Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги2 / 187

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.02.2024
Размер:
1.3 Mб
Скачать

Предисловие редакторов серии

разование детей, поддерживаемое государством, — уникальная особенность постсоциалистического образования. Авторы ста- раютсяпоказать, каксвоеобразновеготекущемсостояниисоче- таются наследие советского периода и инновационные модели, а в стимулах развития инициатива граждан и государствен- ный интерес; как вариативность и свобода выбора, формируя уникальные преимущества системы, создают и ее специфиче- ские риски.

Я. Кузьминов, И. Фрумин

ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ВПР Всероссийские проверочные работы ГВЭ Государственный выпускной экзамен ЕГЭ Единый государственный экзамен КПК Курс повышения квалификации ОГЭ Основной государственный экзамен

ФГОС Федеральный государственный образователь- ный стандарт

ФЗ Федеральный закон ФИП Федеральная инновационная площадка

ФЦПРО Федеральная целевая программа развития об- разования

НИУВШЭ Национальный исследовательский универси- тет «Высшая школа экономики»

ОДО Организации дополнительного образования ШВСМ Школа высшего спортивного мастерства

ЭШВСМ Экспериментальная школа высшего спортив- ного мастерства

ЦСП-ШВСМ Центр спортивной подготовкишкола высше- го спортивного мастерства

ЦСП-УОР Центрспортивнойподготовкиучилищеолим- пийского резерва

ЦСП-ДЮСШ Центр спортивной подготовки детско-юно- шеская спортивная школа

ЦФК Центр физической культуры ЦОВС Центр олимпийских видов спорта ЦИВС Центр игровых видов спорта

12

Основные сокращения

ДЮКФП Детско-юношеский клуб физической подготов- ки по месту жительства

ДСШ Детская спортивная школа

ДЮЦСП Детско-юношеский центр спортивной подго- товки

КСДЮСШОР Комплексная специализированнаядетско-юно- шеская спортивная школа олимпийского ре- зерва

СДЮСШ Специализированная детско-юношеская спор- тивная школа

ДЮСАШ Детско-юношеская спортивная адаптивная школа

ЦРСВД Центр развития спорта высших достижений

ЦМИТ Центр молодежного инновационного творче- ства

ФСН Форма статистического наблюдения МЭО Мониторинг экономики образования ВО Высшее образование СПО Среднее профессиональное образование

ПРЕДИСЛОВИЕ

В книге «Дополнительное образование в России: единое и мно- гообразное» обобщены результаты исследований системы до- полнительного образования, выполненных на протяжении ряда последнихлетвНациональномисследовательскомуниверситете «Высшая школа экономики», в том числе в рамках сотрудниче- ства с Центром стратегических разработок по созданию предло- женийдля Стратегии развития Российской Федерациидо 2024 г.

В 2018 г. институт дополнительного образования детей (внешкольного воспитания) в Российской Федерации перешаг- нул столетний рубеж. Однако наш интерес к нему обусловлен, конечно, не только юбилейной датой.

Рост внимания к дополнительному (неформальному) обра- зованию наблюдается во всем мире. Он во многом обусловлен неудовлетворенностью граждан узкими границами содержания и формализмом школьного образования. В более широком кон- тексте это отражает происходящую трансформацию модели об- разования: от «адаптивной и универсальной», где государство «сверху» обеспечивает номинальную общедоступность стан- дартного набора образовательных услуг и стремится создать условия для освоения всеми заданных унифицированных ре- зультатов в определенный период времени, — к «неадаптивной, персонализированной и непрерывной», исходящей из потреб- ностей и интересов самих граждан, строящейся на их собствен- ной мотивации и свободе выбора, где государство призвано создавать условия для реализации инициатив «снизу» на про- тяжении всей жизни человека. Существенно, что это инициати- вы не только семей и детей, но и активных граждан, а также со- обществ, предлагающих образовательныетехнологии и модели, не вписывающиеся в рамки государственных стандартов.

14

Предисловие

Высокие оценки потенциала дополнительного образования для человека и общества представлены в докладах междуна- родных организаций и аналитических центров [Sloan, Anamarie, Yoo, 2017; Стратегия — 2020, 2013], в отечественных и зарубеж- ных исследованиях [Aсмолов, 2014; Константиновский, 2006; Gliffin, 1999; Lareau, Weininger, 2008; Peterson, Fowler, Dunham, 2013].

Система дополнительного образования в России существен- но отличается от других видов образования, а также обладает уникальными особенностями в сравнении с секторами образо- вания, решающими сходные задачи в зарубежных странах. Это делает ее крайне интересным и одновременно сложным объек- том для изучения.

Действительно, трудно в сфере государственного образо- вания найти сегмент, в котором бы так причудливо сочетались частная инициатива и государственная регламентация, бюд- жетныеивнебюджетныеденьги. Авторампришлосьотвечатьна сложные вопросы: как может существовать в государственной системе нестандартизированный сектор, отвечающий на запро- сы семей и существующий благодаря инициативе и интересу детей? Как системадополнительного образованиятрансформи- руется в ответна изменение этих интересов и запросов? Как ин- ституциональное устройство и инфраструктурадополнительно- го образования учитывает закономерные для огромной страны межтерриториальные различия? Как обеспечивается доступ- ностьзанятийдополнительнымобразованиемвусловияхрасту- щего спроса и усиливающейся социальной дифференциации?

В последние годы система дополнительного образования оказалась в фокусе особого интереса, как со стороны государ- ства, так и бизнеса, и активных общественных групп. Запуще- ны государственные проекты, направленные на использование потенциала дополнительного образования для укрепления гло- бальной конкурентоспособности государства и реализации ин-

15

Предисловие

тересовдетейисемей, реализуютсяразнообразныеинициативы частныхинекоммерческихорганизаций. Анализихсодержания

иэффектов сегодня особенно важен для выстраивания диалога об оптимальных путях развития системы дополнительного об- разования, обеспечивающих баланс интересов.

Вкниге рассмотрены все ключевые аспекты системы до- полнительного образования: устройство, доступность услуг, со- держание программ, финансирование, инфраструктура, кадры

идр., анализируется динамика изменений за последние годы, выделяютсявекторы,движущиесилыибарьерыразвития. Пред- ставлены характеристики педагогического и управленческого корпуса организаций дополнительного образования, ожидания

истратегии семей, в том числе в разрезе типов территорий, ка- тегорий образовательных организаций, социально-экономиче- ских групп семей. Специальное внимание уделяется вопросам доступности услуг и особенностям проявления образовательно- го неравенства в дополнительном образовании, развитию част- ного сектора дополнительного (неформального) образования.

Вкниге широко используются данные федеральных ста- тистических форм, при этом отмечаются их ограничения. Для формирования более объективной и глубокой картины при- влекаются результаты социологических обследований (пре- жде всего обследований в рамках «Мониторинга экономики образования»1, включающих опросы родителей, руководителей

ипедагогов организаций дополнительного образования) и мо- ниторингов, проведенных НИУ ВШЭ в 2013–2018 гг. по заказу Минобрнауки России, Центра стратегических разработок и др. Используютсятакже материалы анализа нормативной базы, до- кументов образовательной политики, проектов и управленче- скихпрактикфедеральногоирегиональногоуровней, открытых источников (порталы и сайты органов государственной власти

1 Далее для краткости может быть использована аббревиатура МЭО.

16

Предисловие

и местного самоуправления, образовательных организаций, на- вигаторы дополнительного образования, профильные медиа). Для обсуждения таких остро дискуссионных вопросов, как, на- пример, доступность дополнительного образования, динамика сети организаций, также используются данные обследований, проведенных Общероссийским народным фронтом.

Объем и уникальность привлеченных данных, комплекс- ность анализаделаюткнигу интереснойдля специалистов орга- новуправленияобразованием, руководителейипедагогических работников образовательных организаций, исследователей си- стемы образования, а также для широкого круга читателей, ин- тересующихся данной проблематикой.

Редакторы и авторский коллектив выражают благодарность за идеи, советы, помощь и поддержку в проведении исследова- ний Я.И. Кузьминову, А.Г. Асмолову, И.В. Абанкиной, Л.М. Гох- бергу, Н.В. Ковалевой, Н.Б. Шугалю, О.В. Гончаровой, Е.М. Заку, А.В. Золотаревой, М.С. Правдиной, Б.В. Куприянову, Т.В. Ку- прияновой, А.И. Михееву, С.В. Марковской, Н.Н. Михайловой, А.В. Павлову, Е.С. Поповой, Н.А. Титовой, Центрустратегических разработок, коллегам и партнерам в органах управления обра- зованиемиорганизацияхдополнительногообразованиявсубъ- ектах Российской Федерации.

С.Г. Косарецкий, И.Д. Фрумин

ВВЕДЕНИЕ

Оформление сто лет назад дополнительного образования детей (внешкольноговоспитания) какчастигосударственнойсистемы образования в Российской Федерации можно рассматриватькак один из наиболее интересных и (к счастью) успешных социаль- ных экспериментов советской власти. И в последние годы мы наблюдаем, как в российской государственной образовательной политике развитие дополнительного образования вновь стано- вится зоной особого внимания и масштабных экспериментов.

ОтправнойточкойсталУказПрезидентаот7 мая2012 г.599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки к 2020 году», в котором была поставлена задача увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 летдопол- нительнымиобщеобразовательнымипрограммамидо70–75% к 2020 г. В 2014 г. принята Концепция развития дополнительного образования детей, в которой зафиксирован ценностный статус дополнительного образования детей, его миссия, цели, задачи и принципы развития. В 2016 г. дополнительное образование включено в сферу реализации приоритетных проектов Прави- тельства Российской Федерации: утверждены Паспорт и свод- ный план приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». В 2018 г. комплекс мер, направленных на развитие дополнительного образования, предусмотрен в На- циональном проекте в сфере образования (федеральный проект «Успех для каждого»).

Отмечая феномен целенаправленной государственной по- литики в России по отношению к дополнительному (внешколь- ному) образованию, следует высоко оценить и роль тех, кто в этом столетии в своих работах формировал и поддерживал дис- курс «образования как пространства инициативного выбора и

18

Введение

самореализации ребенка» (О.С. Газман, А.К. Бруднов, Н.Н. Ми- хайлова, А.Г. Асмолов, В.П. Голованов, М.И. Рожков и др.).

Однако на фоне большого числа ярких публикаций в обла- сти философии и передовых практик дополнительного образо- вания немногочисленны работы, в которых приводится анализ устройства, состояния и развития системыдополнительного об- разования. Как правило, они опираются на статистические дан- ные и мониторинговые исследования отдельных секторов этой системы [Куприянов и др., 2013; Золотарева и др., 2018; Клячко, Синельников-Мурылев, 2018]. Единичными являются примеры анализа изменений в длительной исторической перспективе (в системе внешкольного (дополнительного) образования в Со- ветском Союзе и постсоветский период) [Дейч, Юрочкина, 2011; Kupriyanov, 2017; Куприянов, 2015].

Рассматривая публикации по вопросам развития допол- нительного образования, надо признать, что основной корпус работ, раскрывающих вопросы организации и развития систе- мы дополнительного образования в стране, выполнен в начале XXI в. [Буйлова, Кленова, 2005; Голованов, 2001; Березина, 2007; Евладова, Логинова, Михайлова, 2002; Щетинская, Тавстуха, Бо- лотова, 2006] и, соответственно, не отражает процессов, проис- ходивших в последнее десятилетие.

В содержании значительной части даже наиболее интерес- ных публикаций последнихлетобоснование потенциаладопол- нительного образования в развитии детей и концептуализация моделей его использования превалирует над анализом текущей ситуации, выявлением как существующих барьеров, ограниче- ний и противоречий, так и успешных прецедентов и лучших практик [Ясвин, 2014; Попов, 2016].

Новым задачам и происходящим изменениям в системе до- полнительного образования уделяется определенное внима- ние в официальных аналитических докладах последних пяти лет (доклады Правительства Российской Федерации Федераль-

19

Введение

ному Собранию Российской Федерации о реализации государ- ственной политики в сфере образования, отчеты о мониторин- ге системы образования), однако специфика формата данных документов не позволяет осветить проблемы с необходимой глубиной и детализацией.

Между тем на новом этапе трансформации системы до- полнительного образования важно избежать традиционной для российской государственной образовательной политики ситуации, когда стратегии и конкретные управленческие ре- шения разрабатываются и принимаются без обстоятельного анализа ситуации, оценки потенциальных эффектов реали- зуемых проектов. В последние годы растет число российских эмпирических исследований, раскрывающих особенности уча- стия детей в занятиях дополнительным образованием в зави- симости от их возраста, территории проживания, мотивации, стратегий семей и школьников в дополнительном образова- нии. Выявлены различия в охвате детей дополнительными об- разовательнымипрограммамивзависимостиотобразователь- ного статуса семей и места жительства [Собкин, Калашниковa, 2013; Косарецкий, Куприянов, Филиппова, 2016], ограничения доступа к дополнительному образованию в сельской местно- сти [Иванюшина, Александров, 2014], транспортных барьеров и барьеров безопасности [Вахштайн, Степанцов, 2012], различия

в доступе к услугам дополнительного образования в школах

сразным статусом (элитных и обычных и т.д.) [Рощина, 2012; 2015], особенностей доступности дополнительного образова- ния для разных групп детей [Золотарева и др., 2018]; раскрыта дифференциация возможностей использования дополнитель- ной подготовки по школьным предметам [Бурдяк, 2015], связь занятий в кружках с академической успеваемостью и уверен- ностью в себе [Александров, Тенишева, Савельева, 2017]. Вме- сте с тем темы дифференциации доступа к дополнительному образованию и рисков воспроизводства неравенства, разра-

20

Соседние файлы в папке книги2