Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
gazeta.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
417.79 Кб
Скачать

Мы живем, чтобы работать, или живем, чтобы жить?

Вот мы и дожили до всех прелестей капитализма – в нашем отечественном, а потому весьма усугубленном исполнении. Не успел российский народ – в кои веки – встать с печи и почувствовать вкус к работе, как эту работу у него отбирают. А если и не отбирают, то платят за нее столько, что вслух и произносить как-то неудобно. Однако прошедшие в 30-е годы аналогичный славный период американцы считают, что лучше работать бесплатно, чем вообще не работать. Потому что состояние ничегонеделания вызывает в нашем организме какие-то разрушительные процессы, а последующим поколениям мы передаем ген безделья, который уже ничем не вывести. И к тому же тем из нас, кого коснулась безработица и кому с этим трудно справиться в одиночку, на помощь могут прийти специалисты, которые научать нас поскорее «собирать себя в кучку», дабы начать новую жизнь.

На настоящий момент огромное большинство трудоспособного населения России находится в поисках работы. По словам психолога Р.Золотовицкого, работа все реже становится средством самореализации и творческого самовыражения и все чаще – единственным спасением от экономической смерти. В ситуации, когда рыночное распределение жизненных благ считается в обществе более справедливым, само получение стабильной и высокооплачиваемой работы является не только первейшим жизненным благом, но и важнейшим элементом жизненных планов. Стабильность жизненных планов базируется все больше на удачном поиске работы, причем непосредственным источником стабильности все меньше считают профессионализм и наличие востребованной профессии; все больше – найденную неформальную связь с какой-нибудь сферой прибыли и успеха и главное – лояльностью в ней.

Итак, если вас, слава богу, еще не попросили с насиженного рабочего места, которое вас в общем и целом устраивает, чтобы ненароком не пополнить ряды несправедливо сокращенных, имейте в виду следующее. Работодатель чаще выбирает приоритеты традиционной советской организационной культуры, а именно:

  • в организации по-прежнему больше ценят лояльность, чем компетентность;

  • очень часто профессионала подчиняют администратору и ставят такие условия, когда конъюнктура ситуации внутри организации оказывается важнее, чем существо дела.

А если вы все же попали под маховик увольнения, не точите зуб на весь белый свет, а пуще того – на начальство, которое посчитало, что может без вас обойтись. Попытайтесь по возможности объективно проанализировать ситуацию: возможно, вы на самом деле не слишком много приносите пользы фирме (скажем, вы по-советски слишком много пили чая или перекуривали с большим энтузиазмом, чем работали, и при этом костерили по чем зря вашу зарплату – «разве за такие деньги можно работать?»). Сейчас работа в большой цене, поэтому прежде чем ругать начальство, коллег и зарплату, подумайте: у вас за спиной обязательно стоит конкурент, который вполне будет доволен всем тем, чем недовольны вы.

Если вы попали под сокращение «по возрасту» - а это самая болезненная ситуация, проверьте все же себя, лояльный хороший специалист ценится вне зависимости от прожитых лет, в особенности если он демократичен и не шпыняет молодежь ее некомпетентностью: всегда имеются более мягкие пути поделиться своим опытом – если и впрямь есть желание им поделиться. Если вы перешагнули черту рейтингового возраста, а работа вам сейчас необходима, то вам имеет смысл выйти на рынок труда. Никогда не поздно начать все с начала.

Поведение человека в ситуации потери работы хорошо изучена в зарубежной психологии. Переживается эта ситуация индивидуально, но основными являются следующие модели:

  • под давлением негативным чувств отчаяния и тревоги человек становится более агрессивным, основные силы тратит на поиски врага, а не поиски работы, обвиняет близких в недостатке деликатности и чуткости, становится излишне суетливым;

  • под воздействием все тех же негативных чувств человек ложится на диван и ждет, что ситуация исправится сама собой. Чем дольше человек лежит, тем меньше у него шансов, что ему под подъезд приведут белого коня и позовут на царство. Психологи отмечают, что более эффективные попытки найти работу являются в первые три месяца, далее бодрость даже у самого уравновешенного человека идет на спад;

  • есть и третья основная модель поведения в условиях потери работы. Для некоторых людей эта ситуация трактуется как своего рода благо, дающее возможность по-новому взглянуть на себя и свою роль в обществе, изменить что-то неудовлетворяющее и занять более активную социальную позицию. Они ищут пути извлечения выгоды из вынужденной негативной ситуации. Кстати сказать, этим путем пошли многие из «челноков». Первыми «могиканами» среди них были потерявшие работу женщины, которым некогда было комплектовать из-за потери профессии, ибо требовалось кормить семью. Многие из них сейчас и образовали тот самый средний класс, над которым в наше время опять навис дамоклов меч. Однако вся надежда именно на этих людей. Они уже прошли через огонь и воду первой волны безработицы, возродились в ней и перестали бояться кризисных ситуаций, поскольку верят в самих себя. Поэтому они обязательно найдут выход – для себя, в первую очередь, но заодно, конечно, и для страны.

Николай Плеханов

«Московский вестник», 2002

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]