Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Леция-8 рус. язык.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
348.67 Кб
Скачать

48

Тема 8. Европейская культура XIX-XX вв.

План

  1. Особенности европейской культуры.

  2. Основные художественные течения: неоклассицизм, романтизм, реализм.

  3. Культурная жизнь конца XIX в.: от натурализма до символизма.

  4. Особенности и общие тенденции развития мировой культуры в ХХ в.

  5. Модернизм как специфический культурный феномен.

  6. Культурная ситуация после Второй мировой войны. Феномен культуры «протеста».

  7. Массовая культура – феномен постиндустриального общества.

  8. Искусство постмодернизма.

1. Особенности европейской культуры.

В истории культуры Нового времени особенное место занимает XIX в. — время классики, когда европейская цивилизация, которая возглавила мировой экономический, социальный и культурный процесс, достигла зрелости и завершенности. Именно так оценивают XIX в. труды выдающихся философов и культурологов О. Шпенглера (1880-1936), Х. Ортеги-и-гасета (1883-1955), И. Гейзинги (1872-1945) и др.

В мировоззренческих принципах культура XIX в. полнее всего обнаруживает принципы, присущие культуре Нового времени в целом: рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и т. п. Стремительное подчинение разнообразных звеньев культурной жизни этим принципам определялось новой исторической ситуацией. Она сформировалась под воздействием трех эпохальных событий, которые произошли еще в XVIII в. Речь идет о промышленном перевороте, который начался с Англии, войне за независимость североамериканских колоний (1774-1776), Великой французской революции (1789-1793). Именно эти события составляют исходную логическую границу XIX в., именно они предопределяют культурный поворот на грани XVIII и XIX вв. Верхняя граница культурной ситуации XIX в. — выход в XX в. Август 1914 г., начало Первой мировой войны — вот конечный пункт развития культуры Нового времени с ее рационализмом и оптимизмом, верой в неограниченный прогресс и искренность человеческой натуры.

Какой же была культура XIX в.? Ортега-и-гасет считал, что этот период утвердил новизну в человеческой судьбе: «Построена новая сцена для человеческого бытия. Три принципы сделали возможным этот новый мир: либеральная демократия, экспериментальная наука и индустриализм... XIX век не изобрел ни одного из них; они походят из двух предыдущих столетий. Заслуга XIX века не в изобретении, а в практическом осуществлении». В Европе произошла модернизация, которая начала постепенно охватывать и другие культурные регионы. Модернизация — в настоящее время распространенный социокультурный термин для описания сложного комплекса изменений, которых испытывают общества и культуры на пути от отсталости к прогрессу. Исходным пунктом здесь служит традиционный тип аграрного, крестьянского общества, а целью является современное урбанизированное, индустриальное общество, где большинство населения зарабатывают на пропитание в городах и на предприятиях. Важной составной частью модернизации считается индустриализация. «Ни одно изменение человеческой жизни со времен изобретения сельского хозяйства, металлургии и городов неолитического периода не имело таких глубоких последствий, как индустриализация», — писал английский историк Е. Хобсбаум.

Индустриализация, или промышленный переворот классического образца в середине XIX в, была осуществленным фактом в большинстве стран Европы и Северной Америки. Состоялся качественный прыжок в отрасли техники, которая стремительно двигалась вперед от паровой машины Ватта (1784), — к пароходу Фултона (1807), пассажирской железной дороге Стивенсона (1825) и парового дирижабля Жифара (1852), от двигателя внутреннего сгорания Отто (1876) — к автомобилю Даймлера и Бенца (1885) и аэроплана Аде (1890), от фотографии Ньепса (1826) — к кинематографу братьев О. и Л.Люмьеров (1895), от электрической батареи Вольта (1800) — к генератору фон Сименса (1867), от телефона Райса (1861) — к радиопередатчику Маркони (1901) и др. По подсчетам П. Сорокина, XIX в. дало человечеству открытий и изобретений почти в 8 раз больше, чем все предыдущие века от VIII в. до н.э., а именно — 8527.

Новая техника с ее скоростями и средствами связи вызывала к жизни новые способы преодоления времени и пространства. Она дала возможность приблизить к себе любую точку планеты, интенсивно осваивать новые территории и разнообразную информацию, в том числе культуры. Мир человека, вовлеченного в европейскую цивилизацию, качественно преобразился.

Состоялись значительные изменения и во взглядах человека на самого себя, росло гражданское сознание, личностное самоуважение. Этому способствовали процессы в социально-политической области. Война за независимость северно-американских колоний (1774-1776) выбила из цепи британской колониальной империи важное звено. Принятие Декларации независимости (4 июля 1776 г.) стало знаковым событием, продемонстрировав возможности борьбы за независимость и права человека. В то же время она засвидетельствовала, что новая цивилизация вышла за пределы Европы, началось формирование мировой культуры как определенной целостности.

Еще одним весомым мировым событием было провозглашение в революционной Франции Декларации прав человека и гражданина (26 августа 1789 г.). Она содержала восходящие для последующего продвижения цивилизации политические парадигмы. В частности, отмечалось, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Среди прав человека фигурировали право на собственность, безопасность и сопротивление притеснению. Началось формирование гражданского общества, либерализации политической идеологии европейских государств, привлечение к политической борьбе широких слоев населения, модернизация политического строя.

В конце XIX в. большинство европейских государств уже имели конституции, в которых определялись гражданские права людей, а во многих странах действовали законодательные органы, которые придерживались всеобщего избирательного права.

Всесторонняя модернизация жизни, восходящее техническое, экономическое и социально-политическое развитие европейских стран способствовало распространению идеи общественного прогресса, утверждению оптимистичного мировоззрения. История человечества виделась как целостный восходящий процесс, на вершине которого находились цивилизованные страны Запада. Приоритет западной, европейской культуры не подлежал сомнению. Философы и историки первой половины XIX в. стремились выяснить закономерности разных периодов мировой истории, пытались перебросить мостик между прошлым, современным и будущим, использовать так называемые объективные законы истории для перестройки нового, «совершенного» общества.

Мировоззренческие представления европейского человека этого периода формировались под непосредственным влиянием принципа историзма, интерес к историческим наукам в первой половине века чрезвычайно возрос. Действительно, когда на протяжении жизни одного поколения людей разрушаются монархии, возникают новые государства, полностью перекраивается политическая карта Европы, в корне изменяется жизнь народов, люди на собственном опыте убеждаются в том, что общество непрерывно развивается. Почему возникают социальные катаклизмы? Ожидают ли человечество новые потрясения, когда их ожидать? На все эти вопросы искали ответ в трудах историков. Общее увлечение историей было характерным для XIX в., как и увлечения философией для XVIII или естественными науками для XVII в. Почти во всех европейских странах создавались исторические общества, учреждались музеи, начали издаваться исторические журналы, формировались национальные школы историков. По-видимому, самой весомой среди них была школа, которая сложилась во Франции во время Реставрации (О.Тьерри, О. Минье, Ф. Гизо). В частности, О. Тьерри (1795-1856) считал, что историческая наука должна быть не «биографией власти», а «биографией массы». «...Движение народных масс к свободе, — писал он, — показался бы нам более величественным, чем походы завоевателей, а их бедствования растрогали бы нас больше, чем несчастье королей, лишенных престола».

В XIX в. завершался процесс формирования научного мировоззрения европейского человека, начатый в предыдущие века. На почве научного мировоззрения создавалась новая культура, где экспериментальная наука постепенно занимала доминирующие позиции. Это сказалось уже в начале века, когда наука окончательно заняла надлежащее место среди предметов преподавания и стала независимой от религии и философии.

Для решения технико-экономических задач требовался новый, опытный подход к явлениям природы. Накоплению естественных знаний способствовали развитие международной торговли, исследование и освоение новых географических регионов. Картина природы становилась более полной, ученые открывали «цепочки», которых не хватало в системе пространственных и временных взаимосвязях природы.

На первый план выдвигались физика и химия, которые изучали взаимопревращение и взаимосвязь разных форм движения. В частности, развивались термодинамика, электрофизика, электрохимия, химическая атомистика. В геологии утверждался исторический взгляд на земную кору, в биологии — эволюционная теория; возникали палеонтология, эмбриология, генетика. Среди известных научных разработок природоведения XIX в. выделяются поляризация света (Малюс, 1808), атомный вес (Берцелиус, 1818), электромагнетизм (Эрстед,1819), электрическое сопротивление (Ом, 1837), электрическая индукция (Фарадей, 1831), клеточное ядро (Броун, 1831), акустика (Допплер,1842), деление клеток (Ремак, 1852), теория эволюции (Дарвин, 1859), спектральный анализ (Кирхгоф, 1859), генетика (Мендель, 1865), периодический закон химических элементов (Менделеев, 1869), бактериология (Пастер, 1881), электромагнитные волны (Герц, 1888), электронная теория (Лоренц, в 1895 г.), электрон (Томсон, в 1897 г.), хромосомы (Бовери, 1894), радиоактивность (П. и М. Кюри, 1898), квантовая теория (Планк, 1900) и т. п.

Невзирая на прогресс науки и связанный с ним позитивистский и прагматичный способы мышления, полной секуляризации европейской культуры в XIX в. не произошло. Начала даже формироваться новая религиозная атмосфера: отчасти как реакция против атеизма просветительского и революционного периодов, а отчасти как следствие прекращения многих старых форм религиозной дискриминации, распространения принципа религиозной терпимости. Религия возрождалась, что удостоверяло набожное рвение масс, укрепление церковной организации, большое количество теологических трудов, оживление теологических дискуссий.

Вызов религиозным догмам, который бросила наука, достиг кульминации в крупном споре по поводу произведения английского естествоведа Чарльза Дарвина (1809-1882 гг.) «Происхождение видов» (1859) и связанной с ним теории эволюции. Христианские фундаменталисты, приученные буквально верить истинам книги Бытия, не видели ни одного способа смириться с теорией, что природа и человечество медленно развивались на протяжении миллионов поколений, а не были созданы Господом за шесть дней и шесть ночей. Однако со временем большинство христиан признало эволюцию человека как часть Божьей цели.

В дискуссиях закалялась богословская мысль, они способствовали модернизации религии и церкви. На протяжении столетия достаточно много богословов получили общеевропейский авторитет. К ним принадлежали берлинский профессор-кальвинист Фридрих Шляермахер (1768-1834), французский аббат-радикал Фелисите Ламене (1782-1854), баварский католик Й. Игнац фон Делингер (1799-1890), обращенный в католицизм англиканец Джон Гентри Ньюмен (1801-1890), который работал в Мюнхене.

Нерядовой, глубоко философский взгляд на религиозную веру выразил датчанин Сарен Кьеркегор (1813-1855), чьи труды поняли лишь через несколько десятилетий после его смерти. Произведения Кьеркегора («Одно из двух», 1843; «Страх и трепет», 1843; «Представление о страхе», 1844; «Смертельная болезнь», 1849 и др.) остро критиковали рационализм. По мнению ученого, истина — это субъективность. Он достигает в еще не исследованных интеллектуальных областях, ища в недовольстве миром и отчаяния истоки религиозного сознания. Критикуя разные попытки рационализации религии, он считал: «история христианского мира — это история утонченного пренебрежения к христианству».

В целом в XIX в. христианская вера пробуждала сильные духовные чувства, и религиозное рвение среди крупных масс людей было не слабее, чем в предыдущем столетии, а может, еще более сильным. Ведь общее повышение грамотности укрепило религиозное образование, а противоречия человеческого бытия, которые углублялись в индустриальный период, лишь привлекали к христианству новых людей.

В философском направлении развитие европейской культуры XIX в., в частности его первой половины, происходило под знаком гегелевской философии. Выдающийся немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) сделал попытку систематизации всего содержания выработанной человечеством культуры. Глубокий историзм мышления дал ему возможность проследить в пределах своей системы известные реальные исторические связи. Всю историю человечества философ рассматривал как единственный процесс, где каждый период занимают свое особое место, и оказывает влияние на следующие эпохи. Уже в ранних произведениях он трактовал иудаизм, античность, христианство как закономерные ступени развития духа. В «Феноменологии духа» (1807) культура человечества показана в ее закономерном развитии как постепенное проявление творческих сил «мирового разума». Свою эпоху Гегель считал переходной к новой формации, которая постепенно вызревает в недрах христианской культуры и основывается на буржуазных моральных и правовых принципах. Влияние гегелевской философии на общественное мнение XIX в. огромно. Развитый им диалектический метод стал своеобразным резюме всей предыдущей истории человеческого познания, научного и художественно-эстетического освоения мира.

Показательно, что своим духовным отцом Гегель признавал величайшего немецкого поэта, мыслителя, естествоведа Иоганна-Вольфганга Гете (1749-1832). Чувственно-поэтическое восприятие природы, присущее многим произведениям поэта, своеобразно отобразилось в философской системе Гегеля. «Когда я оглядываюсь назад, на путь, который я прошел в духовном развитии, — писал Гегель Гете в 1825 г., — я вижу, что Вы вплетены в каждый шаг этого пути, и я бы позволил себе назвать себя одним из Ваших сыновей. Мое мышление получило от Вас силу противостоять абстракции, а Ваши издания были теми маяками, по которые я направлял свое движение». Известно, что Гегель имел большое влияние на систему художественного мышления Бальзака, Мериме и других писателей и деятелей культуры XIX в.

В культурной жизни XIX в. можно проследить два взаимоувязанных процесса — развитие национальных культур и возникновение культурных феноменов, которые имели интегрирующее региональное, а иногда — мировое значение, как, скажем, философия Гегеля. Развитие национальных культур было вызвано укреплением национальных государств. В свою очередь создание региональных литератур и искусств было вызвано к жизни подобием социально-экономических условий, мировоззрения, идеологии, углублениям связей между народами. Рост международного культурного обмена происходил благодаря стремительному развитию мировых экономических контактов, усовершенствованию средств коммуникации. Именно в XIX в. созывались первые международные конгрессы, открывались первые международные выставки, расширялись количество переводных изданий, росли количество людей, которые изучали иностранные языки. Литература и искусство Европы проникают в страны Азии и Африки, распространяется и обратное культурное влияние. Так, Гете создает «Западно-восточный диван», утверждая тем самым новый поэтический стиль, а «Восточные мотивы» В. Гюго открыли период романтизма во французской поэзии. Без «Восточных поэм» тяжело себе представить творчество величайшего английского поэта Д. Байрона. Ориенталистские сюжеты были присущи немецким романтикам (Ф. Шлегель, В. Гауф, Ф. Рюккерт, фон П. Галлермунд Август), повлияли на формирование французской романтичной живописи (Ф.В.Є. Делакруа, Т. Шассерио).

Во второй половине XIX в. европейская и северно-американская живопись испытала влияние японского искусства, которому принадлежала важная роль в творчестве Е.Мане, И.Ж. Дега, Е. Вистлера. Большой всемирный обмен культурными ценностями, который имел место и в предыдущие эпохи, в XIX в. развернулся с особой силой. Однако отметим, что культура стран Европы, которые опередили в научно-техническом отношении Восток, была активнее. В странах Азии и Африки начался процесс «европеизации», и он имел противоречивые последствия.