Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Искусство 17.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
1.2 Mб
Скачать

Традиции Возрождения в искусстве барокко

Искусство барокко является развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения, однако в эту эпоху заметно изменилась главная эстетическая установка. Художник уже не должен был сотворчески следовать природе, а совершенствовать её в духе идеальных форм красоты. Эта установка старым принципам новый грандиозный размах, бурную динамику, изощрённую декоративность.

Любовь к прихотливой метафоре, к аллегории и символу достигает в стиле барокко своего апогея. Однако сквозь причудливые полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метафоры в барокко проступает сильное натурное начало. Различные виды искусства активно взаимодействуют, составляя многогранный, но единый "театр жизни", сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника.

 

География барокко

Барокко является, несомненно, феноменом общеевропейской культуры, имеющим свои национальные особенности. Высшие триумфы барокко как стиля риторического, активно и властно захватывающего зрителя, в значительной мере стиля пропагандистского, принято связывать с укреплением абсолютистских монархий, с Контрреформацией как главным курсом тогдашнего папского престола. Действительно, крупнейшие его мастера, законодатели вкуса, такие, как Л. Бернини и Ф. Борромини в Италии, Д. Веласкес в Испании, П. П. Рубенс и А. Ван Дейк во Фландрии, работают в католической среде; однако религиозные и политические программы их образов нисколько не подавляют силу творческой личности, являющей свою гуманистическую мудрость в строгих условиях придворного этикета или церковного ритуала.

В Италии — на родине барокко — отдельные его предпосылки и приёмы проявились в 16 веке.   Наиболее законченное и яркое воплощение стиль барокко нашёл в полных религиозной аффектации произведениях архитектора и скульптора Л. Бернини, архитектора Ф. Борромини, живописца Пьетро да Кортоны.

Стиль барокко получил своеобразное истолкование в Австрии, где он сочетался с тенденциями рококо (арх. И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. Хильдебрандт, живописец Ф. А. Маульберч}, и абсолютистских государствах Германии (арх. и скульпторы Б. Нейман, А. Шлютер, М. Д. Пеппепьман, братья Азам, семья арх. Динценхофер, работавших также в Чехии), в Польше, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Зап. Украине, Литве. Во Франции, где ведущим стилем в 17 в. стал классицизм, барокко оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма, оба направления слились в единый помпезный т. н. большой стиль (убранство залов Версаля, живопись  Ш. Лебрена).

Свой, более скромный и камерный вариант барокко, складывается в странах протестантского культа, например, в Голландии, где итальянские влияния служат — как и в целом ряде других мест — лишь внешним стимулом национальной самобытности (этот стимул разнообразно сказывается в искусстве Рембрандта, Ф. Хальса и даже Я. Вермера). Во Фландрии и Нидерландах в творчестве мастеров барокко сильно ощущение мощного народного начала, стихийных сил природы. Здесь кристаллизуются жанры: пейзаж, портрет, натюрморт. Крупнейшими живописцами северного барокко были: Рубенс и Ван Дейк во Фландрии, Халс и Вермер в Голландии, Маульберч в Австрии. Во Фландрии мироощущение, рождённое Нидерландской буржуазной революцией 1566—1602, внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические начала (живопись П. П. Рубенса, ван Дейка, Я. Йорданса). В Испании в 17 в. некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре школы X. Б. де Эрреры, в реалистической живописи X. де Риберы и Ф. Сурбарана, скульптуре X. Монтаньеса.

В Германии барокко развивается в основном на оставшихся верными католицизму южно-немецких землях. Барокко как нельзя лучше соответствовало вкусам абсолютистской Габсбургской Австрии, где этот стиль своеобразно соединялся с рококо.

Сам по себе стиль идейно и пластически многомерен: в Италии и Голландии, но в первую очередь во Франции внутри него нарождаются более строгие и рационалистичные черты раннего классицизма, по праву называемого «барочным классицизмом» (наиболее знаменитый пример его — Версаль). В 17-18 веках барокко интенсивно распространяется в Латинской Америке, порождая наиболее декоративно-пышный вариант в мексиканском «ультрабарокко», а также в Восточной Европе, в том числе в Белоруссии и на Украине.

В русской архитектуре стиль существует первоначально в виде так называемого «нарышкинского барокко», где западноевропейские орнаментальные приемы накладываются на средневековую структуру; начиная же с эпохи петровских реформ все чаще строятся церковные и светские здания чисто новоевропейского типа, высшим образцом которых являются празднично-мажорные творения В. Растрелли.

Выдающийся фламандский живописец Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми как для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, — мощным интеллектом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности. Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Достаточно посмотреть на его картины, и в этом не останется ни малейшего сомнения. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Хотя ему нравился окружающий его материальный мир, он весь был наполнен глубокой, доводящей до экзальтации религиозной верой своего времени. Что бы он ни рисовал — белокурую Венеру в окружении нимф или задумчивую Богоматерь с ребенком на руках, сияющую светом аллегорию мощных фигур на облаках, плодородный пейзаж возле дома, — его творчество всегда было гимном, восхваляющим красоту нашего мира. "История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа", - писал о Рубенсе один из его биографов.

Автопортрет

Биография Рубенса Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от родины своих предков, в небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, куда его отец, антверпенский адвокат Ян Рубенс, бежал с семьей, ища спасения от жестокого террора испанского наместника в Нидерландах герцога Альбы, преследовавшего протестантов. Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». Только после смерти мужа в 1587 году Мария Пейпелинкс, вновь принявшая католичество, получила возможность вернуться с детьми в Антверпен. Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу, вероятно в соответствии с желанием Марии Пейпелинкс видеть сыновей продолжателями дела отца. Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (1574—1611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена. А Питер Пауль, все сильнее ощущавший неодолимое влечение к искусству, с четырнадцати лет начал обучаться живописи у антверпенских художников. Из трех учителей — а ими были Тобиас Верхахт, Адам ван Норт (оба приходились Рубенсу дальними родственниками) и Отто ван Веен — последний был самым значительным... читать далее » 2 » 3 » 4 » 5 » 6 » 7 » 8 » 9 » 10 » 11 » 12 » 13 »

Ранние биографии Рубенса и суждения современников о нем »

Автопортрет

Дом Рубенса в Антверпене

Мастерская и дом Рубенса Рубенсу хорошо платили за его искусство, и в 1610 году он купил просторный дом в Антверпене (слева на фотографии). Во время своей первой поездки в Италию он увлекся архитектурой и в результате пристроил к дому студию, а также сам разработал фасад дома в итальянском стиле. Он украсил дом классической скульптурой, надписями из романской литературы, а также каменной кладкой в стиле барокко. Рубенс был настолько увлечен таким стилем, что даже написал книгу о генуэзской архитектуре, которая, по его замыслу, должна была побудить других построить себе точно такие же дома. После смерти его дом был продан, а последующие владельцы во многом изменили его интерьер. Однако в 1939 году власти города Антверпена приступили к реставрации всего здания, и теперь туристы могут видеть его элегантный дом таким, каким он был при жизни Рубенса. Мастерская Рубенса, где работали такие его помощники, как Ван Дейк и Снайдерс, и которую часто посещали другие талантливые антверпенские живописцы, была организована в застройке дома. Верхний этаж, куда вела из вестибюля видимая на фотографии лестница, занимали ученики Рубенса, весь первый этаж принадлежал мастеру. Там, в зале с широкими окнами, через которые поступало много света, Рубенс мог работать одновременно над тремя композициями. Размеры этой комнаты были таковы: длина 12 метров, ширина приблизительно 9. Иногда, правда, Рубенс с помощниками только выполняли предварительную работу в студии... читать далее »

Мастерская Рубенса в загородном доме Живописцы

Союз Земли и Воды

Создатель Барокко Даже великие художники очень редко заслуживают чести называться основоположниками нового стиля в живописи. Рубенс — исключение. Он стал создателем живого, волнующе-яркого стиля художественного выражения, позже названного барокко. Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. Один из его величайших поклонников, художник Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим... Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными»... смотреть галерею »

Вакх

Обнаженный юноша

Графика Рубенса Хотя гений Рубенса в большей степени проявился в его живописи, однако грандиозность и живительная сила его рисунков, существующих по сей день, дают ему право занять достойное место среди самых великих рисовальщиков всех времен. Многие из его набросков, как этот портрет его сына Николаса справа, сделаны пастелью, — он их обычно делал, чтобы продемонстрировать одну-две детали из будущего большого полотна своему покровителю, чтобы тот мог иметь представление о том, как будет выглядеть работа в окончательном виде. Другие, с большими деталями, представляли собой линеарные версии его собственных картин, которые он потом передавал граверам для оттисков. Рисунки Рубенса основаны на поразительном разнообразии сюжетов, заимствованных им из множества источников. Они включают копии работ других художников — античности, прошлых веков и его времени, наброски с его детей и окружающего ландшафта, которые он делал ради собственного удовольствия, а также возможного использования в будущем на своих крупных картинах. Каким бы ни был сюжет, Рубенс неизменно рисовал его, приглушая линии очертания предметов, усиливая тени, которые, казалось, наполнялись жизнью и приобретали цвет, хотя и оставались черно-белыми изображениями... смотреть галерею »

Портрет Николаса, сына Рубенса

Три Грации

Женщины Рубенса ("Рубенсовские женщины") Нигде так явственно не чувствуется задорный, веселый, полный здоровой жизни дух Рубенса, как в картинах, изображающих обнаженную женскую натуру. Эротические, как и подобает быть всем «ню», но не пошлые, цельные, но не банальные, рубенсовские женщины свидетельствуют о его сердцем прочувствованном, получаемом от жизни удовольствии. Вряд ли можно назвать противоречием, что этот величайший религиозный художник своего времени был также еще и великим мастером женских форм. По его мнению, тело человека до последней детали в такой же степени творение Божие, как и жизнь любого святого, и хотя он часто помещал обнаженные женские фигуры на фоне прошлой, языческой истории, он рисовал их всегда с откровенной прямотой, что отражало его крепкие религиозные убеждения. С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника. Он рисовал пышных, полнотелых женщин не только потому, что они лучше отражали идеалы его времени, а еще потому, что... смотреть галерею »

Вирсавия у фонтана

Три Распятия

Религия и мифология Однажды Рубенс написал знаменательные слова: «У каждого свой дар: мой талант таков, что как бы огромна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превзошла моих сил». Эти слова как нельзя точнее отражают поразительную универсальность творчества мастера, ибо жанровый диапазон его искусства вместил почти все многообразие тем и сюжетов, получивших распространение во фламандской и европейской живописи XVII века. И хотя лишь немногие из них не нашли претворения в творчестве Рубенса, все они, даже такие далекие от непосредственных интересов художника, специфически «кабинетные» области живописи, как, например, изображение цветов, оказались втянутыми в круг его влияния, подчиненными задачам, поставленным его искусством. Одной из тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно, стала религиозная и мифологическая живопись. Для ее полного понимания важно вспомнить, что Рубенс жил с 1577 по 1640 год, в тот период, который обычно историки называют Контрреформацией, так как он характеризовался возрождением римско-католической церкви, предпринимавшей энергичные усилия с целью подавления последствий протестантской реформации. Это было время острых столкновений, в ходе которых человеческий дух и интеллект добивались больших успехов, но оно также известно своей алчностью, нетерпимостью и беспримерной жестокостью... смотреть галерею »

Святой Себастьян

Елена Фоурмен, жена Рубенса

Портреты Рубенса Само собой, Рубенс был большим мастером портретной живописи, и хотя его работы по своему психологизму и степени постижения модели уступают портретам Тициана, все же, Рубенс по праву входит в число самых значительных портретистов в истории. Портреты Рубенса можно назвать настоящим живописным справочником «кто есть кто» представителей западноевропейской знати XVII столетия. За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского. В 1609 году после возвращения в Антверпен Рубенс стал придворным живописцем при правителях Испанских Нидерландов эрцгерцоге Альберте и эрцгерцогине Инфанте Изабелле. Ее портрет мы видим справа. На этой должности он получил особую привилегию посещать дома самых богатых и знатных дворян. Он написал портреты английского короля, герцога Бекингемского, графиню Шрюсберийскую, испанского короля Филиппа IV, французских королей Генриха IV и Людовика XIII, польского короля Владислава IV Вазы и Марию Медичи. Во время своих творческих путешествий Рубенс оказался вовлеченным в дипломатическую деятельность. Инфанта Изабелла, отдавая себе отчет в том, что искусство Рубенса давало ему свободный доступ в самые знатные королевские дома Европы, сделала его своим хоть и неофициальным посланником, но лицом весьма доверенным. Рисуя портреты или обсуждая заказы на монументальные декоративные украшения стен дворцов, Рубенс одновременно с этим зачастую вел с королями и принцами секретные переговоры... смотреть галерею »

Инфанта Изабелла, правительница Нидерландов

Осенний пейзаж

Рубенс-пейзажист Рубенс нечасто рисовал ландшафты, — спрос на его работы заставлял его в основном заниматься живыми сценами, но все же он сделал множество набросков и этюдов своего любимого сельского фламандского пейзажа. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот, или моста, или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. На закате жизни, когда Рубенс отошел от крупных заказов, он снова вернулся к пейзажной теме... смотреть галерею »

Богоматерь со святыми

Итоги жизни. Посмертие Рубенса "История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа", - такими словами биограф Марк Руузес подвел итог жизни мастера. У него была необычная, поразительная карьера, которая, кроме всего прочего, объяснялась тем, что у окружающих, на любом этапе его творчества, никогда не складывалось впечатления, что Рубенс достиг финального рубежа. Казалось, ему было подвластно все. Он по-прежнему экспериментировал, по-прежнему что-то изобретал, будучи уже на пороге смерти. Его искусство композиции, испытавшее на себе сильное влияние Рафаэля, венецианцев, бурной изобретательности Джулио Романо, декоративной манеры Каррачи и реализма Караваджо, было отлично сбалансировано, отличалось своей энергичностью, мощью и силой, его краски всегда выделялись своим богатством и необычайной бархатистостью. Его великое творение "Снятие с креста", которое он создал для Антверпенского Собора в возрасте 37 лет, продемонстрировало гениальное умение художника распоряжаться красками, его тонкую чувствительность к свету, которая стала главной чертой его живописи. читать полностью »

Прикованный Прометей

Поклонение волхов

Ученики и последователи Рубенса   Рубенс вывел фламандскую художественную культуру на новые пути, став творцом актуального и живого, тесно связанного с современностью искусства. Его открытия были подхвачены многими, особенно молодыми, антверпенскими живописцами. Но каждый из них по-своему претворил созданное великим мастером Фландрии. Дальнейшие достижения фламандского искусства XVII века связаны, в первую очередь, с именами ближайших сподвижников Рубенса - ван Дейка, Йорданса и Снейдерса. Эти художники, правда, не обладали столь отличавшей Рубенса широтой творческого диапазона, их дарованиям была свойственна известная односторонность. Однако в своей области каждый из них достиг непревзойденных вершин мастерства, обогатив как национальную художественную культуру, так и западноевропейское искусство XVII века в целом.

Антонис ван Дейк » Якоб Йорданс и фламандские караваджисты »