Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Инструкция. Анализ рекламного текста.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
1.57 Mб
Скачать

Ирина Черепанова,

доктор филологических наук,

профессор

Коммерческая реклама очарования

Анализ и создание суггестивного рекламного текста

Миллион человек посмотрят какое-нибудь

телешоу, а наутро они все умрут, потому

что среди программы была реклама.

Представьте, какая поднимется паника.

Чак Паланик, «Колыбельная»

Суггестия (внушение) в рекламной практике представлена в любой области: самопрезентация, получение выгодного заказа, создание действенного текста, анализ предлагаемого варианта влияния, оформление документов для рассмотрения заказчиком, защита от «профессионального сгорания». Коротко рассмотрим некоторые из них.

Но сначала уделим внимание суггестивной лингвистике и уникальной компьютерной программе для анализа рекламного текста – выявление суггестивного влияния языка (далее - «Словодел»), в которой она лаконично и удобно оформлена.

Прикладная и динамическая суггестивная лингвистика, представленная в виде специальной программы-редактора, дает возможность целенаправленно воздействовать на установки отдельной личности и общества, создавая совершенные тексты влияния на подсознание с полным контролем «подпороговых стимулов». Это касается в равной степени коммерческой и политической рекламы, которая рассматривается нами как средство социальной терапии общества. Ведь делать Добро не только благородно и законно, но и очень прибыльно.

Компьютерная программа «Словодел»

Исходные данные для создания программы для экспертизы рекламного текста получены в результате многочисленных психолингвистических экспериментов, а также анализа массива универсальных текстов внушения, включающего как классические универсальные суггестивные тексты (молитвы, мантры и заговоры), так и тексты психотерапевтического и гипнотического воздействия. Уникальные блоки программы основаны на аппаратном исследовании с использованием 16-ти канального электроэнцефалографа, материалах частотного словаря творческого бессознательного и словаря проблем. По мере поступления новых данных программа обновляется, уточняется и становится все более совершенной. Она многолика и представлена различными версиями: «Словодел», «Гамаюн», «Стрела времени», «Детектор правды».

Слово пугает, обещает, порождает надежды, прославляет или бранит (слияние хвалы и брани нейтрализует ложь). … Слово не знает, кому оно

служит, оно приходит из мрака и не знает своих корней. Его серьезность связана со страхом и насилием.

М. Бахтин

Все мы летаем во сне, особенно в детстве. Однако крылья у каждого разные. Один вечно парит в мире грез, словно белый и легкий ангел. А другой – Избранный - отправляется в полет наяву на стальном и сильном самолете прямо к намеченной Цели. Именно ему предназначено изменить Мир… И он ведает, что творит. И несет за свои действия всю полноту ответственности.

Программа экспертизы текстов внушения «Словодел» - пульт управления сверхсовременным лайнером, позволяющим в мановение ока переместиться в самые дальние уголки бессознательного личности и массы. (Напомню, что у наших прародителей подобный полет вдохновения на ковре-самолете длился веками – именно столько времени ушло на создание универсальных суггестивных текстов – уникального духовного наследства русского народа).

Из глубины веков передался нам, современным людям, и врожденный инстинкт страха. Покидая пещеру с дубинкой в руке, древний человек никогда не знал, что его ожидает – нападение саблезубого тигра или схватка с озлобленным врагом. И всегда готовился к самому худшему. «В опытах с животными выяснилось, что в онтогенезе первыми получают выражение именно отрицательные реакции, соотносимые поначалу только с нейтральным состоянием организма; реакции же положительные формируются не ранее чем через две недели после рождения.

Между тем, по мнению ряда афазиологов и других исследователей закономерностей угнетения и восстановления различных психических функций, позже других выключаются и раньше восстанавливаются те виды психической деятельности человека, которые развились в филогенезе раньше других. Соответственно отрицательные эмоции последними исчезают и первыми восстанавливаются, из чего делается закономерный вывод об историческом приоритете отрицательных эмоций и, естественно, средств их выражения. Положительная, мелиоративная эмоция – продукт дальнейшей эволюции организма. Очевидно, что именно этим обстоятельством и объясняется в большей мере относительно большая легкость усвоения нами отрицательных эмоций сравнительно с положительными» (Жельвис, 1990, с. 10).

Мифология всех без исключения народов переполнена злыми сущностями, всегда готовыми вредить людям всеми возможными средствами, в том числе и языковыми. Для примера приведем одну «страшилку», которая пришла к нам из глубины веков:

«На берегу черной-пречерной реки стоит черная-пречерная гора.

На черной-пречерной горе стоит черный-пречерный дом.

В черном-пречерном доме стоит черный-пречерный гроб.

В черном-пречерном гробу лежит черный-пречерный мертвец.

Отдай мое сердце!

Весь вечер братья рассказывали друг другу страшные сказки. Потом младший долго-долго не мог уснуть, а как только забылся сном, сразу привиделось: и черная гора, и черный дом, и черный гроб. Вот-вот откроется крышка и раздастся крик мертвеца!

Открыл мальчик глаза и чуть сам не закричал от ужаса: в темноте стоит над ним какой-то усатый человечек и водит усами и руками в темноте.

  • Кто ты такой? – сам себя не слыша, спросил мальчик.

Усатый громко захохотал и исчез.

На крик прибежали взрослые и долго не могли успокоить перепуганного малыша. Пришлось матушке просидеть рядом всю ночь. А утром он заболел. И знаете почему? Потому что заговорил с тем страшным, усатым. Ведь это был не кто-нибудь, а баечник!».

Вообще-то это был текст «жесткого кодирования» с огромным суггестивным потенциалом и ярко выраженным тета-минус ритмом, который вызывает гнев, раздражение и панику. А на его зов приходит и баечник (перебаечник) – злой домашний дух. И ничего доброго от него ждать не приходится. Появляется он только ночью – особенно после того, как люди рассказывали друг другу страшные истории.

Обратите внимание, что точно такие же истории дети рассказывают друг другу и сегодня. А роль баечника успешно исполняет телевизор (или несколько), который есть в любом доме, и вещает не менее жуткие, но еще более виртуозно оформленные «страшилки». И нет заклинаний у современного человека, чтобы уберечь себя от этого влияния.

Страх закреплен на уровне содержания, поэтому в большинстве национальных культур эмоционально нагруженные слова «отрицательного толка» встречаются в речи значительно чаще, чем «положительные». Подобная асимметричность имеет психологическое объяснение, так как отрицательные, мешающие стороны бытия воспринимаются человеком намного острее, чем положительные, способствующие комфорту факторы, которые обычно рассматриваются как естественные, нормальные, а потому и менее эмоциогенные. К хорошему быстро привыкаешь!

Но даже когда мы скрываем свое отрицательное отношение к собеседнику либо действительности, язык магическим образом проявляет наш первобытный страх через символику звуков нашей речи.

Как вырваться из страшного мрака, если даже на генетическом уровне мы буквально закодированы негативом, и испытываем подобное воздействие всю свою жизнь – просто общаясь, смотря телевизор, ведя внутренние монологи с собственным бессознательным? Одолеть Демонов Тьмы и лететь к звездам может только истинный Победитель. Но для этого надо взять в руки орудие Света и умело им манипулировать. Научный меч-кладенец по имени «Словодел» таит в себе великую Силу Владения миром, потому что позволяет познавать себя и других, анализировать и синтезировать суггестивные тексты, управлять индивидуальным и массовым сознанием. «Словодел» избавляет от Страха и дает обратную связь, позволяя предугадать, чем наше Слово отзовется.

Язык – Друг и Враг, Защитник и Предатель. Язык амбивалентен и поливариантен. Он таит в себе ключ от «таинственной русской души». И даже если большая часть информации поступает к человеку через неязыковые каналы, она усваивается и воздействует только благодаря словесной переработке. Не говоря уже о том, что "В начале было Слово…", любая расшифровка невербальной информации происходит вербально. А как иначе определить "закрытость", "лживость" или "коварные намерения"? Уникальный язык звука и ритма понятен и младенцу. И в состоянии комы последним «отключается» именно слуховой анализатор. И кто знает, не выведет ли Вас из вечной тьмы голос просветленного друга или любимой благодаря верному Слову, когда не испорченные гуманитарным образованием медики бессильно разведут руками…

Согласно объективной психологии, язык определяет сопутствующие сообщению тон, тембр, настрой и жесты говорящего: слухи – шепотом, призыв – командирским голосом. Тот, кто занят поиском противоречий между произносимым и демонстрируемым, просто-напросто не умеет соотносить разные уровни информации. Он вслушиваются в то, ЧТО говорят (лексику и синтаксис), но не улавливает КАК: скрытое, латентное содержание, кодируемое фоносемантикой, ритмом и другими «подпороговыми стимулами» языка. Если человек произносит много «шипящих», «задненебных» согласных, «звукобукв» "Ы", то порождает текст жесткий, насильственный для подсознания, и все его жесты, соответствующие этому намерению, подтверждают эту скрытую от сознания установку. Научиться слышать и контролировать смысл «звукобукв» очень трудно. Но это Чудо возможно благодаря современной науке. И тогда Магия изначального языка становится точным оружием воздействия в руках профессионала.

Американские исследователи признают, что язык передает эмоции лучше и полнее, чем только визуальный или паралингвистический каналы. Однако, в силу бедности лингвистической традиции, связывают это наблюдение со «словами» (значением) и «правилами языка» (синтаксисом).

Российским исследователям легче: отечественная лингвистика является высокоразвитой и представлена множеством школ. И, несмотря на то, что львиная доля их относится к области классической филологии и представляет собой теорию в чистом виде, встречаются и по-настоящему «пионерские» направления, опередившие мировую науку на десятилетия. К последним относятся исследования, ориентированные на изучение латентных уровней языка - загадочных «подпороговых стимулов», которые влияют на установки.

Сегодня полученные прикладной отечественной суггестивной лингвистикой результаты представлены профессиональной лингвистической программой и могут использоваться в практической деятельности не-лингвистов. «Словодел» - это самая интересная, а главное - полезная компьютерная игра, в которую можно погружаться бесконечно: анализировать имена друзей и врагов, комплименты и ругательства, моделировать тексты психотерапии или порчи, выявлять скрытые намерения собеседника… В то же время это универсальный инструмент воздействия и экспертизы, «интеллектуальный тренажер» для развития собственных лингвистических способностей. Если работать с программой осознанно, пройдя специальное обучение, и регулярно, то можно научиться создавать совершенные тексты Силы, терапевтически воздействующие на Массовое сознание. Это позволит, к примеру, упразднить трудоемкие фокусные группы (ведь вы и без них представляете, как отреагируют 9 из 10-ти носителей русского языка), а социологам отвести роль исследователей вчерашнего дня (а не прогнозистов), констатирующих эффективность конкретно проведенной пропаганды и агитации. Можно реально оценить противника, диагностировав его речь). Вы можете, наконец, молниеносно подвергнуть "цензуре" тексты «заказных» журналистов, ведь они тоже люди и порой болеют, расстраиваются, завидуют вам и порождают при этом материалы, вредные для народа, для Вас и ваших денег.

Прикладная суггестивная лингвистика, представленная в виде специальной программы-редактора, дает возможность целенаправленно воздействовать на установки личности и общества, создавая совершенные тексты влияния на подсознание с полным контролем «подпороговых стимулов». С другой стороны, Вы можете совершенно объективно оценить истинное состояние человека и уловить все, что скрыто за причудливой вязью слов. А главное – работа с программой совершенствует работу правого полушария, которое связывают, например, с необъяснимой гениальностью детей индиго.