Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Четвернин. Проблеммный комментарий к Конституции РФ.doc
Скачиваний:
95
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
3.17 Mб
Скачать

5.3.2. Органы местного самоуправления

Ч.2 ст.130 Конституции пре­ду­смат­ри­ва­ет осу­ще­ст­в­ле­ние гра­ж­да­на­ми ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния так­же "че­рез вы­бор­ные и дру­гие ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния". Это кон­кре­ти­за­ция ч.2 ст.3 Кон­сти­ту­ции, где ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния рас­смат­ри­ва­ют­ся в ка­че­ст­ве од­ной из форм осу­ще­ст­в­ле­ния вла­сти на­ро­да.

Закон 1995 г. (ст.1) характеризует органы местного самоуправления двумя при­зна­ками: они на­де­ле­ны пол­но­мо­чия­ми по ре­ше­нию во­про­сов ме­ст­но­го зна­че­ния и не вхо­дят в сис­те­му ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти. Следует добавить, что они фор­ми­ру­ют­ся на­се­ле­ни­ем или его пред­ста­ви­те­ля­ми в ли­це де­пу­та­тов (со­вет­ни­ков), об­ла­да­ют пра­вом из­да­ния локальных нор­ма­тив­ных ак­тов, поль­зу­ют­ся го­су­дар­ст­вен­ны­ми га­ран­тия­ми реа­ли­за­ции сво­их пол­но­мо­чий, вклю­чая го­су­дар­ст­вен­ное га­ран­ти­ро­ва­ние ис­пол­не­ния ак­тов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния.

Ч.1 ст.131 за­кре­п­ля­ет пра­во на­се­ле­ния на са­мо­стоя­тель­ное оп­ре­де­ле­ние струк­ту­ры ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. Оче­вид­но, речь идет не толь­ко о внут­рен­нем уст­рой­ст­ве со­от­вет­ст­вую­щих ор­га­нов, но и об оп­ре­де­ле­нии ви­дов ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, их наименования, взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду ни­ми, в осо­бен­но­сти – ме­ж­ду пред­ста­ви­тель­ны­ми и ис­пол­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми, оп­ре­де­ле­нии внут­рен­ней струк­ту­ры этих ор­га­нов, рас­пре­де­ле­нии ком­пе­тен­ции ме­ж­ду ни­ми и т.п.307

Однако в соответствии с п.”н” ст.72 Конституции установление общих принципов организации системы государственной власти и местного самоуправления относится к сфере полномочий государственной власти. В зависимости от толкования этой нормы, самостоятельность населения в смысле ч.1 ст.131 можно понимать либо как самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления (это будет один из общих принципов “организации местного самоуправления”), либо как самостоятельный выбор в рамках, установленных законом308.

В пользу первого варианта толкования говорит следующее. Во-первых, если бы к названным “общим принципам” относилось государственное предопределение структуры органов местного самоуправления, то не было бы смысла специально подчеркивать в ч.1 ст.131 самостоятельность населения. Во-вторых, в п.”н” ст.72 не говорится ни о какой системеорганов местного самоуправления, задаваемой государством хотя бы на уровне “общих принципов”. Это подтверждается и грамматическим толкованием п.”н” ст.72 (в противном случае говорилось бы осистемахорганов государственной власти и местного самоуправления), и логическим: ст.12 Конституции, в соответствии с которой следует толковать все положения Конституции о местном самоуправлении, вводит понятия “система органов государственной власти” и “органы местного самоуправления”, а в п.”н” ст.72 эти понятия воспроизводятся. Так что ошибочно усматривать в формулировке п.”н” ст.72 указание на некуюсистему, следовательно, иструктуруорганов местного самоуправления, предопределяемую законом309.

Таким образом, по Конституции, общие принципы организации органов местного самоуправления (например, обязательность выборного представительного органа, ответственность перед ним других органов и т.п.) устанавливаются законом, а структура этих органов самостоятельно определяется населением. Конституция допускает, например, что в небольшом муниципальном образовании выборным органом местного самоуправления будет лишь один глава муниципального образования и не будет коллегиального представительного органа.

Однако федеральный законодатель придерживается второго варианта толкования п.”н” ст.72, что обусловлено российскими условиями формирования местного самоуправления “сверху”. Просто практика требует законодательного предопределения структуры органов местного самоуправления.

В Законе 1995 г. предусматривается, например, что выборные органы об­ра­зу­ют­ся в со­от­вет­ст­вии с фе­де­раль­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом, за­ко­на­ми субъ­ек­тов РФ, ус­та­ва­ми му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний (ч.1 ст.14.). Вы­де­ля­ют­ся две раз­но­вид­но­сти вы­бор­ных ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния: а) представительные ор­га­ны, ко­то­рые об­ра­зу­ют­ся по­сред­ст­вом вы­бо­ров на ос­но­ве все­об­ще­го рав­но­го и пря­мо­го из­би­ра­тель­но­го пра­ва при тай­ном го­ло­со­ва­нии; б) ор­га­ны, об­ра­зуе­мые пред­ста­ви­тель­ным ор­га­ном ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. Причем представительные органы понимаются как непременно коллегиальные органы, а не просто избранные населением; от них отличаются исполнительные органы. Глава муниципального образования рассматривается как вы­бор­ное долж­но­ст­ное ли­цо, воз­глав­ляю­щее дея­тель­ность по осу­ще­ст­в­ле­нию ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, но не являющееся представительным органном. Ст.16 Закона 1995 г. гла­сит: "Со­глас­но ус­та­ву му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния из­бран­ный на­се­ле­ни­ем гла­ва му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния мо­жет быть на­де­лен пра­вом вхо­дить в со­став пред­ста­ви­тель­но­го ор­га­на ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, пред­се­да­тель­ст­во­вать на за­се­да­ни­ях пред­ста­ви­тель­но­го ор­га­на ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния". А в за­ко­но­да­тель­ст­ве субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся, что вы­бор­ные долж­но­ст­ные ли­ца мо­гут на­де­лять­ся пол­но­мо­чия­ми пред­ста­ви­тель­но­го ор­га­на ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, за ис­клю­че­ни­ем пол­но­мо­чий, от­не­сен­ных за­ко­но­да­тель­ст­вом к ис­клю­чи­тель­ным пол­но­мо­чи­ям пред­ста­ви­тель­но­го ор­га­на ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. Закон 1995 г. оп­ре­де­ля­ет два ва­ри­ан­та из­бра­ния гла­вы му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния: 1) на ос­но­ве все­об­ще­го рав­но­го и пря­мо­го из­би­ра­тель­но­го пра­ва при тай­ном го­ло­со­ва­нии; 2) пред­ста­ви­тель­ным ор­га­ном ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния из сво­его со­ста­ва. За­ко­но­да­тель­ст­вом субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции до­пус­ка­ет­ся воз­мож­ность из­бра­ния гла­вы му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния на схо­де гра­ж­дан в ме­ст­ных со­об­ще­ст­вах с не­боль­шим чис­лом на­се­ле­ния (на­при­мер, в Рос­тов­ской об­лас­ти – не бо­лее 1000 че­ло­век).

Между тем, законодательное разделение представительных (читай – “законодательных”) и исполнительных органов на уровне местного самоуправления вряд ли уместно и противоречит смыслу ч.1 ст.131. При вы­бо­ре оп­ти­маль­ной мо­де­ли ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния глав­ный во­прос состоит не в том, как рас­пре­де­ле­ны пол­но­мо­чия ме­ж­ду коллегиальным пред­ста­ви­тель­ным ор­га­ном, гла­вой му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния или его ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей, а в том, насколько не­по­сред­ст­вен­ные и пред­ста­ви­тель­ные формы сочетаются с компетентностью и пер­со­наль­ной от­вет­ст­вен­но­стью. Здесь, в частности, можно придерживаться ленинского принципа власти Советов: кто принимает решения, тот их и исполняет. Здесь нет государственной власти и раз­де­ле­ния вла­стей, но должны быть раз­гра­ни­че­ние и пер­со­ни­фи­ка­ция пол­но­мо­чий, ко­то­рые суть конституционные пол­но­мо­чия ме­ст­но­го со­об­ще­ст­ва на са­мо­управ­ле­ние, а не полномочия, предусмотренные законодателем.