Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ианнуарий Литературные особенности Книги Откров...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
29.09.2019
Размер:
126.46 Кб
Скачать
  1. Книга Откровения как христианское пророчество.

Пророчества – вдохновенные Богом речения, обычно изрекавшиеся от имени Бога во время богослужебных собраний. В наше время под пророчеством люди нередко понимают предсказания будущего. Но это неверное понимание. Пророки не так уж часто предсказывали предопределенное будущее. Пророчества – изложение воли Божией людям, они преимущественно касаются настоящего, того, что происходит здесь и сейчас. Они, как правило в образно-символической форме, обращались к слушателям с обличением, увещанием, утешением или предостережением. Не предсказания, а именно предостережения: «Если вы не исправитесь и не будете делать то-то и то-то, то с вами может произойти т-то и то-то». Древние пророчества в известной мере можно уподобить современной вдохновенной проповеди.

О св. Иоанне, авторе Книги Откровения, из самой книги мы знаем, что он – иудеохристианский пророк. Поскольку вся книга носит характер пророчества, для ее понимания мы должны знать ситуацию раннехристианского пророчества. Св. Иоанн действовал как пророк в церквах, к которым он обращается. Семь «оракулов» в главах 2-3 говорят о его знании ситуации в каждой церкви. Обычно пророки действовали в контексте богослужебных собраний. Поэтому чтение (1:3) записанного пророчества св. Иоанна – замена личного присутствия. Обычно в собраниях пророки объявляли о том, что им «открыто Богом» (1 Кор 14:30). Такое пророческое откровение принимало форму «слова Божия» церкви в состоянии вдохновения Духом Божиим. Оно произносилось от имени Бога или Христа, так что «Я» в пророчестве – «Я» Бога или Христа, Которые обращаются к церкви через пророка. Раннехристианские пророки получали также откровения в видениях, которые они затем сообщали церкви. Вспомним знаменитое видение Апостола Петра, о котором рассказано в Книге Деяний (Деян 10:9 – 11:18). Видения были личными переживаниями (иногда и во время богослужения), но сообщались всей церкви как пророчества. Можно провести границу (правда, не абсолютную) между двумя типами пророчеств: оракулами от имени Бога или Христа и сообщениями о видениях. Почти вся Книга Откровения – отчет о видениях, но содержит и некоторые оракулы. Например, в прологе через пророка говорит Бог: «Я есмь Альфа и Омега, говорит Господь Бог, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (1:8). Оракулы от имени Иисуса Христа мы видим в эпилоге: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец» (22:12-13); «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (22:16); «ей, гряду скоро!» (22:20). Семь вестей церквам (2:1 – 3:22) тоже оракулы, «речи Христа» церквам. В книге есть и несколько других оракулов. Эти оракулы перемежаются с пророческими сообщениями о видениях.

Хотя Книга Откровения в целом похожа на пророчество св. Иоанна, которое он как бы устно изрекает (или диктует стенографу) под воздействием Духа, она всё же – сложная композиция, разработанная гораздо тщательнее, чем это возможно при спонтанном наитии. Откровение – удивительно искусный литературный труд. Безусловно, св. Иоанн имел замечательный визионерский опыт. Но в процессе долгой рефлексии, богословского осмысления он переработал этот свой опыт в литературный труд, задача которого была не столько репродуцировать видения, сколько сообщить о смысле открытого ему в видениях. Откровение – книга, предназначенная для устного прочтения («блажен читающий и слушающие» – 1:3), но, будучи сложнейшим по форме литературным произведением, с множеством аллюзий, с глубиною смыслов, эта книга качественно отлична от спонтанных пророчеств.

Св. Иоанн не мог присутствовать и пророчествовать в церквах лично. Он пребывал на острове Патмос, где и писал: «Я, Иоанн, брат ваш …, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (1:9). Это предполагает, что он, скорее всего, был сослан туда в самом начале эпохи гонений на христианство, при императоре Домициане в 90-е годы I века РХ.

Хотя обычно пророчества в раннем христианстве были устными, св. Иоанн имел много образцов записанных пророчеств в Ветхом Завете и в иудейской апокалиптической литературе. Сам он явно рассматривал себя в предании ветхозаветных пророчеств. Например, в 10:7 он слышит: «В те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам». Это явная аллюзия на пророка Амоса: «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам 3:7). Таким образом, Иоанн ставит себя в ряд ветхозаветных пророков. Затем Иоанн продолжает сообщать о своих пророческих полномочиях, подражая пророку Иезекиилю. Сравним два места: Иез 2:9 – 3:4 и Откр 10:8-11.

«И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «плач, и стон, и горе». И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву. Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток; и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед. И Он сказал мне: сын человеческий! Встань и иди к дому Израилеву, и говори им Моими словами» (Иез 2:9 – 3,4).

«И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих»

Это «опять пророчествовать», собственно, означает «заново пророчествовать», то есть задача Иоанна – провозгласить исполнение того, чтò Бог открыл пророкам прошлого. Для Книги Откровения характерно, что вся она насыщена аллюзиями, то есть намеками на ветхозаветных пророков, хотя, – и это поразительный факт, – прямых цитат из Ветхого Завета в Книге Откровения нет. Будучи христианским, новозаветным пророком, св. Иоанн не цитирует ветхих пророков, но «заново» толкует их пророчества. Например, пророчество о Вавилоне (Откр 18:1 – 19:8) эхом отражает все пророчества о Вавилоне в Ветхом Завете (Ис 13:1 – 14:23; 21:1-10; 47; Иер 25:12-38; 50-51), а также два больших пророчества о Тире (Ис 23; Иез 26-28). Христианский пророк Иоанн не только понимает себя в предании ветхозаветных пророчеств, но и видит себя на вершине этого предания, когда все эсхатологические оракулы пророков уже либо исполнились, либо близки к исполнению. Поэтому Иоанн их собирает вместе и заново толкует. И делает он это в свете исполнения ожидавшейся и свершившейся победы Мессии-Христа, Который представлен в Откровении как Агнец Иисус.