Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Четвернин. Проблеммный комментарий к Конституции РФ.doc
Скачиваний:
95
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
3.17 Mб
Скачать

2.2.3. Право на свободу и личную неприкосновенность

2.2.3.1. Стандарты европейского права

Понятие “свобода и личная неприкосновенность”, применяемое в ч.1 ст.22 Конституции (“Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность”), подразумевает свободу в узком юридическом смысле: не свободу в общем и целом (status negativus, status activus), которая раскрывается в совокупности личных, политических и иных конституционных свобод, а свободу от физического или психического принуждения (физическая и духовная неприкосновенность), свободу действий и принятия решений, возможность располагать собой и не находиться под контролем, свободу человека по своему усмотрению перемещаться в пространстве (свобода перемещения). Последнее следует отличать от свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Нарушением права на свободу и личную неприкосновенность является прежде всего ограничение свободы действий и перемещения в результате прямого физического или психического принуждения (насилия)99. Типичными ограничениями свободы (“лишения свободы”) и личной неприкосновенности являются полицейский арест или задержание, предварительное заключение под стражу (до суда) и содержание под стражей на основании приговора суда, принудительная эвакуация, принудительное помещение в лечебное (например, психиатрическое) учреждение. Особый вид ареста как лишения свободы – дисциплинарный арест в виде содержания на гауптвахте до 10 суток, применяемый в качестве наказания (юридической ответственности) за дисциплинарные проступки к военнослужащим и приравненным к ним лицам.

В историческом плане провозглашение права на свободу и личную неприкосновенность было направлено против произвольного ареста и содержания под стражей. Еще Великая хартия вольностей (1215 г.) провозглашала: “Никакой свободный человек не будет взят или помещен в тюрьму, кроме как по законному решению его пэров или по праву земли”100.

Часть 2 ст.22 Конституции призвана (в некоторых важнейших уголовно-процессуальных аспектах она официально еще не действует) установить гарантии против произвольного лишения свободы: “Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов”. Однако здесь даны слишком общие формулировки, которые нуждаются в толковании в контексте современных международных стандартов в области личных свобод и практики Европейского суда по правам человека.

Современные стандарты государственных гарантий права на свободу и личную неприкосновенность содержатся в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, положения которой должны считаться обязательными для России в связи с ее вступлением в Совет Европы и в силу ч.4 ст.15 и ч.1 ст.17 Конституции. Ст.5 Европейской Конвенции, в частности, гласит: “1. ...Никто не может быть лишен свободы иначе, как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:

a) законное содержание лица под стражей на основании признания его виновным компетентным судом;

b) законный арест или задержание лица за невыполнение законного решения суда или с целью обеспечения выполнения любого обязательства, предписанного законом;

c) законный арест или задержание лица, произведенные с тем, чтобы оно предстало перед компетентным судебным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются основания полагать, что необходимо предотвратить совершения им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;

d) задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержание, произведенные с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;

e) законное задержание лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;

f) законный арест или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче.

2. Каждому арестованному сообщаются незамедлительно на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявленное ему обвинение.

3. Каждое арестованное в соответствии с положениями пункта 1 (c) данной статьи лицо незамедлительно доставляется к судье или к другому должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять судебные функции, имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может ставиться в зависимость от гарантий явки в суд.

4. Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство, в ходе которого суд безотлагательно решает вопрос о законности его задержания и выносит постановление о его освобождении, если задержание незаконно.

5. Каждый, кто был жертвой ареста или содержания под стражей, произведенных в нарушение положений данной статьи, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой”101.

Кроме того, ст.1 Про­то­ко­ла №4 к Ев­ро­пей­ской Кон­вен­ции о пра­вах че­ло­ве­ка гарантирует, что никто не может быть лишен свободы лишь на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство.

Положения ч.2 ст.22 следует понимать именно так, как аналогичные положения подробно изложены в ст.5 Конвенции.

Содержание ст.5 Конвенции показывает, что право на свободу и личную неприкосновенность не является абсолютным, и должны быть предусмотрены ситуации, связанные прежде всего с осуществлением уголовного правосудия, когда свобода ограничивается в силу необходимости защиты свободы других и иных конституционно значимых ценностей. Арест и задержание, заключение под стражу и содержание под стражей допустимы лишь при условии соблюдения надлежащей правовой процедуры, т.е. на основании закона и судебного решения (приговора или санкции). “Статья 5 Конвенции преследует три цели: a) провозгласить право на индивидуальную свободу; b) определить круг ситуаций, в которых данное право может быть ограничено при осуществлении государством принудительных действий; c) оговорить важнейшие условия, которые должны соблюдаться, чтобы такие действия контролировались законом. Обеспечивать соблюдение этих условий уполномочены прежде всего национальные суды как стражи свободы, предусмотренной законом. Если данное государство является участником Конвенции, то имеется и вторичная гарантия: национальные законы и действия национальных судей как стражей свободы находятся под надзором и контролем органов, созданных Конвенцией”102.

Согласно абз.2 п.6 Заключительных и переходных положений Конституции РФ (см. 7.4.2.) пока сохраняется противоречащий ч.2 ст.22 порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, предусмотренный уголовно-процессуальным законодательством РФ. Следовательно, любые нормы, противоречащие ч.2 ст.22, не относящиеся к уголовно-процессуальному законодательству, являются недействительными с момента вступления в силу Конституции РФ 1993 г.