Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Буробин В.Н., Плетнев В.Ю., Шубин Д.А. Адвокатс...rtf
Скачиваний:
23
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
3.67 Mб
Скачать

§ 6. Запреты третьим лицам на получение сведений,

составляющих адвокатскую тайну, от работников адвокатских

образований, а также от лиц, привлекаемых адвокатом

при оказании юридической помощи

Очевидно, что некоторые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, могут стать известны работникам (секретарю, бухгалтеру, системному администратору и др.), а также иным лицам, обладающим специальными познаниями, к которым адвокат может обратиться, разумеется с согласия доверителя, за получением мнения или рекомендации (аудитор, криминалист и др.).

Каким образом законодатель регулирует сохранность этих сведений от посягательств на них третьих лиц?

Как было указано ранее, ст. 18 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре содержит запрет истребовать от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведения, связанные с оказанием юридической помощи по конкретным делам.

Этот запрет следует рассматривать как недопустимость проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий (опроса, получения объяснений, допроса в качестве свидетеля, проведения очной ставки и т.д.) по поводу обстоятельств, связанных с оказанием юридической помощи их работодателями, которые стали им известны в связи с исполнением трудовых обязанностей.

Следует отметить, что в правовой регламентации отношений по обеспечению закрытости сведений, составляющих адвокатскую тайну, от третьих лиц, отсутствует положение, содержащее запрет вызывать и допрашивать в качестве свидетеля работника адвокатского образования об указанных обстоятельствах. Такой запрет, как известно, установлен только в отношении адвоката (ст. 8 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре).

Наличие законодательного запрета на истребование от вышеуказанных работников сведения, связанные с оказанием юридической помощи по конкретным делам, может означать только то, что работник может быть вызван на допрос, но не может быть допрошен о таких обстоятельствах.

Действующее правовое регулирование также не содержит положения о запрете работнику адвокатского образования сообщать правоохранительным органам известные ему сведения об оказании адвокатом юридической помощи своему доверителю. Такой законодательный запрет существует только в отношении помощника и стажера адвоката. Статьи 27 и 28 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре обязывают помощника адвоката и стажера адвоката хранить адвокатскую тайну.

Однако отсутствие такого запрета в отношении других работников (секретаря, референта, бухгалтера, курьера) не означает, что они вправе сообщать такие сведения.

Установленный ст. 18 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре запрет истребовать от работников адвокатских образований сведений, связанных с оказанием юридической помощи, одновременно является запретом работнику разглашать такие сведения.

В своей деятельности адвокат может прибегать к помощи лиц, обладающих специальными познаниями. Такие лица, оказывая адвокату необходимую ему помощь, могут приобрести знания о сведениях, составляющих адвокатскую тайну. Возникает вопрос: не будет ли противоречить ст. 8 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре допрос аудитора или налогового консультанта, которого адвокат привлек в качестве специалиста по налогообложению, например, в деле своего доверителя, обвиняемого в уклонении от уплаты налогов?

Действующее правовое регулирование прямого ответа на этот вопрос не содержит. Полагаем, что ориентиром в решении поставленного вопроса может быть решение Верховного суда Нидерландов от 29 марта 1994 г. A.H.V.BV. v. Staat der Nederlanden. Высшая судебная инстанция Нидерландов указала в своем судебном решении, что профессиональный бухгалтер сам по себе не обладает каким-либо профессиональным иммунитетом против, например, изъятия или выемки документов в рамках уголовного процесса. Но на него может распространяться такой иммунитет на основании разд. 98 (1) УПК Нидерландов, распространяемый на адвоката, согласно инструкциям и поручению которого бухгалтер действовал, оказывая помощь в особенно сложном деле в связи с тем, что адвокат и сотрудники его бюро не являются специалистами в той или иной области <*>.

< *> Глашев А.А. Распространяется ли адвокатская тайна на специалистов, не являющихся адвокатами? // Вестник Адвокатской палаты города Москвы. Вып. 1 (15). М., 2005.

Как мы видим, в указанном решении суд расширил свидетельский иммунитет и распространил его на специалиста, выполняющего отдельные поручения адвоката.

Вместе с тем очевидно, что поставленные вопросы нуждаются в более четком законодательном регулировании. Речь должна идти о наделении работников адвокатских образований, а также лиц, привлекаемых адвокатом при оказании юридической помощи, таким же иммунитетом, каким обладает адвокат.