны быть решены участника­ми Болонского процесса. Но нужно всегда иметь в виду, что они должны решаться с учетом национальных традиций и ни в коем случае не вести к снижению уровня образования в стране.

Как же сейчас решаются эти задачи?

3.1. 3—4 Года бакалавриата

Нужно прежде всего заметить, что до настоящего времени в образовательном сообществе Европы «модель» 3—5—8 (ба­калавр — магистр — доктор), на которой действительно осно­вываются все рекомендации Болонского процесса, вовсе не является общепризнанной (см.: 3, с. 81). Высшее образова­ние базируется главным образом, на одноуровневой системе в Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Нидерландах (см.: 3, с. 106—122). На Берлинской встрече в сентябре 2003 г. все министры образования обязались начать реализацию двух­ступенчатой системы к 2005 г.

Оценка распространения двухуровневой подготовки (ба­калавр — магистр) в России весьма разноречива. Она нача­лась в 1992 г. Как отмечает А.Ф. Киселев, первый заместитель министра образования РФ, «сегодня в большинстве вузов Российской Федерации предусмотрена подготовка специали­стов по двухуровневой системе» (см.: 59, с. 5). В следующей за выступлением А.Ф. Киселева статье «Болонский процесс — ключ к мировому сообществу» заявляется, что попытка ввес­ти двухуровневую систему образования в России не прижи­лась, и что «в тех вузах, где она сегодня применяется, она носит искусственный характер...» (см.: 59, с. 15).

Представляется, все же, что введение в России многоуров­невой системы правомерно. Она дает возможность студенту более верно определить траекторию своего последующего образования, тем более, что в настоящее время первое выс­шее образование все более становится той базой, которая дает возможность человеку определиться в своем видении мира, в своих профессиональных интересах. Это нужно признать нор­мальным явлением. И не только в России многие выпускники в последующем не работают по первому образованию. В Вели­кобритании, например, только 2/3 занятых работают по спе­циальности, соответствующей диплому (см.: 58, с. 19). Поэтому отнюдь не случайно, по нашему мнению, на встрече в Сала-манке представителей более 300 европейских вузов, отмечено, что степень бакалавра должна быть «главным образом ... подготовительной ступенью для дальнейшего обучения на послестепенном уровне». Другое дело, что выражая мнение правительств своих стран, озабоченных большими затратами на доступное для всех высшее образование, и учитывая, что каждый пятый житель их стран эмигрант, министры образо­вания на встрече в Берлине указали, что степени первой и второй ступени должны иметь различные направленности и профили, чтобы обеспечить потребности трудового рынка.

В ряде стран Европы уже имеет место переход к степеням бакалавров-профессионалов, причем подготовленных за 3 года, (см.: 56, с. 58). На наш взгляд, первый уровень — бакалаври­ат — не должен рассматриваться как законченная профессиональ­ная подготовка. Это главным образом методологическая подготовка, целью которой является научить человека учиться всю его последующую жизнь, привить навыки профессиональ­ной мобильности, как этого требует современная экономика зна­ний. Если в 1992 г. вузы России выпускали 0,3 % бакалавров, то в настоящее время уже — 11,5 %. В Пятигорском государствен­ном лингвистическом университете к подготовке бакалавров приступили в 1992 г. и их выпуск составляет ныне 21,3 %.

Кстати, бакалавры и магистры в России появились отнюдь не только в последние годы. Степень бакалавра присваивалась еще в XVIII веке выпускникам учительского института при Московском университете. В соответствии с университетскими уставами разных лет лица, успешно окончившие полный курс российского университета, получали звание действительного

56

57

студента, что давало возможность при определенных условиях (окончание университета с отличными результатами и выполне­ние диссертации) претендовать на первую ученую степень — кандидата. Следующими степенями были магистр и доктор.

Право присуждения ученой степени магистра было предус­мотрено уставами первых трех российских университетов Мос­ковского, Харьковского и Казанского. Эта ученая степень следовала за ученой степенью кандидата. Порядок получения ученой степени магистра был закреплен в специальном Поло­жении о производстве в ученые степени, утвержденном в 1819 г., которым была введена также ученая степень доктора наук.

В попытках ограничить подготовку специалистов 3—4 года­ми под лозунгом вхождения в Болонский процесс видится одна из главных опасностей для российского образования. Тогда будет иметь место не вхождение России в Болонский процесс, а «оболонивание» российского образования. Это же произой­дет, если мы откажемся от среднего профессионального обра­зования, считая, что там тоже готовят бакалавров.

3.2. Создание системы зачетных единиц

Инструментами признания достигнутых степеней и осно­вой мобильности студентов при получении высшего образо­вания являются система кредитных единиц и приложение к диплому.

Первые в России используются только в эксперименте. Приложение к диплому, казалось бы, новинкой для нас не является. Однако по порядку.

Сами термины «кредитный час», «кредит», «кредитная система» пришли в Европу из США. Ныне наиболее распро­страненными являются:

  • европейская система зачетного перевода (European Credit Transfer System — ECTS);

  • система кредитов, принятая в США (US Credit System —

uses).

Именно первая система и принята в качестве основной в Бодонском процессе. Ею уже пользуются более 1000 евро­пейских вузов при осуществлении студенческих обменов.

На первый взгляд, перевод аудиторных часов в кредитные не представляет никаких сложностей. На практике 1 кредит предполагает примерно от 25 до 30 часов нагрузки студента,

включая: аудиторные занятия, самостоятельную работу, оп­ределенную нагрузкой, зачеты, экзамены и другие, опреде­ленные кафедрой виды деятельности. В Уральском государст­венном университете, например, где в 1999—2000 г. в рамках проекта TACIS TEMPUS была проведена апробация ECTS, перевод учебных занятий в кредитные зачетные единицы проводился именно в такой пропорции.

В соответствии с методикой расчета трудоемкости основ­ных отраслевых программ высшего профессионального обра­зования в зачетных единицах, рекомендованной Министерством образования РФ 28.11.02, № 14-52-988ИН/13, 1 зачетная еди­ница должна соответствовать 36 академическим часам общей трудоемкости по 45 минут (или 27 астрономическим часам).

Но в действительности, переход к переводной и накопи­тельной системам кредитных единиц должен привести к суще­ственным изменениям в работе вузов в целом, преподавателей и студентов.

Свободное передвижение студентов из вуза в вуз с целью получения кредитов и дипломов должно сопровождаться по­вышением качества обучения по сопоставимым учебным пла­нам и программам, доверием вузов друг к другу.

Изменится организация и планирование учебного процес­са. На первое место выдвинется методическая работа кафедр, организация самостоятельной работы студентов и формы кон­троля их уровня знаний.

Сами студенты окажутся в ситуации, когда придется систе­матически работать в течение всего учебного года (модульная система обучения). Но у них появится возможность занимать­ся по другим направлениям, в разных вузах, осваивать смеж­ные специализации, самим определять программу обучения.

Как отмечено в итоговом документе международной научной конференции «Опыт международного сотрудничества российс­ких университетов: Болонский процесс и концепция модерни­зации образования» (Екатеринбург, 10—12 марта 2003 г.):

— при увеличении норм нагрузки студентов в части само­стоятельной работы необходимо ввести в государственные требования к обучающимся по профессиональным програм­мам и в методике по расчету зачетных единиц разъяснения по наиболее предпочтительным формам отчетности и провер­ки результатов самостоятельной работы студентов;

58

59

  • при расчете норм нагрузки преподавателей в условиях увеличения доли самостоятельной работы студентов в учеб­ном процессе необходимо учитывать увеличение нагрузки преподавателя в связи с разработкой контрольных заданий и проверкой результатов самостоятельной работы студентов;

  • при введении системы зачетных единиц для студентов, увеличении объема их самостоятельной работы необходимо пересмотреть методики расчета нагрузки преподавателей — не исключена возможность введения системы кредитов учета нагрузки преподавателей, куда войдет аудиторная нагрузка, разработка новых курсов, внедрение новых педагогических и информационных технологий в образовательный процесс, проверка письменных и других видов работ, обеспечиваю­щих контроль за самостоятельной работой студентов и про­межуточный контроль знаний;

  • при разработке методики расчета системы зачетных еди­ниц по отдельным дисциплинам учебного плана (вероятно, дис­циплинам специальности или специализации, по которым разрабатываются курсовые и дипломные проекты или другие наиболее важные для квалификационной характеристики вы­пускника работы) необходимо введение методики или инстру­ментария расчета научно-исследовательской деятельности студентов, особенно в вузах с развитыми научными школами или осуществляющими исследования по фундаментальным воп­росам науки.

За учебный год, при диапазоне работы от 34 до 40 недель, студентом может быть получено около 60 кредитов, свидетель­ствующих об освоении им определенных учебных программ. Статус студента будет определяться не курсом обучения, на котором он учится, а объемом изученных учебных дисциплин в кредитных часах и полученным средним баллом на данном этапе обучения (см.: 82, с. 43—46).

К новой системе организации учебного процесса нам, по мнению В.М.Филиппова придется идти года три-четыре (23).

Приложение к диплому, свидетельствующему о полученном высшем образовании, только по названию кажется знакомым российскому работнику высшей школы, студенту и выпускни­ку. Определение его содержания являлось результатом боль­шой работы, продолженной Европейской комиссией, Советы Европы и ЮНЕСКО/CEPES. Цель приложения - представить

исчерпывающие независимые данные с целью обеспечения меж­дународной «прозрачности» и объективного академического и профессионального признания квалификаций (дипломов, сте­пеней, сертификатов и т.д.). Оно содержит описание характе­ра, уровня, контекста, содержания и статуса обучения, пройден­ного и успешно завершенного лицом, поименованным в ориги­нале квалификации, к которому приложен документ. В прило­жении не допускаются субъективные оценки, заявления об эквивалентности или предложения о признании.

Данные должны быть предоставлены по всем восьми раз­делам:

/. Сведения о личности обладателя квалификации

  1. Фамилия:

  2. Имя:

  3. Дата рождения (день/месяц/год):

  4. Идентификационный номер или код студента (если имеется):

2. Сведения о квалификации

  1. Название квалификации и (если применимо) присвоенное звание (на языке исходного документа):

  2. Основная область (области) обучения для квалификации:

  3. Название и статус учебного заведения, присвоивше­го квалификацию (на языке исходного документа):

  4. Название и статус учебного заведения, проводивше­го обучение (на языке исходного документа):

  5. Языки обучения/Экзаменов

3. Сведения об уровне квалификации

  1. Уровень:

  2. Официальный срок освоения программы:

  3. Требования при поступлении:

4. Сведения о содержании образования и полученных ре­ зультатах

  1. Форма обучения:

  2. Требования программы:

  3. Подробные сведения о программе (например, изуча­емые модули или блоки) и полученные индивидуальные результаты: баллы/оценки/кредитные единицы:

если эта информация имеется в виде официального протокола, он должен быть здесь приведен)

60

61

  1. Схема оценивания и если имеется, руководство по распределению оценок:

  2. Общая классификация квалификации (на языке исходного документа):

5. Сведения о функциях квалификации

  1. Возможность дальнейшего обучения:

  2. Профессиональный статус (если имеется):

6. Дополнительные сведения

  1. Дополнительные сведения

  2. Дополнительные источники информации

7. Свидетельствование приложения

  1. Дата:

  2. Подпись:

  3. Должность:

  4. Официальная печать или пломба:

8. Национальная система высшего образования, харак­ теризующая тип высшего учебного заведения и структуру квалификаций в соответствии с положениями Лиссабонского (апрель 1997 г.) Соглашения Совета Европы/ЮНЕСКО о приз­ нании документов о квалификации в высшем образовании (см.: 3, с. 156-158).

Таким образом, российским вузам предстоит большая ра­бота в направлении структурной перестройки процесса обу­чения и его документального оформления, без чего невозможно международное признание наших дипломов.

Но названные выше проблемы разрешимы. Тем более, на­пример, что Приложение к диплому, это «гибкий, не предпи­сывающий документ, адаптированный к местным условиям» (см.: 3, с. 174). В основном, это организационная работа, с которой российские вузы успешно справятся самостоятельно.

Тем не менее, по В.М.Филиппова, высказанному на между­народном семинаре «Россия и европейское пространство выс­шего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции» 29 октября 2003 г., ожидать внедрения в ряде университетов такого приложения можно не ранее 2006 года, но очень важно добиться того, чтобы уже выпускники 2008— 2010 г.г. получили дипломы европейского образца с соответ­ствующим Приложением.