Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ерасов Б.С. Цивилизация....docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
88.55 Кб
Скачать

18

Б.С. Ерасов цивилизация: слово-термин-смысл

// Цивилизации и культуры. - Вып. 2. – Россия и Восток: цивилизационные отношения.

–М., 1995. – С. 3-30.

Широкий разброс значений, в которых в российском интеллектуальном и публицистическом дискурсе употребляется слово «цивилизация» требует обстоятельного выяснения этих значений, их соотношения друг с другом и с теми смыслами, которые соответствуют употреблению термина, принятого в социальных науках при всем разнообразии сущес­твующих в них школ и направлений. Различие семантических принципов сфер не устраняет такой необходимости, поскольку смыслы слишком легко переходят из одной сферу в другую, и, к сожалению, доминирующей в соперничестве с научной теорией, оказывается публицистика, формируя в общественном сознании соответствующие идеологические установки, конечно, подверженные всем перипетиям идейной борьбы.

Первая задача, возникающая в этой ситуации, состоит в том, чтобы отделить расхожие смыслы слова в социальном дискурсе от содержания научного понятия. Вторая задача заключается в том, чтобы прояснить значение научного термина «цивилизация», подверженного столь различным интерпретациям. Можно полагать, что к настоящему времени в результате ряда основательных дискуссий достаточно определенно означено то теоретическое пространство, которое не подвластно формационной теории и является естественными доменом цивилизационной мысли. Однако вновь и вновь приходится возвращаться к прояснению содержания цивилизационной теории, начиная с определения смысла самого слова «цивилизация».

Возвышение слова

Слово «цивилизация» постепенно входило в интеллектуальный и научный оборот западного общества вслед за термином «культура» на том этапе, когда постепенно ослабевало влияние религиозного мировоззрения и мир все более представал как среда и результат деятельности человека, отделившегося от природы и уже мало подверженного вере в божественное провидение. Поэтому возникла настоятельная необходимость в объяснении принципов функционирования общества, которое же не рассматривалось в качестве объекта, управляемого божественной волей или неведомым Сверхзаконом. Но прежде такое общество должно было получить название, не соотносимое с прежними «град божий» и «град земной», и не только быть любым типом общества, но и соответ­ствовать человеческим устремлениям (С. 3-4).

В своем происхождении, как неизменно отмечается, термин «циви­лизация» восходит к латинскому слову «сivilis», относящемуся к качес­твам «гражданина» как «городского жителя». До нашего времени это значение сохранилось в слове «цивильный», по-прежнему несущем в себе (в западных языках) качества, подобающие гражданину — учтивость, любезность, приветливость и привычность к городской среде. Но значе­ние слова постепенно расширялось и уже Данте писал о humana civilitas как о всеобъемлющей человеческой общности и единстве. Однако этимология слова и его раннее употребление разительно отличаются от тех смыслов, которые оно приобрело впоследствии.

Принято считать, что современная форма и значение термина в ряде случаев сохраняют то, что было введено в оборот прежде всего французскими и английскими просветителями. По мнению французского историка Люсьена Февра, «воссоздать историю французского слова «цивилизация» на деле означает реконструировать этапы глубочайшей революции, которую совершила и через которую прошла французская мысль от второй половины XVIII в. и по наше время». Как он подчеркивает, выяснение отношения к этому слову раскрывает измене­ния, имеющие место во всей совокупности социальных наук, средоточием которых, как он полагал, была Франция эпохи абсолютизма.

Принято считать, что впервые его употребляет маркиз де Мирабо в своем известном трактате «Друг законов» (1757). По его определению, «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития».. Впрочем, он лишь превратил в существительное глагол «сiviliser» - «смягчать нравы и просвещать», и цивилизация должна была означить результат такого процесса и само общество, усвоившее такие нормы поведения и представ­ления. (Характерно, что ранее в сходном значении «регуляция общес­твенного порядка и благочиния» употреблялось слово «роliсе», сохранив­шее это значение и впоследствии.) Впрочем, как Вольтер, так и Ж.­Ж.Руссо употребляли лишь слово «цивилизовать», так что, по словам Л. Февра, «время еще не пришло и операция, заключавшаяся в том, чтобы произвести существительное из глагола, не было простой и механичес­кой». Этим словом все увереннее пользуются Гольбах, Кондорсе и другие мыслители, хотя и в размытом смысле. «С приближе­нием революции слово «цивилизация» празднует победу», и в 1798 г. впервые пробивается в «Словарь Академии», который до тех пор его игнорировал.

Аналогичный процесс происходил в это время и в Англии (хотя Л. Февр настаивает, что во Франции слово «цивилизация» появилось на несколько лет раньше). Первое употребление его в Англии зафиксировано в 1767 г. и предполагается, что это стало результатом усилий английских просветителей и их ответом на такие же лингвистические потребности (С. 4-5).

Придававшееся термину значение должно было противопоставить цивилизацию и «непросвещенные народы», равно как цивилизацию и «темные века» феодализма и Средневековья. С тех пор в одном из словарных значений слово сохранило свое ценностное и просветитель­ское звучание, хотя это следует отнести именно к западному лингвисти­ческому контексту. Зачастую в широком смысле в этом можно усмотреть еще наследие античного мира, которому было присуще противопостав­ление своей культуры, типа духовности и политической организации всем «варварским» обычаям и тем более «дикарям».

Можно заметить, что в приведенных выше значениях культура большей частью выступает как компонент цивилизации. И то и другое означают развитое состояние человеческого общества, результат дея­тельности рук и ума людей. Но постепенно между двумя терминами устанавливается различие. Цивилизация обычно относится к целым народам и странам в их развитом состоянии, а культура — прежде всего к той форме и степени духовности, в которой выражаются высшие достижения цивилизации. Конечно, подразумевалось, что это состояние воплощают в себе прежде всего общества, которые «цивилизовались первыми» (обычно, это Франция и Англия). В этом же смысле слово употребляет Наполеон, обращаясь к своим солдатам накануне высадки в Египте: «Солдаты, вам предстоят завоевания, влияние которых на цивилизацию и торговлю во всем мире будет неизмеримым».

Только в 1819 г., констатирует Л. Февр, слово «цивилизация» впервые употребляется во множественном числе, что свидетельствует о признании (а вернее, о начале признания) многообразия и различий в цивилизационном устроении народов в древности и в новое время. На протяжении всего XIX в. выходят основательные труды ученых, описыва­ющих цивилизации разных стран и периодов как комплексное состояние общества, в котором культуре принадлежит высокое, но не исключитель­ное место. В 1828 г. Ф. Гизо публикует свою «Историю цивилизации в Европе», а через два года «Историю цивилизации во Франции». В 1857-1861 гг. Г. Бокль публикует «Историю цивилизации в Англии».

Но уже в той же постреволюционной Франции, а затем и в Англии, раздаются и множатся голоса критиков порядков, которые называются цивилизованными, но означают кризисное состояние общества, отказы­вающего значительному большинству населения в социальной справед­ливости. А многие историки обращаются к изучению процессов упадка и крушения тех некогда великих обществ древности (прежде всего Римской империи), которые воплощали в себе высший уровень цивили­зованности, но не выдержали внутренних и внешних потрясений. «Понятие «цивилизация», бывшее столь простым в момент своего появления на свет, обогащалось новыми значениями и обнаруживало свойства, кото­рые нельзя было предвидеть» (С. 5-6). Нередко культура обнаруживала тенденцию к отделению от цивилизациям даже к противопоставлению ей. Еще Кант был склонен связывать с цивилизацией прикладные навыки и знания, реализованные в практических достижениях, а с "культурой — полноту творческих потенций человека.

Результатом и стал разброс значений этого слова, зафиксирован­ный в позднейших полных словарях. Согласно словарю Вебстера (1966), цивилизация — это, прежде всего, «идеальное состояние человеческой культуры, характеризующееся полным отсутствием варварства и нераци­онального поведения, оптимальным использованием материальных, куль­турных, духовных и человеческих ресурсов, а также совершенной приспособленностью индивида к социальной общности». Вместе с тем цивилизация — это и ступень или уровень продвижения общества к этому идеальному состоянию (средневековая цивилизация), а также общество с достаточно высоким уровнем производительных сил, преобладание города над деревней, со сложной социальной организацией и наличием письменности. Впрочем, цивилизация может означать и навязывание населению инородной культуры. В более благоприятном смысле к ней можно отнести «соответствие принятым образцам поведения, изыскан­ность манер и мыслей» или же «удобства и комфорт городской жизни».

Умственная атмосфера XIX в,, на которую сильное влияние оказы­вали идеи материализма, эволюционизма, прогрессизма и социал-дарвинизма, отразилась и во взглядах на цивилизацию как на воплощение высокого уровня развития, практических достижений, «правильного управления», динамики и стремления к гегемонии в мире. Критерии цивилизованности были весьма прагматичными и отвечали интересам политического и торгового проникновения европейских держав в эконо­мически менее развитую среду. Естественно, что цивилизация отождес­твлялась и с силовым навязыванием норм культуры «дикарям» и «косным обществам». Тогда и сформировалась идеология «цивилизаторской миссии», с которой приходят европейцы в остальные страны мира.

Естественно, что при таком подходе признавалось существование лишь одной цивилизации, а остальные — не принимались во внимание. Упорядочение торгового обмена, «правильное» правление и администри­рование были важными критериями принадлежности к цивилизации. Духовными атрибутами и дополнениями такой цивилизации были приня­тие христианства и/или признание достижений разума и прогресса. Распространение христианства было существенной составной частью этой миссии, и его принятие длительное время были условием и критерием отнесения к европейской цивилизации — и соответственно отхода от собственной культуры (С. 6).

Таковым было одно из направлений, в котором утверждалось слово «цивилизация». Колониальная идеология использовала в своих прагма­тических целях термин, имевший более сложное и глубокое содержание. Понятие цивилизации стало все шире использоваться в специальных научных дисциплинах при формулировании общих принципов и законов исторического развития человеческого общества. Оно приобрело ключе­вое значение в ряде влиятельных общеисторических, социологических, культурологических концепций, основанных на комплексном подходе к изучению общества и динамики его изменения.