Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
словарь моисеева.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
2.89 Mб
Скачать

Северновеликорусские говоры (основные особенности)

1. Неполное оканье: гласные [о] и [а] после твердых согласных различаются лишь в первом предударном слоге: с[о]ло́ма, к[о]ло́да, тр[а]ва́. В других безударных слогах (предударных и заударных) после твердых согласных произносится редуцированный [ъ]: ст[ъ]рона́, з[ъ]хоте́л, г[ъ]лубе́й; со́р[ъ]к, пода́р[ъ]к. В говорах, в которых в прошлом бытовало полное оканье, сейчас сохраняются его остатки: после твёрдых согласных во 2-м предударном слоге: м[о]локо́, х[о]рошо́, б[о]рода́вка; в начале слова: [о]храня́ли, [о]торва́ли, [о]тру́бят.

2. Уканье. Начальный [о] переходит в [у] преимущественно во 2-м и 3-м предударных слогах: [у]горо́д, [у]зорни́к, [у]дного́. Значительно реже такой переход отмечается в 1-м предударном слоге: [у]хра́на, [у]тхо́ды, [у]бра́тно (обычно в этой позиции сохраняется [о]).

3. Еканье. Звуки [е] и [а] в 1-м предударном слоге после мягких согласных совпадают в гласном [е]: сл[е]ды́, в[е]дро́; гл[е]де́ли, м[е]ки́на и др. Преобладает еканье предударное.

4. Под ударением в основном нет отличий от литературного произношения, отмечены лишь некоторые отклонения:

а) переход [е] в [о] отсутствует: гн[е́]зды, леп[е́]шка, горш[е́]чек. Переход [е] в [о] произошел: клёшш (клещ), лёшш (лещ);

б) гласный [а] не переходит в [е] между мягкими согласными: пя́ть, опя́ть, племя́нник;

в) в некоторых личных формах глагола держать звук [е] перешел в [о] с отвердением предшествующего согласного [д]: д[о́]ржит, д[о́]ржим и др.

5. Как и в литературном языке, произношение [г] взрывного (город, гром, враги), который оглушается в [к]: овра[к], бере[к], пиро[к].

6. Произошло отвердение долгого шипящего глухого: я[шшы]к, [шш]ука, поме[шшы]к.

7. В говорах твердо произносится долгий шипящий звонкий: во[жжы], до[жжы]к, дро[жжы].

8. Аффриката [ч] звучит мягко, как и в литературном языке, однако в ряде говоров зафиксировано твердое произношение этого согласного, например, в с. Вязовка Оренбургского района. Жителей Вязовки за эту особенность прозвали «чоколтами» (чоколты).

9. Мягкие губные в конце слова не утрачивают своей мягкости: семь, кровь, церковь.

10. Отсутствие смягчения плавного [р] перед губными и заднеязычными согласными: серп, первый, сверху.

11. Не записаны примеры на неорганическое (непереходное) смягчение заднеязычных после мягких согласных: кучка, Ванька, речка.

12. Губно-зубной согласный [ф] употребляется в говоре и не заменяется другими согласными или сочетаниями согласных: фунт, фургон, Фёдор.

13. Переход сочетания [кт] в [хт]: [хт]о, ко[хт]и, тра[хт]орист, ло[хт]ем.

14. Изменение сочетания [чн] в [шн] происходит шире, чем в литературном языке: ру[шн]ой, кула[шн]ый, нару[шн]ики, полуно[шн]ый.

15. Сочетание губных согласных [бм] не подвергается изменениям: обманывать, обмазал, обмерить.

16. Сочетание переднеязычных согласных [дн] также произносится без изменения: годный, видный, бледный.

17. Происходит упрощение конечного сочетания переднеязычных согласных [ст] (мягкого и твердого) путем отпадения [т]: е[с]ь, ше[с]ь, кла[с]ь. Твердое сочетание изменяется реже: хво[с].

Сочетание [жд] переходит в [жн]: каждый > ка[жн]ый.

18. В родительном падеже ед.ч. 2-го склонения значительно шире, чем в литературном языке, представлены формы с флексией -у: из поселку, с базару, с востоку, после сенокосу.

19. Формы на -у употребляются и в предложном падеже 2-го склонения мужского рода ед.ч.: в дому́, в амба́ру.

20. В дательном и предложном падежах ед.ч. у существительных 3-го склонения распространилось окончание -е: дат. пад. – по степе́, по грязе, к площаде; предл. пад. – в пече́, на лошаде, в шале́.

21. В формах мн. ч. им. пад. окончание -ы распространилось на существительные среднего рода: брёвны, стёклы, озёры и на существительные мужского рода с суффиксом -онок- : теляты, курушаты, бочаты.

22. Окончание -а́ им. падежа мн. числа распространилось на существительные мужского рода 2-го склонения (короба́, круга́, тополя́) и на существительные женского рода 3-го склонения (сетя́, цепя́, площадя́).

23. В род. падеже мн. числа большой распространённостью отличается окончание -ов (-ев): в 1-м склонении – звёздов, тру́бов, бабушков; во 2-м склонении – боло́тов, о́зеров, жи́телев; в 3-м склонении – боле́знев.

24. В существительных 1-го типа и реже 2-го типа склонения в твор. падеже мн. числа с основой на согласные [к], [г] утвердилось в безударном положении окончание -ими: иго́лкими, лопа́ткими, теле́гими, набе́гими.

25. Существительные на -мя изменяются в ед. числе по 2-му склонению, при этом основы выравниваются по им. падежу: имя, от и́ми, к и́мю, с и́мем, об и́ми.

26. В говорах получили широкое распространение стяжённые формы полных прилагательных, а также соотносительных с ними местоимений и числительных:

а) им. падеж ед. числа женского рода (окончание -ъ(а) и среднего рода (окончание -ъ(о). Формы женского рода: жа́рин[ъ] пшеница, плоха́ память, дли́нн[ъ] верёвка, ме́лк[ъ] скотина; формы среднего рода: кру́пн[ъ] зерно, чи́ст[ъ] место, любо́ время, большо́ озеро; формы местоимений и числительных: така́ коса, кака́ делянка; втора́ неделя; б) вин. падеж ед. числа женского рода (окончание -у): тёплу воду, це́лу зиму, то́нку палку, плоху́ погоду; формы местоимений и числительных: таку́ корову, каку́ лошадь, в пе́рву очередь; в) им. падеж мн. числа (окончание -ы(и): се́ры пиявки, глубо́ки норы, бе́лы лопухи, кра́сны тараканы; формы местоимений и числительных: вся́ки копны, таки́ люди, кото́ры старухи, шесты́ сутки.

27. Личные местоимения 3-го лица (он, она, оно, они) в косвенных падежах ед. и мн. числа в положении после предлогов образуют форму без «приставочного» [н]. Формы ед. числа мужского и среднего рода: у его, к ему, на его, с им, об им; формы женского рода ед. ч.: у ей (у неё), к ей (к ней), на её (на неё), с ей, с ею (с нею), об ей (о ней); формы мн. числа: у их, к им, с ими, об их.

28. От притяжательных местоимений мой, твой, свой в ед. числе мужского и среднего рода образуются стяжённые формы: мово́, твово́, свово́ (род. падеж), мому́, твому́, свому́ (дат. падеж).

29. Наряду с литературными формами указательных местоимений этот, эта, это, эти употребляются соответствующие диалектные с «вставочным» [н]: энтот, энта, энто, энти. При склонении [н] сохраняется во всех падежах. В отдельных случаях установлено на основе полевых записей, что литературные формы используются, когда указывается на ближайший предмет, а диалектные формы с [н] – если говорится об удалённом предмете.

30. Местоимения во мн. числе такие, какие, никакие при склонении в окончаниях имеют гласный [е] во всех падежах; им. падеж: таке́ (реже такеи), каке́ (какеи), никаке́ (никакеи); в косвенных падежах: таке́х, таке́м, таке́ми, таке́х и др. Так же склоняются и притяжательные местоимения во мн. числе: мое́, твое́, свое́; мое́х, твое́х, свое́х и т. д. К этой группе местоимений примыкают также числительное один и прилагательное другой, которые образуют формы мн. ч. с указанными окончаниями: одне́, друге́; одне́х, друге́х; одне́м, друге́м.

31. Формы творительного и предложного падежей ед. ч. многих местоимений совпадают преимущественно по творительному падежу (иногда по предложному):

а) личные местоимения 3 лица мужского и среднего рода: с йим (с ним), об им (о нём);

б) указательные местоимения: тот (то), этот (это), такой – с тем концом, в тем конце; с этим, об этим; с таким, о таким;

в) вопросительное местоимение какой: с каким, о каким;

г) числительное один (одно): с одним рублём, на одним месте;

д) прилагательное другой (другое): с други́м, о други́м.

32. В формах глагола настоящего и будущего простого времени в окончании 3 лица ед. и мн.числа звучит твердый [т], как и в литературном языке.

33. Глаголы 2-го спряжения в 3 лице мн. ч. в безударном положении употребляются с окончанием глаголов 1-го спряжения: пустют, кормют, красют, ходют, молотют.

34. Широкое распространение в говорах получили стяжённые формы глаголов 1-го спряжения во 2 и 3 лицах ед. ч., 1 и 2 лицах мн. ч. с основами инфинитива на -а, -е:

а) 2 лицо ед. ч.: желаш, знаш, бываш, качаш, стекаш, околеш, сумеш, перетлеш;

б) 3 лицо ед. ч.: зева́т, быва́т, уме́т, суме́т;

в) 1 лицо мн. ч.: называ́м, знам, попада́м, таска́м, поболта́м; поспе́м, уме́м;

г) 2 лицо мн.: знате, гоняте, желате, качате, стекате; поспете, умете;

д) очень редко, но встречаются стяжённые формы в 3 лице мн. числа: обма́зывут (обмазывают), отва́ривут (отваривают);

е) стяжённые формы образуются и от возвратных глаголов, но в основном только в 3 лице ед. числа: он убиватся (убивается), в произношении убива[цца]; называтся (называ[цца]), потерятся, ломатся, старатся, грется. Записана лишь одна стяжённая форма 1-го лица мн. числа: применямся (применяемся).

35. Глаголы с основами на заднеязычные согласные [г], [к] при спряжении утрачивают чередование с шипящими: пеку, пекёшь, пекёт, пекём, пекёте, в том числе и в возвратных глаголах: пекётся, секётся.

36. В возвратных глаголах в положении после согласных употребляется преимущественно, как и в литературном языке, суффикс -ся : народился, остался и т. д. Лишь в некоторых (отдельных) формах отмечен суффикс -си: женилси. Очень редко формы на -си образуются и во 2 лице ед. числа настоящего и будущего времени: завертисси (завертишься) и в повелительном наклонении: не бойси.