Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция_1-2_История органов юстиции.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
08.11.2019
Размер:
123.9 Кб
Скачать

Судебная система в XV-XVII вв.

В Судебнике перечислены три известных тогда типа суда: 1) суд великого князя и его детей (ст.21), 2) суд бояр и окольничих (ст.1 и др.), 3) суд наместников и волостелей (ст.20 и др.). Решение первого носили окончательный характер как суда высшей инстанции. Сложнее дело обстояло с судами боярскими и наместничьими. Согласно статье 1 – на суде бояр и окольничьих непременное участие принимают дьяки – секретари.

Судебник устанавливал следующие виды судебных органов: государственные, духовные, вотчинные и помещичьи.

Государственные судебные органы делились на центральные и местные.

Центральными государственными судебными органами были великий князь, Боярская дума, путные бояре, чины, ведавшие отдельными отраслями дворцового управления, и приказы.

Центральные судебные органы были высшей инстанцией для суда наместников и волостелей. Дела могли переходить из низшей инстанции в высшую по докладу суда низшей инстанции или по жалобе стороны (пересуд) (ст. ст. 20 и 64). Доклад излагался в специальном докладном списке (или докладной грамоте - ст. 16) - протоколе судебного заседания суда первой инстанции, передававшимся на рассмотрение вышестоящей инстанции. Великий князь рассматривал дела в качестве суда первой инстанции по отношению к жителям своего домена, особо важные дела или дела, совершённые лицами, имеющими привилегию на суд князя, к которым относились обладатели тарханных грамот и служилые люди (начиная с чина стольника), а также дела, поданные лично на имя великого князя.

Великий князь мог перепоручить разбор дела различным судебным органам или специально назначенным князем. Поэтому обещания великого князя о рассмотрении того или иного дела обычно заканчивались: "или кому я прикажу".

Государственная юстиция (местные судебные органы)

В то время судебные органы небыли отделены от администрации. Они же сами исполняли назначенные ими же наказания.

В XVI-XVII вв. Русское государство в административно территориальном плане делилось на уезды. Уезды в свою очередь подразделялись на волости.

Правителями и одновременно судьями в различных административных единицах были наместники и волостители. Наместник управляли уездами, а волостители – волостями. Те и другие назначались великим князем на определенный срок обычно на один-два года. Наместниками ставились бояре, а волостелями – служилые люди, как правило, из среды детей боярских.

Наместники и волостители содержались, или, как тогда говорили «кормились», за счет населения. Первоначально «кормления» (то есть поборы в пользу наместников и волостелей) ничем не ограничивались. Позднее были установлены нормы «кормления», а также определены точные размеры судебных и торговых пошлин, собираемых наместниками и волостелями в свою пользу. Кормленщики были обязаны управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, т.е. содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.) и иметь свои военные отряды для обеспечения внутренней и внешней функций феодального государства.

Судебные функции по поручению великого князя или наместников и волостелей осуществляли тиуны. В соответствии с этим тиуны подразделялись на государевых и боярских. Боярские подчинялись наместнику или волостелю, в пользу которых они собирали доходы. Тиуны государевы или великокняжеские были лишь в Москве и московских волостях, являвшихся великокняжескими вотчинами. Доходы с них поступали в пользу великокняжеской казны. Московский тиун подчинялся не наместнику, а непосредственно великокняжескому казначею. Таким же правом пользовался новгородский тиун.

Судебник 1497 года установил два вида кормления: кормления с боярским судом и кормления без боярского суда. Наместники, державшие кормление с боярским судом, имели право окончательного решения наиболее важных дел (о татях, разбониках и холопах). Наместники и волостители, державшие кормление без боярского суда, не имели права окончательного решения и должны были «докладывать свое решение на утверждение вышестоящего суда.

Вышестоящей инстанцией для кормленщика без боярского суда была Боярская дума, для государевых тиунов – великий князь, для боярских тиунов – наместник с боярским судом. Таким образом в Русском государстве впервые складывается судебная иерархия.

Боярская Дума в качестве суда первой инстанции судила своих собственных членов, должностных лиц приказов и местных судей, разбирала споры о местничестве и иски служилых людей, не пользовавшихся привилегией великокняжеского суда. Боярская Дума была высшей инстанцией по отношению к местному суду. В нее передавались по докладу дела, изъятые из самостоятельного ведения местного суда, а также дела от приказных судей, когда между ними не было согласия, или порядок их решения не предусматривался законом. Помимо этого Боярская Дума была, наряду с великим князем, апелляционной инстанцией.

Судебные исполнители: недельщики, ездаки, доводчики

Лиц, осуществлявших вызов обвиняемых в суд называли недельщиками или праветчиками или ездоками или приставами в Москве и доводчиками - в провинции. Условно все они являлись своего рода судебными исполнителями, но ряду с эти они выполняли функцию следствия и дознания.

Недельщик — должностное лицо, в обязанность которого входили вызов в суд сторон, арест и пытка обвиняемых и передача в суд дел о воровстве, организация судебного поединка и исполнение решения суда. По определению Герберштейна, «недельщик есть до известной степени общая должность для тех, кто зовет людей на суд, хватает злодеев и держит их в тюрьмах; недельщики принадлежат к числу благородных» . Наименование свое недельщики получили потому, что они сменялись по неделям". Недельщики могли назначаться судом по просьбе истца для помощи ему в отыскании ответчика и обеспечения его явки в суд. Герберштейн писал: «Всякий желающий обвинить другого в воровстве, грабеже или убийстве, отправляется в Москву и просит позвать такого-то на суд. Ему дается недельщик, который назначает срок виновному и привозит его в Москву». За отправление этих обязанностей недельщик получал вознаграждение от заинтересованной стороны. За розыск ответчика и вручение ему позовицы (повестки) приставного или срочной грамоты недельщик получал вознаграждение, именуемое «хоженным», в размере 10 денег (ст. судебника 1497г.), если для отыскания ответчика недельщику приходилось выезжать в другие города, то он получал еще «езд», размер которого колебался в зависимости от расстояния от 10 алтын до 8 рублей.

Кроме того, в пользу недельщика взыскивалась полевая пошлина – за организацию «поля», а также вязчее. Вязчее или вязебное — одна из наиболее ранних пошлин, предусмотренных еще в ст. 114 Русской Правды, за связывание беглого холопа. В XV — XVI вв. под вязчим, вяжщим, вязьбой понималась пошлина за связывание подсудимого, наложение оков на него или за подтверждение заключенного сторонами соглашения о судебном поединке и за его организацию. Насколько можно судить, размер этой пошлины, восходящей еще ко временам Русской Правды, в XV — XVI вв. составлял примерно 20—24 деньги.

Аппарат судебных приставов – «недельщиков» формировался из числа дворян и детей боярских. должности эти считались весьма почетными. По замечанию австрийского посла Сигизмунда Герберштейна

Виновность оговоренного подтверждалась не представлением доказательств, а крестным целованием (присягой) оговаривающих (см. ст. ст. 12—13), что свидетельствовало о применении следственной формы процесса при расследовании наиболее опасных деяний. Дела начинались не только по иску частного лица, но главным образом вследствие довода, то есть обвинения, производимого специальными должностными лицами — доводчиками. Они находились в штате наместников и выполняли обязанности судебных следователей.

Доводчикам предписывалось ездити в стану без паропка (помощника) и без простые (в данном случае — без лишней) лошади... А где доводчик ночует, туто ему не обедати, а где обедаеть, туто ему не ночевати. Доводчикам поручался также вызов в суд, а иногда и выполнение судейских обязанностей