Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!Экзамен зачет учебный год 2023-2024 / Лекции Сотова по спецкурсу.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.05.2023
Размер:
333.35 Кб
Скачать
  1. Вести бизнес в стране регистрации. Тут они только получают юридическую правосубъектность, все остальные сделки заключаются где-нибудь там за пределами.

  2. Обладать недвижимостью в стане регистрации.

  3. В стране регистрации они не платят налоги. Конечно, платят сборы, но он не связан с реальными результатами их экономический деятельности.

  4. В гос. Органе они не регистрируются, сведения о своих реальных собственниках и руководителях не сообщают. Траст, который регистрирует оффшорку, предоставляет так называемые секретарские функции. Это девочка, которая сидит на телефоне, и которая принимает корреспонденцию. Как правило эта же девочка может исполнять функции ген. Директора компании, ну так называемые номиналы, чтобы было кого включить в базу; как правило к реальной экономической деятельности никакого отношения не имеют.

  5. Проходить проверки в стране регистрации (в том числе аудиторские).

Основным достоинством является даже не низкая налоговая ставка, а анонимность капитала!!!

Если вы хотите в каком-нибудь банке на Виргинских островах раскрыть владельца, то нужно для этого обратиться с иском в местный суд. Иск будет предъявляться к трасту, который зарегистрировал вот эту вот компанию с требованием предоставить данные о владельцах. Вот у траста всё это есть, они всё знают. В исковом заявлении обосновывается, для чего это нужно. Траст начинает с вами судиться, объясняет, что он этого делать не должен, что ваши отношения они не такие и тд.

Есть другой способ – Норвический ордер. Это ордер, который получается в британском или американском суде. На нашем – это истребование доказательств. Т е если вы в рамках процесса касаетесь какой-то оффшорки, вы в суд обращаетесь с ходатайство «я прошу ордера на предоставление данных о бенефициарах» Если выдают этот ордер, то в большинстве оффшоров он признаётся и далее без решения суда вам выдают информацию.

Для чего нужны оффшоры? В основном для корпоративных игрушек, которые в том числе связаны с налогообложением.

  1. Создание центра прибыли. Есть производитель и покупаель.. Производитель делает его по себестоимости, покупать берёт его по рыночной цене. Между себестоимостью и рыночной ценой очень и очень большая дистанция. Если в цепочку между ними вогнать оффшор: мы берём товар и загоняем в оффшор с очень небольшой наценкой, соответственно произв. Платит совсем чуть-чуть (с этой небольшой наценки), а после этого товар уже пускает в ход от оффшора, и вот там-то основная маржа и аккумулируется. Т. е. та прибыль сидит в оффшоре. И, например, в России реализация оффшоркой товара, если это не приводит к образованию постоянного представительства, налогом не облагается. Вся эта схема позволяет очень и очень сэкономить на налогах.

Кроме того, эта схема часто используется при строительстве. Есть инвестор (И), который даёт деньги; заказчик-застройщик(З), который всё организует и подрядчик (П). З разрабатывает план, получает разрешение на строительство и т д, после этого на всё готовое зовёт П, который начинает всё это выкладывать. Как правило, когда П хочет сэкономить на налогах, он своего З выкидывает в оффшор и получается, что З становится оффшорная фирма. Через неё деньги идут, П даётся самый минимум, а всё в основном оседает у З.

Также есть случай, когда в оффшоре появляется не только З, но и П. В ней всё в общем-то тоже самое, но нюанс – т к П – это оффшор, то у него может возникнуть постоянное представительство и он попадает под налог (по нашему НК). Но нужно смотреть есть ли какое-то соглашение со страной оффшора, в нём будет указано является ли это постоянным представительством или нет.

  1. Создание «точки ввода» запретного товара. Что такое запретный товар – это товар, который производится в юрисдикциях, находящихся в межд. Санкциях и которую покупать нельзя. Напр. иранская нефть. История с алмазами из Гааны. У эвалю огромное кол-во алмазов, которые продавать нельзя. Они начинают их со скидкой предлагать. На это отреагировали арабы. Арабы насоздавали оффшоров, которые начали вступать в корреспондентские отношения с этими мартышкиными банками. Главная идея в том, что благодаря этому оффшору никто не ивдел куда идут деньги. Главная идея в том, что благодаря этому оффшору никто не видел куда идут деньги, неизвестно какая хоз. деятельность и оффшоры могли торговать этими алмазами.

  2. Вывод капитала с минимизацией налоговых платежей. Т е если вы хотите деньги с предприятия снять, то дивидендов вам для этого может не хватить. Поэтому деньги откачиваются в оффшор как правило по 2м основным каналам: 1.Лизинг. Т е оффшорка и ваше предприятие закл. Договор лизинга. Лизинг идёт, а лизинговые платежи идут в оффшорку. Так действуют 80% мировых авиакомпаний. 2.Роялти. Т е создаём товарный знак, регистрируем его в оффшоре и чтобы эти знаком пользоваться, ваша компания начинает в эту оффшорку гнать платежи за роялти. Теперь главная задача грамотно вернуть эти деньги. Главное чтобы никто не просёк вашу афиллированность. Часто возврат осуществляется через кредитно-депозитную схему.

  3. Снижение налогов на персонал. На низкооплачиваемый персонал пофиг, а вот квалифицированный то самое оно. Высокооплачиваемый формально числился в оффшорной компании, и эта компания заключала с предприятием договор консалтинга или аутсорсинга на предоставление персонала. Соответственно этому вскф-му персоналу никаких платежей не было, происходил платёж по договору консалтинга в эту оффшорку, а оффшорка уже эти деньги разбрасывала как правило на корпоративные банковские анонимные карты. Эти карты нашему персоналу и выдавались.

  4. Создание инвестиционных центров, т. е. холдингование. Очень часто головной организацией многих холдингов явл. Именно компания в оффшорных юрисдикциях. Экономишь на налогах, защищено владение акций.

  5. Создание центра владения. Широко использовалось на рынке недвижимости. Я хочу продать дом. Я его беру и вношу в уставный капитал компании, после этого я продаю не дом, а акции компании, в которых этот дом есть. Вроде-то тоже самое, а налогообложение совсем разное. Особенно если я это здание внёс в уставной капитал оффшорки. И в результате я продаю не актив, здание остаётся на месте, я продаю акции оффшорки и продавать я их могу где угодно. Борьба с этим – внесение изменения в ст. 39 НК, что доходами признаются в том числе от продажи акций…Сейчас, конечно, финьку просекли, внесли изменения в законодательство, но тогда в общем то народ это тоже просек и теперь эти продажи делаются на третьем уровне.

Пару слов о том, как у нас всё-таки происходит обмен информацией. Обмен инфой со всеми странами более или менее налаживается, но лучше всего он был налажен с Кипром. В 2010 году мы в соглашении об избежании двойного налогообложении ввели специальную статью, которая устанавливала правила обмена информацией между налоговыми органами Кипра и России, специально для того, чтобы получать сведения о наших деньгах. Вплоть до недавнего времени основным инвестором в нашу страну был именно Кипр, чуть ли не 70% инвестиций, которые шли в страну, и все понимают, что это наши деньги, которые были выведены в офшор и теперь их обратно вкладывают. Ну, в общем-то, чтобы начать народ по офшорам щемить эту схему и разработали. Более того, соглашение предусматривало не только информационный обмен, но также и боуч сбора налогов. Если допустим у какого-то налогоплательщика имущество, на которое может обращено взыскание находится за пределами России, где-нибудь на Кипре, тогда можно было бы к киприотам обратиться чтобы они это имущество разыскали и обратили на него взыскание.

Как эта процедура осуществляется? В общем-то не сказать, что все очень просто. Если наша налоговая какая-нибудь хочет какую-нибудь инфу с Кипра получить, то она направляет запрос в департамент внутренних доходов (налоговый орган на уровне ФНС). Т е наша налоговая обращается в ФНС, а ФНС уже в департамент внутренних доходов (МинФин Кипра). Запрос формализованный, форма установлена. Там нужно указать в отношении кого вам нужны сведения, с какой целью интересуемся, какую именно информацию хотим предоставить, в каком виде и подтверждения того, что все способы получения информации в РФ исчерпаны. Если запрос не по форме, то это является основанием для отказа в ее удовлетворении. Запрос из департамента Минфина Кипра направляется генпрокурору Кипра, который смотрит, насколько этот запрос правильно оформлен, насколько соответствует кипрскому законодательству, насколько соответствует соглашению об избежании двойного налогообложения. Он дает или положительное заключение или отрицательное. Если он дает положительное заключение, то уже в свою очередь эта налоговая служба Кипра спускает этот одобренный запрос в низовую налоговую инспекцию, где расположен проверяемый субъект. И уже низовая налоговая инспекция получает все эти данные и отправляет их в Минфин Кипра, а тот уже отправляет нам. Но всё это такая весьма и весьма запутанная процедура. В принципе мы можем обращаться с запросами не только к налоговому органу, а можем даже запрашивать аудиторов налогоплательщика и по кипрскому законодательству директор налоговой службы имеет право вызвать любое лицо и получить с него объяснения, то есть допросить его, составить объяснения, предоставить бухгалтерскую отчетность и другие документы, которые интересуют иностранных коллег. Более того, этот директор налоговой, если он считает, что какие-то документы ему не дают (зажулили), может обратиться в районный суд с ордером на обыск. И если суд ему ордер выдает, то налоговая идёт на обыск с полицией, которая обеспечивает этот обыск, налоговая изымает документы и все это отправляется к нам. Такая вот длительная процедура. надо сказать, что истребоваться может абсолютно все, в том числе и адвокатская тайна.

У них есть ассоциация адвокатов Кипра, есть специальная директива, в которой указаны случаи, в которых адвокат не может отказать в предоставлении сведений, составляющих адвокатскую тайну. Вот и если истребовали такие сведения, то директор департамента финансов может получить её в том числе от любых субъектов.

Надо знать, что на Кипре действует закон с 2007 года о предотвращении средств по отмыванию денег и там есть интересное понятие – бенефициарный владелец (beneficiary owner). В переводе с юридического – тот, кто реально управляет компанией и получает с нее денежные средства. Сведения об этом beneficiary owner могут быть предоставлены и это как раз то, из-за чего весь сыр-бор и разгорается. Понять, кто компанией владеет. ВНИМАНИЕ! По этому закону, те кто вступают в отношения с этими офшорными компаниями, прежде всего банки должны раскрыть этих бенефишиор оунеров. Это означает, что эти владельцы) становятся не только трастам, но и банкам. Если на кипрском (кстати не только на кипрском, это довольно распространенная практика по всему миру) банке открывается счет офшорной компании, то надо открывать всех до железки, включая этих бенефициарных владельцев. Даже если об этом не знает траст, банк это знать обязан. Поэтому основным источников сведений о владельцах зачастую являются не трасты, а банки. Поэтому если вы хотите понять, кто является владельцем компании, то основным адресатом у вас должен быть банк. Самое главное понять, в каком банке счет. Понятно, что киприоты этим торгуют и все банки на самом деле этим торгуют. На Кипре подешевле, в Британии подороже, но в общем то практика у всех одна. Конечно, эта информация не процессуальная, но тем не менее знать ее можно, поэтому если вы будете заниматься истребованием сведений, то рекомендуется отправлять запрос скорее в банк, а не какому-то трасту.

1 В этом плане показателен опыт Тайвани – там если обвинительный приговор по отмыванию, то все доходы за предыдущие 5 лет опровержимо презюмируются добытыми преступным путем.

60